Результаты исследования
Командоры перемен
Журнал Fortune опубликовал рейтинг наиболее влиятельных персон мирового бизнеса Power 25. Лавры лидера эксперты отдали генеральному директору Apple Стиву Джобсу. Он опередил медиамагната Руперта Мердока, инвестиционного гуру Уоррена Баффета и своего компьютерного визави Билла Гейтса. Эксперты утверждают, что за свою 30-летнюю карьеру С. Джобс дважды определял вектор развития компьютерной отрасли. Сначала в 1977 г. компьютер Apple II возвестил о начале эры ПК, а затем графический пользовательский интерфейс первого «Макинтоша» в 1984 г. стал образцом для всей индустрии. В 1997 г. топ-менеджер «встряхнул» сектор потребительской электроники, предложив iPod в симбиозе с iTunes. Он также утер нос опытным ритейлерам, сумев добиться высокой эффективности продаж и нормы прибыли в фирменных магазинах Apple. А в 2007 г. г-н Джобс проявил себя как изобретательный рекламист, организовав громкий запуск смартфона iPhone. Кроме того, именно он был идейным вдохновителем студии Pixar – пионера в сфере анимации. «Никто, кроме Джобса, не может похвастаться таким сильным влиянием на столь широкий спектр бизнеса», – отмечает Fortune.
И все же главный вывод исследования в том, что преимущества сегодня получают те бизнес-лидеры, которые придерживаются «мягкого» стиля управления. Поэтому в список ТОП-25 попали Ллойд Бленкфейн, Эрик Шмидт, Алан Джордж Лафли – люди, обладающие влиянием в деловом мире благодаря своему интеллекту и умению вдохновлять.
Кризис-менеджмент
Airbus в опасности из-за слабого доллара
Слабый доллар поверг в кризис германо-французское авиастроительное предприятие Airbus – «дочку» авиакосмического концерна EADS. Если падение доллара продолжится в ближайшие годы, оно создаст угрозу не только для Airbus, но и для большинства технологических предприятий Старого Света. Причины столь мрачных финансовых перспектив кроются в том, что европейские авиастроители продают свою продукцию за дешевые доллары, а собственные затраты на две трети вынуждены покрывать в дорогих евро. Авиакомпании платить за самолеты в евро не желают. В итоге EADS вынужден переходить с поставщиками на долларовые сделки, подталкивая их к разорению.
Дешевый доллар выливается для европейских концернов в огромные убытки. По словам главы EADS Луи Галуа, если цена евро вырастает по отношению к доллару на 10 центов, то Airbus только на этом может потерять более 1 млрд. евро в производственной прибыли. Реализация принятой в 2007 г. программы экономии Power8 обеспечивает конкурентоспособность Airbus при курсе евро в $1,35. Сейчас, когда курс почти достиг $1,5, европейцы вынуждены изыскивать дополнительные резервы экономии своих затрат в размере 1,5 млрд. евро. Эти резервы EADS наиболее отчетливо видят в США, куда концерну придется перевести ряд капиталоемких производств. При этом г-н Галуа предостерегает: такой шаг будет иметь самые негативные последствия для всего европейского авиастроения.
По информации Gartner, в III квартале доля Motorola на мировом рынке мобильных телефонов сократилась до 13,5%. Тем самым компания уступила второе место Samsung Electronics (14,5%). Лидерство по-прежнему за Nokia (38,1%)
Кризис-менеджмент
GM переключится на водород
General Motors сообщила о намерениях выпустить 1 млн. автомобилей, работающих на водородном топливе. Презентовать эти машины автокорпорация планирует в 2011-2012 гг., а после 2012 гг. начать их массовое производство. «Мы хотим стать компанией, которая произведет первый миллион автомобилей, работающих на тепловых элементах, и получит от этого прибыль», – заявила вице-президент GM Элизабет Лоуэри. По ее словам, корпорация всерьез рассчитывает захватить мировое лидерство в этом сегменте авторынка.
Впрочем, эксперты к заявке американской корпорации на мировое первенство относятся скептически. По их мнению, спрос на ее модели постепенно падает, поэтому не факт, что эти экологически чистые авто окажутся настолько конкурентоспособными. Тем более что ей придется столкнуться с агрессивными противниками: модели на топливных элементах уже разрабатывают Daimler, BMW, Toyota Motor, Honda Motor и Hyundai Motor.
