Если уходящий год и научил нас чему-то, так это тому, что тяга человечества к деньгам сильнее, чем его тяга к прекрасному, во всяком случае, такой вывод можно сделать из данных о стоимости проданных с аукционов в этом году предметов искусства.
По данным агентства Bloomberg, суммарная стоимость 10 наиболее ценных лотов, ушедших с молотка в 2011 году, снизилась на 41% относительно аналогичного показателя 2010 года – до $413,6 млн с $698,6 млн.
При этом ни один лот не смог преодолеть психологический рубеж в $100 млн. Для сравнения: в 2010 году эту планку превысили сразу два предмета искусства – полотно Пабло Пикассо "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев", проданное в мае 2010 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $106,4 млн, что является самой высокой ценой для предмета искусства в истории, а также скульптура Альберто Джакометти "Шагающий человек", которая ушла с молотка за 65 млн фунтов стерлингов ($103,4 млн).
ДОРОГУ СОВРЕМЕННОСТИ
Число традиционно "беспроигрышных" для аукционных домов вечеров импрессионистского и модернистского (modern) искусства в Лондоне и Нью-Йорке сократилось в этом году на 21%, акцент сместился в пользу послевоенного и современного (contemporary) искусства – число аукционов, посвященных этим эпохам, выросло на 35%. В результате общий объем торгов Sotheby’s и Christie’s в обеих категориях вырос с $2,9 млрд в 2010 году до $3 млрд в 2011 году, а выручка от 12 вечерних аукционов современного искусства составила $1,7 млрд против $1,2 млрд в 2010 году и $482,3 млн в 2009 году.
Впрочем, до докризисного рекорда в $2,4 млрд рынку современного искусства пока далековато.
На долю Sotheby’s в этом году пришлось $844,1 млн, Christie’s смог выручить $834,3 млн. Примечательно, что аукционный дом Philips de Pury & Co., специализирующийся на работах молодых авторов, провел аукционы в общей сложности на $208,3 млн против всего $7 млн в 2010 году.
ТОП-3 2011 ГОДА
Самым дорогим лотом этого года стало полотно американского художника-экспрессиониста Клиффорда Стилла (1904-1980). Написанная в 1949 году картина "1949-А-No.1" была продана на аукционе Sotheby’s 9 ноября за $61,7 млн при предпродажной оценке на уровне $21,3 млн.
Всего на этом аукционе, устроенном для привлечения средств на открытие музея К.Стилла, было продано четыре работы художника. В общей сложности за них удалось выручить $114,1 млн.
На втором месте рейтинга была картина американского художника, представителя направления поп-арт Роя Лихтенштейна (1923-1997), написанная в 1961 году в принесшей Р.Лихтенштейну известность манере американского комикса "Я могу видеть всю комнату, и в ней никого нет", которая ушла с молотка на аукционе Christie’s 8 ноября за $43,2 млн.
Полотно размером 121,9 на 121,9 сантиметра было создано, как отмечают специалисты, во многом под влиянием культового "Черного квадрата" Казимира Малевича. До аукциона картина оценивалась экспертами в $35-45 млн.
Третью строчку заняло полотно одного из последних мастеров классической венецианской школы Франческо Гварди (1712-1793) "Вид на мост Риальто" (написана в 1760-е годы), проданная аукционным домом Sotheby’s 6 июля за $26,7 млн фунтов стерлингов ($42,7 млн). Эта картина установила сразу два рекорду – для картины Ф.Гварди и для полотен мастеров старой школы в уходящем году. Абсолютный рекорд в этой номинации принадлежит картине Питера Пауля Рубенса "Избиение младенцев", проданной в 2002 году тем же Sotheby’s за 49,5 млн фунтов.
Еще одним представителем классической живописи в списке самых дорогих лотов на аукционах искусства в минувшем году (9-е место) стал англичанин Джордж Стаббс (1724-1806). Его картина "Жеребец Джимкрек в Ньюмаркет-Хиз с тренером, подручным конюха и жокеем", написанная в 1765 году, была продана на аукционе Christie’s 5 июля за 22,4 млн фунтов ($36 млн).
ПИКАССО ПО-ПРЕЖНЕМУ В МОДЕ
На четвертом месте в десятке самых дорогих оказалась картина кисти П.Пикассо "Чтение", на которой изображена возлюбленная художника Мария-Тереза Вальтер, которая также вдохновила художника на создание "Обнаженной на фоне бюста и зеленых листьев".
