Химики без «химии»

Инновации позволяют Henkel на протяжении последних десяти лет опережать темпы развития своих рынков.


Hа первый взгляд, немецкая Henkel не производит впечатления агрессивной компании – такой, какими сегодня выглядят новоиспеченные глобальные лидеры из Азии или неуемные hi-tech-активисты из Силиконовой долины. Может показаться, что производитель бытовой химии за свою 131-летнюю историю пресытился успехами. Такое ощущение возникает, когда слушаешь, как с истинно немецкой сдержанностью топ-менеджеры Henkel отчитываются на ежегодной пресс-конференции. Но такое впечатление окажется более чем поверхностным, если отвлечься от эмоций и обратиться к фактам. По итогам III квартала 2007 г. оборот Henkel вырос на 3% (до 3,36 млрд. евро) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А органический рост, скорректированный с учетом влияния валютных курсов, оказался на уровне 6%. Причем финансовые аналитики не ожидали от компании более 3,33 млрд. оборота. Операционная прибыль увеличилась до 359 млн. евро (+12%), чистая прибыль – до 245 млн. евро (+12,9%). «По итогам года мы ожидаем органический прирост оборота на 5-6%», – заверяет Ульрих Ленер, председатель правления Henkel.


Особо в компании, входящей в список FORTUNE 500, акцентируют на том, что все бизнес-подразделения компании в своем росте опережали соответствующие сегменты (например, органический рост подразделения по выпуску клеев и герметиков составил 6,8% при росте рынка в 3%).


Между тем нынешний финансовый успех Henkel – не просто случайное везение, а часть стратегического плана. Один из его элементов, по словам CFO компании Лотара Стейнбаха, – это диверсификация продуктового портфеля. Уже сейчас Henkel работает в трех сегментах бытовой химии: «Косметика и средства личной гигиены», «Чистящие и моющие средства» (оба относятся к B2C-направлению) и «Клеи, герметики и технологии для обработки поверхностей» (промышленный бизнес). Расширение предложения здесь происходит, во-первых, за счет собственных инновационных разработок (только в июле-сентябре затраты на R&D составили 87 млн. евро). Причем наиболее интенсивно выводятся на рынок инновации из сегмента косметики и личной гигиены. В то же время концерн занимается более «дальновидным» бизнесом – выпускает клеи и герметики для солнечных батарей и ветровых турбин, а также разрабатывает материалы для транспортных средств, обладающие повышенной ударопрочностью, легкостью, звукоизоляцией и антикоррозийными свойствами.


Henkel также расширяет свой портфель за счет поглощений, правда, не очень масштабных. Не стал исключением здесь и III квартал – Henkel объявил о приобретении за 2,7 млрд. фунтов двух американских подразделений корпорации ICI по выпуску клеев и материалов для электроники. В случае успешного завершения сделки все приобретения компании, начиная с 2004 г., составят 7 млрд. евро.


Не исключением здесь стал и III квартал, когда Henkel за 2,7 млрд. фунтов купила два американских подразделения корпорации ICI по выпуску клеев и материалов для электроники.


В нынешнем году компания частично упростила свою организационную структуру – направления по производству клеев и технологий для обработки поверхностей были объединены в одно подразделение. «Ведь если вы идете к одному клиенту, почему бы не продать ему оба продукта», – говорит Дитер Кноль, генеральный директор «Хенкель Украина». Плюс очевидная синергия: административные расходы только в июле-сентябре удалось снизить на 7,1%.


В перечень заслуг концерна эксперты включают и то, что он вовремя распознал потенциал развивающихся рынков, в особенности БРИК, и постарался там закрепиться как путем запуска новых торговых марок, так и построения собственных производственных площадок. В итоге развивающиеся рынки теперь обеспечивают 35% продаж концерна, а совокупный органический рост здесь по итогам квартала исчисляется двухзначным показателем (14,8%, тогда как в Северной Америке – лишь +0,8%). 

Залишити відповідь