Руководство GM уделяет большое внимание производству авто с гибридным двигателем. В 2008 г. компания планирует выпустить на китайский рынок машину местного производства, одновременно работающую на бензине и электричестве.
20% немецких компаний стали жертвами промышленного шпионажа, вследствие чего только в 2007 г. понесли ущерб в 2,8 млрд. евро. Участие в опросе приняла 741 немецкая фирма
Hi-tech
Программы на завтра
Google решила освоить два перспективных сегмента технологического рынка. Как пишет WSJ, в 2008 г. корпорация запустит онлайновое хранилище данных, где пользователи ПК и владельцы мобильных устройств смогут размещать свои текстовые документы и медиафайлы. Предполагается, что некий базовый объем дискового пространства будет предоставляться бесплатно, а за дополнительную емкость придется заплатить.
По данным американского издания, тем самым Google пытается догнать своего главного конкурента – Microsoft, преобладание которого на рынке традиционных программ пока никто пошатнуть не в силах. Да и в самой Microsoft не боятся возможной угрозы. Вице-президент корпорации Крис Капоссела заверяет: традиционные программы и онлайновые сервисы сосуществовать будут еще долго, так как далеко не все захотят хранить данные в Сети из-за недостаточной конфиденциальности. Правда, несмотря на такой скепсис, Microsoft сама недавно запустила бета-версию службы Windows Live SkyDrive, также предоставляющей пользователям 1 Гб памяти в Интернете.
К середине 2008 г. Google предложит абсолютно новую бесплатную и открытую (на основе ядра Linux) программную платформу для сотовых телефонов под названием Android. Для этого семь сотовых операторов, 13 производителей телефонов и столько же софтверных разработчиков образовали под руководством Google консорциум Open Handset Alliance. Его затея смелая: закрепиться на рынке, две трети которого занимает платформа Symbian, а остальное делят Windows Mobile (Microsoft), Palm OS (Palm) Mac OS X (Apple). Хотя эксперты не очень оптимистичны. По их мнению, такие альянсы обычно недееспособны, к тому же у Google нет никакого опыта в создании софта для мобильных телефонов. Но разработчикам есть за что бороться: сделав с помощью Android более удобным использование своих сервисов в телефоне, Google надеется с лихвой отбить затраты за счет мобильной рекламы (к 2011 г. ее объем достигнет $11 млрд.).
Приобретения
Арабские инвесторы не растерялись
Abu Dhabi Investment Authority (ADIA) – инвестиционный фонд, принадлежащий правительству ОАЭ, – заплатит Citigroup $7,5 млрд., чтобы в результате сложной сделки стать владельцем 4,9% акций американского банка. ADIA получит конвертируемые ценные бумаги компании с доходностью 11% годовых, которые в 2010–2011 гг. будут конвертированы в акции. Как следствие – ADIA станет крупнейшим акционером банка и опередит саудовского принца Альвалида бин Талаля, который еще в 1991 г. приобрел пакет банка, близкий к 5%. Правда, по условиям сделки, ADIA не будет участвовать в управлении Citigroup и не сможет назначать членов совета директоров.
Помощь со стороны ближневосточных инвесторов пришлась крупнейшему американскому банку весьма кстати. Citigroup пострадал от финансового кризиса больше остальных своих конкурентов: он списал активы на $8,4 млрд. в III квартале текущего года и ожидает еще $8-11 млрд. списаний в IV квартале. Это, а также $25 млрд., которые Citigroup направил на поглощения за 2007 г., подорвало его баланс. С начала года бумаги банка упали в цене на 45%, сократив его капитализацию с $277 до 153 млрд. Теперь за счет сделки с арабскими инвесторами, а также принятых мер по сокращению издержек Citigroup ожидает возвращения к нормальному уровню капитала к III кварталу 2008 г.
Аналитики отмечают растущую роль ближневосточных инвесторов за пределами их региона. В этом году фонд Dubai International Capital приобрел пакеты в лондонском банке HSBC и в нью-йоркском хедж-фонде Och-Ziff Capital Management. Государственная Mubadala Development из Абу-Даби выкупила 7,5% Carlyle Group, а ADIA приобрела долю в инвестфонде Apollo Management. Причем инвесторы используют кризис для покупки акций крупнейших западных компаний по дешевке.