Экспертный совет УАИПП (Украинской Ассоциации Издателей Периодической Прессы – ред.) проанализировал фактические результаты размещения рекламы в прессе в 2011 году и спрогнозировал объемы на 2012 год. Как и ранее, прогнозирование выполнено совместно издателями и профессионалами из рекламных агентств, лидеров по объемам размещения рекламы в прессе. В этой работе участвовали представители ЗАО "УМХ", ООО "Караван-Медиа", ЧАО "Сегодня Мультимедиа", ДП Burda Ukraine, ООО "ИА Автоцентр", ООО "TheMarker", РА "Медиа Кит", РА АДВ ГРУПП, Kwendi mass communications expertise & management, РА Carat, РА Group M.
А по региональной прессе – РА "ППН-Украина", РА "Медиа Регион", РА ООО "Дата Медиа", ЗАО "УМХ", ООО "СП Пронто Киев”, ЧАО "Сегодня Мультимедиа", АНРИУ.
Основные прогнозные показатели и экспертные оценки приведены в таблице.
Уточненные оценки объемов рекламы в
печатных СМИ в 2011 году и прогноз на 2012 год
|
Итоги 2010 года, млн. грн. |
Итоги 2011 года, млн. грн. |
% изменения к 2010, декабрь |
Прогноз на 2012, млн. грн., лето 2011 |
% изменения к 2011, декабрь 2011 |
Прямая полосная реклама |
1406,9 |
1563,6 |
11,1% |
1686,99 |
7,9% |
в том числе: |
|||||
По географическому признаку: |
|||||
Всеукраинская пресса |
1182,6 |
1239,1 |
4,8% |
1331,7 |
7,5% |
Региональная пресса |
224,3 |
324,5 |
44,7% |
355,29 |
9,5% |
По типу издания: |
|||||
Газеты |
582,2 |
689,4 |
18,4% |
762,47 |
10,6% |
Журналы |
824,7 |
874,3 |
6,0% |
924,67 |
5,8% |
Вложения, вшивки и проч., |
52 |
57 |
9,6% |
62,5 |
9,6% |
в том числе: |
|||||
Всеукраинская пресса |
43 |
47,4 |
9,3% |
52 |
9,7% |
Региональная пресса |
9 |
9,6 |
6,7% |
10,5 |
9,4% |
"Заказные" материалы |
629,3 |
566 |
-10,06% |
632 |
11,7% |
в том числе: |
|||||
Всеукраинская пресса |
430 |
473,8 |
10,2% |
522,7 |
10,3% |
Региональная пресса |
199,6 |
92,2 |
-53,8% |
109,3 |
18,5% |
в том числе: |
|||||
Классифайд |
122 |
249,7 |
104,7% |
273,2 |
9,4% |
ИТОГО, Пресса |
2210,2 |
2436,3 |
10,2% |
2654,7 |
9,0% |
Всеукраинская |
1655,6 |
1760,3 |
6,3% |
1906,4 |
8,3% |
Региональная |
554,6 |
676 |
21,9% |
748,3 |
10,7% |
Фактический объем рекламы, размещенной в прессе в 2011 году (не прайсовый, а реальный – то есть с учетом всех скидок) эксперты УАИПП оценивают в 2436,3 млн. грн. (рост по сравнению с 2010 годом на 10,2%). Напомним, ранее, летом 2011 года, эксперты прогнозировали рост на уровне 12,6%.
На 2012 год эксперты УАИПП прогнозируют 9%-ный рост совокупного объема рекламы в сегменте печатных СМИ – до 2654,7 млн.грн.
Объем прямой полосной рекламы в 2012 году вырастет на 7,9% и составит 1686,99 млн.грн. Более чем 80% этой суммы – реклама во всеукраинских изданиях (1331,7 млн.грн.), что соответствует увеличению на 7,5%.
Объемы прямой полосной рекламы в региональной печатной прессе в 2012 году составят 355,29 млн. грн., что на 9,5% выше, чем в 2011 году.
Одним из основных факторов, лежащих в основе именно такого прогноза – общие позитивные ожидания по оживлению украинского рекламного рынка, связанные с проведением ЕВРО 2012, а также парламентскими выборами.