"Чтение" было продано 8 февраля на аукционе Sotheby’s за 25,2 млн фунтов ($40,5 млн). Перед началом торгов специалисты оценивали картину на 18 млн фунтов. В борьбе за созданное в 1932 году полотно участвовали 7 человек, а покупателем стал один из клиентов директора Sotheby’s Europe Марка Полтимора, который специализируется на работе с покупателями из России.
На аукционе Christie’s 22 июня в Лондоне были проданы еще три работы знаменитого испанца, их общая стоимость составила $68 млн.
Топовым лотом этого аукциона стал еще один портрет возлюбленной испанского художника Марии-Терезы Вальтер под названием "Спящая девушка" (Jeune fille endormie), написанный в 1935 году. Он был продан за 13,5 млн фунтов стерлингов ($21,9 млн) – на 13% выше верхней границы оценочного диапазона в $14,8-19,8 млн.
Полотно нигде не выставлялось с 1939 года. В 2010 году неизвестный коллекционер подарил "Спящую девушку" университету Сиднея с условием, что картина будет выставлена на аукцион, а вырученные за нее деньги пойдут на научные исследования и развитие университета.
За 18 млн фунтов ($29,1 млн) было продано полотно "Сидящая женщина в синем платье" (Femme assise, robe bleu), на котором изображена другая спутница П.Пикассо – французская художница и фотограф Дора Маар. Картину приобрел греческий финансист Димитри Мавромматис.
Дом Christie’s рассчитывал выручить за этот портрет, написанный в 1939 году, $13 млн.
Еще одна картина – портрет французской художницы Франсуазы Жило под названием "Бюст Франсуазы" – ушла с молотка за $17 млн.
За свою жизнь П.Пикассо создал около 20 тыс. работ.
ИМПРЕССИОНИЗМ И МОДЕРН НАВСЕГДА!
В целом выручка от июньского аукциона работ импрессионистов и современного искусства составила $227,1 млн, превысив предварительную оценку Christie’s, составлявшую $185,4 млн.
"Бюст Франсуазы" принадлежал к 40 лотам из коллекции швейцарского галериста Эрнста Бейелера, основавшего ярмарку Art Basel. Полотно Поля Гогена "Долина", принадлежащее к той же коллекции, было продано за $10,4 млн; работа Пьера-Огюста Ренуара "Лежащая обнаженная" – за $8,2 млн.
Днем позже аналогичный аукцион провел в Лондоне дом Sotheby’s. На нем выставлялись полотна импрессионистов и современных художников, общий объем торгов составил почти 97 млн фунтов стерлингов ($157,5 млн) при оценке экспертов в 77-111 млн фунтов.
Устроителям аукциона сопутствовал большой успех: для 91,4% лотов нашлись новые покупатели.
Рекордсменом прошедших этих стало созданное в 1914 году полотно австрийского экспрессиониста Эгона Шиле (1890-1918) "Дома и пестрая прачечная (Два блока домов и бельевые веревки)" (Hauser mit bunter Wasche (Vorstadt II)), ушедшая с молотка за 24,68 млн фунтов ($40 млн), что почти вдвое больше предыдущего рекорда стоимости работ этого художника. Предпродажная оценка составляла 22-30 млн фунтов ($35,4-48,5 млн).
Полотно, ставшее шестым в списке самых дорогих лотов этого года, было выставлено на торги венским Музеем Леопольда, который намерен использовать полученные средства, чтобы выплатить $19 млн, которые с музея требуют потомки владельцев конфискованных во время Второй мировой войны предметов искусства. В рамках достигнутого соглашения музей добился права оставить в своей коллекции другое полотно Э.Шиле – "Портрет Валли", на котором изображена возлюбленная художника Валери Нойзель, бывшая одно время моделью Густава Климта (1862-1981), который в свою очередь был одним из учителей Э.Шиле.
К слову сказать, пейзаж самого Г.Климта немного потеснил работу Э.Шиле, заняв пятую строчку списка самых успешных лотов. 2 ноября Sotheby’s провел аукцион, на котором было продано полотно "Литцлберг на озере Аттерзее" (Litzlerberg am Attersee). Полотно принадлежало Амали Редлих до 1941 года, тогда его владелица погибла в концентрационном лагере, а картину конфисковали нацисты. В 2011 году картина была возвращена внуку А.Редлих – Джорджу Йоришу, который и выставил ее на торги, в случае успеха аукциона он обещал передать Музею современного искусства Зальцбурга, где картина хранилась до реституции, $1,3 млн.
Созданное в 1915 году полотно ушло с молотка за $40,4 млн при предпродажной оценке в $25 млн.
