(Джек Траут)
Уход с рынка, диверсификация, активизация продвижения – таковы сегодняшние варианты реакции производителей ПК на снижение рентабельности.
Hедавно компания «Квазар Микро» объявила о решении закрыть производство ПК. Она намерена выполнить обязательства по долгосрочным контрактам и в следующем году прекратить работу в этом направлении. Теперь основное внимание компания будет уделять консалтингу и системной интеграции. Среди причин такого решения ее представители называют снижение рентабельности и усиление конкуренции со стороны зарубежных вендоров. При этом другие отечественные игроки от своей доли на рынке отказываться не намерены и не видят ничего опасного ни в постепенном снижении рентабельности производства, ни в конкуренции со стороны А-брендов.
На весах рентабельности
По разлиЧным оценкам, рентабельность производства ПК в Украине колеблется от 6 до 10%. При этом доля ведущих отечественных производителей постоянно растет. По оценкам экспертов, десятка крупнейших компаний в этом году займет приблизительно 35% рынка, а пятерке лидеров будут принадлежать 22-23%, и в перспективе их доля будет только расти.
Украинские производители конкурируют скорее друг с другом, чем с западными вендорами. «Конкуренция с А-брендами существует лишь в сегменте самых крупных государственных тендеров», – рассказывает Александр Радченко, председатель правления «Инвестиционной группы НАВИГАТОР». Даже в корпоративном сегменте, по мнению экспертов, вес ПК зарубежного производства не настолько значителен, как его принято изображать. «А-бренды представлены в основном только в «корпоративе» представительств западных корпораций, у которых существуют стандарты аппаратного обеспечения», – говорит Константин Скаклинев, директор департамента компьютерных систем компании K-trade.
Не видит на сегодняшний день причин для беспокойства и Александр Сизов, руководитель департамента системной интеграции «Фокстрот – IT»: «Рынок продолжает расти, потенциал такого роста заложен в отвоевании доли у ПК «наколенной сборки».
«В структуре себестоимости ПК более 80% составляют комплектующие, потому повышение других статей затрат не оказывает значительного влияния на рентабельность», – говорит Сергей Маглюй, вице-президент по инновациям корпорации «Инком»*. Однако для некоторых отечественных производителей рост «других статей затрат», а именно маркетингового бюджета, все же ощутим. «Рентабельность производства ПК в стране в этом году ниже, чем в предыдущем. Это связано с постоянно увеличивающимися маркетинговыми бюджетами. Компании снижают свой процент заработка для того, чтобы быть достойно представленными в розничных сетях или выиграть корпоративный тендер», – отмечает Андрей Санин, директор компьютерной фабрики компании АМИ. О растущей роли этой части затрат говорят и другие компании. «На сегодняшний день конкуренция проходит уже не только по линии «цена», но также по линиям «бренд» и «эксклюзивность модели ПК». За прошедшие девять месяцев мы увеличили расходы на продвижение ПК. В первую очередь в сетях электроники (совместные акции, специальные предложения и др.)», – комментирует Александр Радченко.
За доходом в разные стороны
Резервы для повышения доходности производители стремятся искать в нескольких направлениях. Так, они стараются снизить издержки производства и логистики (в том числе и за счет масштаба). Кроме этого, многие уже стали задумываться о диверсификации бизнеса.
АМИ, к примеру, пошла сразу по двум направлениям: в Донецке открыта новая фабрика по призводству ПК, а в планах на 2008 г. – диверсификация бизнеса под единым брендом.
Диверсификацией также занялась и «DiaWest – Комп’ютерний світ». Недавно она объявила об открытии туристического агентства, менеджеры которого будут работать на территории магазинов сети.
Что касается «Инкома», то его портфель и без того достаточно диверсифицирован. K-trade пока намерена продолжать работу над созданием дополнительной стоимости своего бренда Bravo.
А-бренды тоже уходят |