«Украинский бизнес должен понимать, что мир переориентируется с Запада на Восток»
Прошла суета, связанная с Всемирным экономическим форумом в Давосе. Почему я использовал слово «суета»? Потому что вопросы мирового экономического обустройства сейчас решаются уже не там, а в закрытом квартале возле площади Тяньаньмынь в Пекине, где расположены здания Центрального комитета компартии Китая, в Белом доме, частично — в конгрессе США, а также в лабораториях больших компаний, где определяют, например, каким будет iPhone 5. В Давосе же просто разговаривают. Есть люди, которым нравится этим заниматься. Китайцы не зря постоянно сокращают на форуме свое присутствие. В 2008 г. на «Летнем Давосе» я видел, как они ведут себя на подобных заседаниях: фактически упражняются в восприятии английского языка на слух и очень редко выступают.
Меняется и стиль дискуссий. Англосакская традиция их проведения может быть выражена двумя словами: «упрощай» и «преувеличивай». В азиатской же традиции дискуссий самое важное не произносится, ты должен сам догадаться, что именно и почему не говорится, поэтому их трудно совмещать.
Один из тезисов, прозвучавших на Давосском форуме 2011: «гармоничный рост», то есть фактически призыв к сдерживанию быстрорастущих экономик некоторых стран Востока. На мой взгляд, это просто позиция лузеров, пытающихся сдержать нынешних победителей. Мол, мы в Европе хотим иметь 40 выходных дней в году, давайте и вы, не нужно так быстро расти.
Все это звучит наивно. Первые десять лет XXI столетия показали: будущее будет принадлежать Азии. В этих странах есть масса проблем, для преодоления которых они не могут двигаться медленно, поскольку иначе все обострится.
«40 выходных дней в году» — это важная метафора, отражающая то, каким хочет быть общество. Многие украинцы не согласны работать так, как китайцы или корейцы. К тому же ни мы, ни французы, ни немцы — не китайцы, поэтому каждый будет двигаться своим путем, ни одна из моделей не является единственно правильной. И хорошо (я надеюсь на это), что США никогда не перейдут на китайскую однопартийную политическую систему. Но и Китай не соглашается с американской моделью демократии, причем это глубокое несогласие. Вспомните, в 1989 г. на площади Тяньаньмынь протестующие студенты устанавливали модель статуи Свободы. Однако я сомневаюсь, что сейчас в Китае кто-либо захочет установить ее. Не потому, что им не позволят это сделать, а потому, что американская модель уже не выглядит столь привлекательной. Так что страны будут развиваться разными путями, учитывая менталитет и традиции каждой из них. Но мне жаль, что украинцы не согласны работать так, как китайцы.
Если говорить о перспективах интеграции Украины в мир, то, на мой взгляд, следует внимательно смотреть на Южную Корею — она ближе к нам по размерам и начальным условиям. Эта страна интегрировалась в мир благодаря своим продуктам. Как мне кажется, украинцам нужно иметь нечто, что они смогут предложить миру и что будет востребовано.
Я немного утрирую, но в стране сейчас легче заработать, не создавая что-то, а распределяя бюджеты. Значительная часть интеллектуальных усилий менеджеров направлена именно в эту сферу. Я не хочу их в этом обвинять — бизнес просто реагирует на существующие в стране условия. Так будет до тех пор, пока в Украине не установится пусть не полностью свободная, но хотя бы справедливая конкуренция, которая заставляет бизнес задумываться над глобальными вопросами. Напомню: в основе корейской модели лежала поддержка компаний, работающих на экспорт.
Там если компания хотела победить в государственном тендере, она должна была показать свой экспорт прежде всего в США. Это приводило к появлению соответствующей мотивации, менеджмент начинал заниматься вопросами, лежащими далеко от распиливания бюджета. Чем больше в Украине появится продуктов, конкурентных на внешних рынках, тем легче будет ответить на вопрос, куда нужно интегрироваться.
Кто должен стать лидером реформ в стране? На мой взгляд, инициативу в свои руки должны взять активные люди и дать всем понять: это — наша страна. У всех нас одна жизнь, и мы сейчас живем, а не репетируем. Меня очень волнует, как наше поколение оценят в будущем: как получившее в руки независимость и провалившее ее? Хотелось бы, чтобы в Украине было как можно больше людей, задающих себе этот вопрос.
Благодарим Эдинбургскую бизнес-школу и экспертную компанию pro.mova за содействие в подготовке материала