Предложенный парламенту проект поправок к банковскому законодательству (законопроект №9342), которым предусмотрено введение понятия проблемных кредитно-финансовых учреждений, расширит возможности Национального банка Украины (НБУ) по влиянию на банки, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.
"Закреплен (в законопроекте – ИФ) перечень критериев для отнесения банка к категории проблемных. Но данный перечень является не исчерпывающим, что дает право Нацбанку относить банки к такой категории и по иным основаниям. Это может быть использовано для давления на частные банки со стороны НБУ", – сказал партнер ЮФ "Кибенко, Оника и партнеры" Максим Шевердин.
"Суть предложенных изменений сводится к усилению контроля над деятельностью банков со стороны НБУ и Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Законопроект, в частности, предусматривает возможность вмешательства данных органов в деятельность потенциально проблемных банков задолго до, собственно, начала возможных проблем", – считает юрист Всеукраинского адвокатского объединения "Альянс" Владимир Шабельник.
Как сообщалось, законопроектом №9342 предлагается, среди прочего, изменить механизм выведения с рынка неплатежеспособных финучреждений, расширить полномочия Фонда гарантирования вкладов и ввести субсидиарную ответственность владельцев банков по обязательствам финучреждений.
По оценке В.Шабельника, принятие законопроекта в предложенном виде даст возможность НБУ и Фонду гарантирования вкладов вмешаться в процедуру оздоровления банка на любом этапе его деятельности при наличии минимальных и даже формальных признаков проблемности.
"Это является отличительной чертой законопроекта по сравнению с действующим законодательством, где регулятор имеет возможность начать влиять на ситуацию только тогда, когда проблема уже очевидна, созрела и требует оперативного вмешательства, которое уже может быть и бесполезным", – пояснил юрист.
Вместе с тем, юристы разошлись во мнениях относительно предусмотренного законопроектом сокрытия Нацбанком информации об отнесении коммерческих финучреждений к категории проблемных.
М.Шевердин высказал мнение, что эта норма вступает в противоречие с правами вкладчиков как потребителей банковских услуг.
Аналогичной точки зрения придерживается партнер ЮФ MVP Legal Group Павел Нуржинский. "Будут существовать определенные риски в части неисполнения банком своих обязанностей по выплате дивидендов от этого вклада (вклада, сделанного после перехода банка в категорию проблемных – ИФ). Неразглашение информации о проблемном банке пока только на руку такому банку, поскольку оно призвано уменьшить отток вкладов, а также дает дополнительное время для того, чтобы банк либо исправил ситуацию, либо вывел активы", – пояснил он.
В то же время, по мнению В.Шабельника, ущемления прав новых вкладчиков соответствующих банков данный механизм не несет. "На сегодняшний момент физическое лицо, размещая свой вклад, может делать это в реально проблемном банке, также ни о чем не подозревая. Разница же будет в том, что о признаках проблемности такого банка уже будет известно регулятору, который параллельно будет совместно с банком осуществлять программу недопущения перехода последнего в состояние неплатежеспособности", – отметил эксперт.
При этом он подчеркнул, что формирование такого механизма возлагает большую ответственность на Фонд гарантирования вкладов в вопросе случайного либо преднамеренного нарушения принципа неразглашения информации, недопущения злоупотребления своими полномочиями, что может привести к нарушению прав отдельных банков и соответственно их вкладчиков.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».