Украинские компании демонстрируют недостаточно глубокое понимание процесса IPO, считают эксперты. И утверждают, что резкого увеличения сделок по первичному публичному размещению акций можно ожидать не ранее 2010 г.
Главное препятствие – менталитет
Консалтинговая компаниЯ Deloitte провела исследование «Ожидания компаний стран СНГ от проведения IPO». Консультанты ожидают пик размещения украинских компаний в 2010 г. Основная причина – украинский бизнес пока не готов открывать реальных собственников и предоставлять полную финансовую отчетность. Опросив более 100 компаний в странах СНГ, эксперты делают вывод, что в отношении IPO: охотно делятся информацией казахстанские компании; российские – более закрыты; украинские – часто предоставляют уклончивую информацию. Более того, украинские компании демонстрируют недостаточно глубокое понимание процесса и важных вопросов, связанных с IPO, по сравнению с российскими.
В исслеacдовании выделены следующие особенности украинского бизнеса. Во-первых, украинские компании менее озабочены мировым кризисом ликвидности, чем российские: они расценивают кризис ликвидности как текущую проблему, которая может быть разрешена к тому моменту, когда они будут проводить IPO (через год-два). Во-вторых, в отличие от Казахстана и России, в Украине себя продвигает большее количество иностранных бирж. Таким образом украинские компании имеют более широкий выбор. Однако если речь идет о собственном престиже и необходимости получить от размещения $500 млн. и выше, то они выберут Лондонскую фондовую биржу.
Интересен и такой вывод, который могут взять на вооружение и отечественные предприятия: российские компании ищут инвесторов, заинтересованных в определенной отрасли, а не в «развивающихся рынках» в целом. Российские компании считают, что они выросли из категории «развивающегося рынка», и предпочитают работать с отраслевыми инвесторами в качестве уже зрелых компаний. Кстати, отраслями, компании из которых наиболее активны в размещении капитала на открытом рынке и готовы делиться своими планами, стали: производство потребительских товаров, недвижимость, энергетика и природные ресурсы.
Юридических преград меньше не станет
Резкому росту числа IPO мешают и другие вполне реальные препятствия, в том числе и юридического плана. «Действующее законодательство Украины по-прежнему делает процедуру прямого выхода украинских акционерных компаний на зарубежные фондовые биржи нецелесообразным и трудноосуществимым, – разъясняет Алина Плющ, иностранный юрист международной компании «Нортон Роуз» (корпоративные финансы). – Например, одним из условий прямого выхода украинских акционерных компаний на зарубежную биржу является получение листинга на одной из фондовых бирж Украины. В свою очередь, одним из требований для получения листинга на фондовой бирже в Украине является стоимость чистых активов эмитента в размере не менее 50 млн. грн. и общее количество акционеров – не менее 100 человек. Также для прямого выхода отечественных компаний на международные рынки капитала необходимо зарегистрировать выпуск акций в ГКЦБФР Украины, а также получить разрешение этой комиссии на размещение акций за пределами страны и отчитаться перед ней по результатам размещения за границей. Кроме того, проблемным вопросом остается привлечение национального депозитария Украины для установления корреспондентских отношений с иностранным депозитарием, в котором будет осуществляться учет акций, размещаемых на иностранной бирже».
Учитывая указанные сложности регулятивного порядка, а также минимизацию налогообложения, украинские компании, как правило, идут по пути создания иностранного холдинга, владеющего украинскими компаниями, которые в свою очередь владеют активами и осуществляют деятельность в Украине. Но для создания/приобретения холдинга украинскими лицами необходимо получение индивидуальной лицензии НБУ или Министерства экономики Украины на инвестирование за границу. «Конечно, существуют обходные пути, позволяющие избежать необходимости получения лицензии, но весь процесс структурирования и осуществления сделки по IPO дорогостоящий и занимает много времени, поэтому на практике после общения с финансовыми и юридическими консультантами не все компании решаются на конкретные действия по осуществлению IPO. Кроме того, к сожалению, не все компании (по финансовым или иным причинам) доходят до конца пути и получают листинг на иностранной фондовой бирже. Поэтому, мы полагаем, что в лучшем случае треть компаний, заявляющих о своем намерении, в ближайшем будущем осуществят IPO. Остальные смогут воспользоваться иными способами привлечения иностранного капитала (простые или синдицированные кредиты, выпуск еврооблигаций, частное размещение и др.), которые могут быть более приемлемыми в том или ином случае», – подчеркивает Алина Плющ.
Украинские законодатели также не спешат облегчить процедуру размещения и на отечественной бирже. «Недавно Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку ввела в действие новые правила листинга ценных бумаг на фондовых биржах Украины, по которым значительно повышены требования к эмитентам ценных бумаг. В связи с этим ожидать в ближайшее время либерализации процедуры листинга ценных бумаг на фондовых биржах Украины не приходится, – прогнозирует Андрей Колупаев, партнер юридической фирмы «Лексвелл & Партнеры». – Что касается процедур листинга на иностранных фондовых биржах, то повышение конкуренции между ними ведет, в частности, и к либерализации требований к эмитентам, ценные бумаги которых планируются к торгам на площадках таких фондовых бирж. Подобную тенденцию можно проследить на примере NYSE и LSE».
Рост потребности в финансировании увеличит количество IPO
«Принимая во внимание непрерывный процесс глобализации и выход новых зарубежных компаний на украинский рынок, отечественным компаниям придется конкурировать с новыми игроками с тем, чтобы оставаться рентабельными. Этот процесс будет развиваться также в дальнейшем после вступления Украины в ВТО, и украинским компаниям придется соответствовать высоким европейским стандартам. Для сохранения конкурентоспособности многим компаниям потребуется дополнительный капитал, чтобы модернизировать свои производственные линии (новый ассортимент продукции, соответствие новым требованиям по качеству и т. д.), разработать и внедрить эффективные бизнес-процессы и др. При этом компании будут заинтересованы в:
- привлечении иностранных партнеров;
- заключении новых стратегических альянсов, других новых форматах сотрудничества;
- формировании позитивного имиджа за рубежом с целью убедить потенциальных иностранных инвесторов в том, что они соответствуют высоким стандартам ведения бизнеса, что в компании существует надлежащая система корпоративного управления, а также создавать практику информирования потенциальных инвесторов об основных направлениях развития бизнеса. Мы полагаем, что первичное размещение акций будет становиться все более популярным инструментом, к которому станут прибегать украинские компании в ближайшие годы», – резюмирует Александра Дубовик, старший менеджер отдела консультационных услуг по сопровождению сделок компании «Эрнст энд Янг».
Главные риски 2008 года для IPO Файг Байрамов, аналитик компании «Ренессанс Управление Инвестициями»: |