«Ярмарка», но еще не «арт»

Актуальные художники «Арт-Киеву» не доверяют. Частные коллекционеры присматриваются.


Eсли судить по названию, то ярмарка «Арт-Киев» потенциально претендует на статус «Арт-Базеля» или, например, «Арт-Москвы». Но киевский аналог, состоявшийся в начале ноября 2007 г., пока что позволяет делать лишь достаточно сдержанные высказывания относительно его будущих перспектив.


Дело в том, что многие художники, имена которых имеют вес в актуальном искусстве Украины, «Арт-Киев-2007» проигнорировали. Некоторые из них даже попросили не выставлять их работы в галерее. Запомнился и демарш столичной галереи «Цех», которая  «ушла со стендов» на четвертый день после начала работы.


Миролюбиво настроенный Василий Цаголов рассказал, что ему более интересны  художественные акции в компании хороших художников, а не ярмарки. «Ничего не имею против последних, – сказал художник. – На «Арт-Москве», к примеру, обычно реализуются и некоммерческие арт-проекты. В них мне интересно участвовать».


Как и Цаголов, Олег Тистол уже много лет принимает участие в международных арт-ярмарках самого высокого уровня. «Арт-Киев» в список важных для себя событий включать пока не собирается. «Это на самом деле подделка, имитация арт-ярмарки, – считает он. – Взято громкое название, а организовано непрофессионально. «Арт-Москва» тоже начиналась достаточно вяло, но это было не салонное мероприятие. Там существует серьезный экспертный отбор галерей, а у нас экспертов для этого нет. Я категорически против аргумента: «Хорошо, что оно уже есть». Знаете, это похоже на то, как если бы Володя Кличко заболел, а на ринг против Тайсона выпустили меня. Просто, чтобы кто-то участвовал от Украины».


При отсутствии серьезных проектов в духе contemporary art самым заметным событием ярмарки стала экспозиция картин из частных собраний. Шедевров было немного, но позитивные тенденции (в том числе и указание имен коллекционеров) обозначены. «Богатства частных собраний искусства в Украине очень значительны, но это не значит, что они будут так легко и сразу раскрыты», – комментирует ситуацию искусствовед Эдуард Дымшиц. Он полагает, что организаторы «Арт-Киева» должны будут сделать выбор: либо акцентировать внимание на известности собирателя, либо на качестве живописи. «Я не стал бы сегодня критиковать владельцев за качество выставленных полотен. Важно, чтобы эти люди приобщились к процессу. Одних это мотивирует для приобретения более ценных работ, другие решатся показать публике те шедевры, которые до сих пор по разным причинам не хотели демонстрировать», – рассказал он.


Эдуард Дымшиц входил в группу экспертов, которая ознакомилась с произведениями из частных собраний накануне экспозиции. Некоторым владельцам было рекомендовано снять свои работы по причине сомнительной подлинности и невысокого качества. Экспертная оценка – это стресс и еще одна серьезная причина, по которой многие не решаются на публичные показы. 


Самым заметным событием стала экспозиция картин из частных собраний







Вековой тренд


Украинские собиратели искусства всегда любили классику и реализм – и в конце XIX, и в начале XXI века. Это и продемонстрировала экспозиция в Украинском доме. Большая часть собранных картин относится к периоду конца XIX века – 1970-х гг. XX века. «&» попросил Эдуарда Дымшица назвать ключевые работы.
В. Ермилов, «Арлекин» (1922-1924 гг.), В. Меллер, «Эскиз мужского костюма к «Ассирийским танцам» для Брониславы Нижинской» (1919 г.), С. Никритин, «Кругосветное путешествие» (1920 г.). Это шедевры украинского авангарда, принадлежащие киевскому коллекционеру Игорю Дыченко.
В. Ковалев, «Последняя Рада на Запорожье» (1888 г.). Владелец – П. Порошенко.
И. Бокшай, «Село Ужок» (1939 г.). Принадлежит Д. Андриевскому.
Т. Галембиевская, «Урожай» (1980-е гг.). Владелец И. Воронов.
Р. Сельский, «Яхт-клуб в Динтари» (1949 г.), Ф. Манайло, «Современные Карпаты» (1960-е гг.). Неизвестный коллекционер.
В экспозицию также вошли три качественные и дорогие работы С. Шишко (Н. Белоусов), несколько хороших картин М. Приймаченко (О. Пинчук), подборка А. Кольника и Мане-Каца (А. Фельдман), картины Т. Яблонской, принадлежащие семье художницы.

Залишити відповідь