Политическая реклама
Фактический объем политической рекламы во всеукраинской прессе в 2011 году составил 75,6 млн. грн., что на 25,8% меньше, чем в 2010. Уточняя прогнозные показатели в августе 2011 года, эксперты УАИПП ожидали 29%-ного падения объемов политической рекламы. Соответственно, результат оказался на 3,2% лучше, чем был прогноз.
В 2012 году ситуация кардинально изменится. Эксперты УАИПП предсказывают значительный рост объемов политической рекламы – на 25,6% по сравнению с 2011 годом, учитывая проведение парламентских выборов.
|
Итоги 2010, млн. грн. |
Итоги 2011, млн.грн. |
Процент роста/падения 2011 года к 2010
|
Прогноз УАИПП на 2012, млн.грн. |
Процент роста/падения 2012 года к 2011 |
объем политической рекламы во всеукраинской прессе |
101,9 |
75,6 |
-25,8% |
95,0 |
25,6% |
Алексей Погорелов, генеральный директор УАИПП, так прокомментировал ситуацию: «Пресса была и остается каналом распространения информации, которому более всего доверяет аудитория. Выборы – один из тех случаев, когда заменить прессу совершенно нереально. Поскольку убеждение здесь играет огромную роль.
То же самое могу сказать и про специализацию. Достижение узких и хорошо сфокусированных аудиторий – непобедимое преимущество прессы. И футбольный чемпионат – именно тот случай, когда спортивные и мужские издания будут рекордно популярными».
Реклама по сегментам
Что касается разной тематической направленности, то эксперты УАИПП прогнозируют следующую структуру рынка рекламы по итогам 2011 года:
Национальная пресса. Уточненные оценки объемов рекламы в печатных СМИ в 2011 году и прогноз на 2012 год по сегментам
|
Объем 2010, млн. грн. |
Объем 2011, млн.грн. (корректировка декабрь)
|
Процент роста/падения 2011 года к 2010 (корректировка декабрь) |
Прогноз УАИПП на 2012, млн.грн. |
Процент роста/падения 2012 года к 2011 |
|
|
||||
женская |
312,0 |
346,8 |
11,2% |
376,1 |
8,4% |
деловая |
153,1 |
174,1 |
13,7% |
189,7 |
9,0% |
рекламно-информационные |
98,5 |
90,5 |
-8,1% |
86,6 |
-4,3% |
автомобильные |
79,1 |
88,4 |
11,8% |
99,3 |
12,3% |
развлекательные |
85,0 |
87,9 |
3,4% |
95,5 |
8,7% |
специальные |
69,4 |
72,0 |
3,7% |
76,6 |
6,4% |
общественно-политическая |
88,5 |
94,2 |
6,4% |
103,7 |
10,1% |
телегиды |
77,0 |
78,8 |
2,3% |
82,2 |
4,4% |
для семейного чтения |
72,0 |
75,2 |
4,4% |
80,9 |
7,6% |
мужские |
55,1 |
61,0 |
10,6% |
67,1 |
10,1% |
информационно-аналитическая |
58,1 |
62,3 |
7,2% |
65,7 |
5,5% |
другие |
9,4 |
8,1 |
-13,7% |
8,3 |
1,5% |
Итого |
1157,2 |
1239,1 |
7,1% |
1331,7 |
7,5% |
Наибольший рост объемов размещения рекламы (12,3%) прогнозируется в автомобильных изданиях. Это связано с в тем, что автомобильный сегмент является один из наиболее пострадавших во время кризиса, в 2012 году вследствие ожидания рынка по оживлению экономики их рост отображает возврат на прежние позиции.
На втором месте – общественно-политические и мужские издания(10,1%). Что связано с выборами и ЕВРО 2012.
В рекламно-информационных изданиях продолжится падение размещения рекламы (-4,3%), ввиду уменьшения их общего количества и концентрацией бюджетов в лидирующих региональных проектах.
Наталья Бойко, координатор Экспертного Совета УАИПП, директор по маркетингу ООО «ИД «Украинский Медиа Холдинг», комментирует: «На рост объемов рекламы в прессе повлияет инфляционная составляющая, Евро 2012 и парламентские выборы. Кроме того, произойдет экстенсивный рост рынка, связанный как с появлением приложений к существующим изданиям, так и выходом новых изданий на украинский рынок. На мой взгляд, крупнейшие издательские дома будут расти быстрее, чем среднее по рынку, за счет перераспределения бюджетов от изданий-аутсайдеров».