«Мы, наверное, еще два-три года не будем изымать прибыль».
Александр Кардаков, президент «Датагруп», намерен в 2008 году инвестировать $55-60 млн. в развитие компании
Развитие рынка
Коммерческие структуры будут развивать цифровое телевидение
На рынке платного спутникового телевидения в Украине намечается оживление: шведский спутниковый оператор SES Sirius AB в ноябре 2007 г. запустил на орбиту третий спутник Sirius 4 для передачи телевизионного сигнала. Он обладает двумя лучами, один из которых направлен на Восточную Европу. Причем центр находится в Украине, что позволяет покрывать мощным сигналом всю страну. О серьезных намерениях шведов укорениться на рынках региона Восточной Европы свидетельствует наличие представительств в Киеве, а также в Риге, Бухаресте и Москве. А в Украине с активизацией бизнеса назначен новый руководитель представительства Перси Густавссон, имеющий большой опыт работы в компании Ericsson.
Провайдером телевизионных услуг для украинцев выступит компания «Вижн ТВ» (под ТМ VIASAT), которая получила лицензию на предоставление соответствующих услуг в мае этого года и намерена предложить потребителям более 60 телеканалов с 2008 г.
По данным SES Sirius AB, к спутниковому телевидению в Украине подключено около 500 тыс. домохозяйств. С запуском нового спутника компания намерена охватить 1 млн. домохозяйств. По словам Александры Желдаковой, руководителя отдела маркетинга «Вижн ТВ», сегодня абоненты спутникового телевидения пользуются услугами различных спутников, получая сигналы бесплатно распространяемых каналов. Помимо спутников Sirius, Украина находится в зоне покрытия Amos, Hot Bird и др. Вместе эти спутники ретранслируют большинство украинских телеканалов на территорию всей страны, однако качество сигнала порой оставляет желать лучшего.
Глобальные угрозы
На климатическом распутье
Украина является страной со средним уровнем развития человеческого потенциала. Таковы данные ежегодного исследования ООН, по итогам которого выводится соответствующий индекс (ИРЧП). Индекс основан на трех показателях – средней продолжительности жизни, грамотности или образованности взрослого уровня населения и уровня доходов (уровня жизни).
Место Украины в глобальном рейтинге – 76-е. В той же «средней» группе ниже Украины расположились Китай, Армения, Турция и др. Возглавили рейтинг Исландия, Норвегия, Австралия, Канада и Ирландия. На последнем месте в группе с высоким ИРЧП – Бразилия (70-е место).
Из-за климатических изменений разрыв между группами стран будет увеличиваться, как и расслоение населения внутри отдельных государств. В докладе ООН сделан вывод: «мир дрейфует к точке невозврата».
Призыв к развитым странам: снизить выбросы углерода к 2020 г. не менее чем на 30% по сравнению с 1990 г., а к 2050 г. – не менее чем на 80%. Планка для развивающихся стран – снижение аналогичного показателя на 20% к 2050 г. Среди предложенных мер – налогообложение выбросов углерода, разработка программ по торговле квотами на выбросы, регулирование энергетики, международное сотрудничество в финансировании передачи низкоуглеродных технологий. Пока же страны не справляются даже с оговоренными ранее планами. Если сохранится нынешняя динамика увеличения выбросов углекислого газа, то к 2032 г. среднегодовая температура увеличится как минимум на 1,3 градуса, а в течение XXI века она может возрасти еще на несколько градусов, что приведет к катастрофическим и необратимым последствиям: засухам, таянию ледников, ураганам и наводнениям.
Новый формат
Украинцам впервые предложили «кофе на вынос»
С выходом на отечественный рынок франчайзинговой сети кофеен Gloria Jean’s Coffees (Австралия), в стране появится новый формат заведений – coffe-to-go («кофе на вынос»).
Относительно украинского рынка австралийская компания строит большие планы. На следующий год сеть запланировала открыть пять кофеен, а в перспективе пяти-десяти лет – около 50 заведений. В общей сложности компания собирается инвестировать около $12 млн. (возможно, не полностью самостоятельно, но также посредством субфранчайзинговых партнеров).
Реализация планов сети на отечественном рынке кофеен зависит от нескольких факторов. Во-первых, на рынке недвижимости сейчас дефицит свободных площадей. Так, стандартная площадь для заведения сети – 60-90 кв. м, но первая кофейня в Киеве занимает около 400 кв. м. Во-вторых, открытым остается вопрос, приживется ли формат в Украине. Примером неуспешности может служить Италия, где потребители просто не восприняли «кофе на вынос». Первые высокие продажи Gloria Jean’s Coffees в Киеве могут оказаться лишь стремлением украинцев попробовать новинку.
Выход крупной международной сети (773 точки в 50 странах) не пугает существующих игроков отечественного рынка – причина в том, что форматы сильно отличаются. Однако им придется больше уделять внимания стандартам обслуживания в кофейнях, так как хорошо обученный персонал – одно из преимуществ международных сетей.
Телекоммуникации
Ратуют за качество, но не всегда считают его важным
69% поставщиков телекоммуникационных услуг предполагают, что в ближайшие пять лет основным фактором повышения доходов будет преобразование бизнес-моделей. При этом, как и ранее (в последнее десятилетие), на рынке как основное условие развития исповедуются принципы сдерживания затрат и обеспечения эффективности. Таковы данные онлайн-исследования, организованного корпорацией IBM (опрошено 250 руководителей глобальных телекоммуникационных компаний). Подавляющее большинство респондентов (72%) считают, что при формировании новых бизнес-моделей важнейшую роль будет играть сотрудничество с партнерами.
В краткосрочной перспективе основными источниками доходов останутся широкополосный доступ в Интернет и голосовые услуги. Но уже через пять лет значимое место в структуре доходов займут телевидение и видеоконтент, а также рингтоны, текстовое голосование и загрузка музыки.
Удивительно: подавляющее большинство респондентов (89%) указали, что качество услуг является важным дифференцирующим фактором. Но лишь около 30% из них рассматривают управление качеством или гарантию качества услуг как важнейшую область, требующую пристального внимания и первоочередных инвестиций.
Вопрос номера
Вы верите в реальную угрозу со стороны торговых сетей?
Западные торговые сети стали разграничивать private labels нижне- и среднеценового сегмента, а также премиального уровня, таким образом напрямую конкурируя с национальными производителями товаров за аудитории разного уровня.
Продукты private labels дополнительных ценностей не предлагают, опираясь, как правило, на рациональные мотивы покупки. Поэтому они скорее будут пользоваться успехом в нижнеценовых сегментах. Тем более они не будут конкурентными на кондитерском рынке, где преобладает импульсный спрос или же нерациональные мотивы покупки.
Владислав Аверченко,
директор по маркетингу и продажам кондитерской компании «АВК»
Не верю. Пивной рынок Украины поделен между четырьмя игроками, которые сосредоточили основные производственные мощности. Кроме того, рынок растет. Не думаю, что кто-либо из крупных игроков в таких условиях согласится на производство у себя продукта private labels, тем более для среднеценового сегмента, на который приходятся основные объемы продаж брендированного пива.
Валентин Кравченко,
директор по маркетингу группы «Сармат»
Такая проблема пока является чисто психологическим раздражителем для компаний-производителей, имеющих сильные бренды… Но готовиться к зиме необходимо с лета. Поэтому мы внимательно отслеживаем тенденции. Мощным сдерживающим фактором является отраслевая прибыльность. Пока украинские производители работают с низкой маржой, никто не сможет производить качественные private labels.
Марко Ткачук,
коммерческий директор IDS Group