УОРХОЛ, РОТКО, БЭКОН
Седьмое место по цене на аукционах в этом году занял автопортрет Энди Уорхола (1928-1987), который стал топ-лотом торгов Christie’s "Послевоенное и современное искусство", прошедших в Нью-Йорке 11 мая. Автопортрет Э.Уорхола 1963-1964 годов был продан за $38,4 млн и установил новый ценовой рекорд на портреты, созданные этим художником.
Всего на этих торгах было продано восемь работ Э.Уорхола, за которые в сумме заплатили более $90 млн, суммарная выручка аукциона составила $301,6 млн. Было продано 95% выставленных на продажу лотов (99% – в денежном выражении).
Выдающиеся результаты также продемонстрировали абстрактно-экспрессионистический шедевр Марка Ротко (1903-1970) "Без названия N17" 1961 года (10-е место), проданный за $33,7 млн при предпродажной оценке в $22 млн, а также автопортрет Э.Уорхола 1986 года, ушедший за $27,5 млн.
Восьмое место досталось проданному на аукционе Sotheby’s 10 февраля полотну английского художника-экспрессиониста Френсиса Бэкона (1909-1992). Работа "Три этюда для портрета Люсьена Фрейда" была продана за 23 млн фунтов ($37 млн).
ЗАБУДЬТЕ ПРО S&P 500, ИНВЕСТИРУЙТЕ В УОРХОЛА
Согласно недавно созданному индексу Artnet AG, инвестиции в картины таких современных художников, как Э.Уорхол или Дэмьен Херст, приносили больший доход, чем вложения в акции из индекса Standard & Poor’s 500, все последнее десятилетие.
С 2002 года работы британца Д.Херста подорожали в три раза, картины Э.Уорхола – вчетверо, хотя пик был достигнут в 2007 году, а в ходе кризиса и те, и другие подешевели. Для сравнения: за последние 10 лет S&P 500 поднялся всего на 7%.
Индекс Artnet, который отслеживает цены на работы 50 современных художников, включая Р.Лихтенштейна и К.Стилла, поднялся более чем в три раза с 2002 года.
Artnet предлагает своим клиентам возможность участия в торгах работами известных художников через интернет. Средняя стоимость лота – $10 тыс., а максимум был установлен одной из картин Э.Уорхола, ушедшей с молотка за $1,3 млн.
НЕ ПЕЙ ВИНА, ИНВЕСТОР
Еще одним выводом уходящего года могло бы стать утверждение, что финансовые потрясения способствуют отрезвлению инвесторов, причем в буквальном смысле: темпы роста выручки винных аукционов в 2011 году замедлились всего до 14% по сравнению с более чем 75% в 2010 году.
Всего за этот год наиболее популярные аукционные дома, проводящие крупные винные аукционы, такие как Acker Merrall & Condit, Christie’s, Sotheby’s, Zachys и Hart Davis Hart Wine Co., выручили от продажи вин порядка $405 млн, тогда как годом ранее продажи составили $353,7 млн.
В настоящее время половина выручки всех мировых винных аукционов приходится на Гонконг, где основную массу покупателей составляют китайские ценители, однако, аналитики отмечают, что спрос на предметы роскоши в регионе в ходе кризиса заметно сократился, в результате упал и спрос на редкие вина.
Индекс Liv-ex 100 Fine Wine упал с начала года почти на 11,5%.
Эксперты считают, что пик спроса пришелся на последний квартал 2010 года и с тех пор постепенно снижается.
К примеру, в октябре 2010 года ящик вина (12 бутылок) Lafite-Rotschield 1982 года на аукционе Sotheby’s в Гонконге был продан за рекордные 1,03 млн гонконгских долларов ($132 тыс.), а такой же лот, выставленные на торги в ноябре, ушел с молотка всего за 720 тыс. гонконгских долларов.
С тех пор цены на сопоставимые вина упали почти на 50%, и 7 декабря 2011 года ящик Lafite 1982 года на аукционе Sotheby’s в Лондоне был продан всего за 23 тыс. фунтов ($36,1 тыс.).
Лидером по объему винных аукционов минувшего года остался Acker, осуществивший продажи на $110,45 млн, второе место занял Christie’s с $92 млн, третье – Sotheby’s, проведший аукционы на $85,47 млн.
При этом Acker стал и лидером продаж в Гонконге, где аукционный дом провел торги на $69 млн, почти треть от общего объема.
Топ-лотом всех винных аукционов этого года стал набор 55 бутылок вина Domaine de la Romanee-Conti урожаев 1955-2007 годов, проданный за 6,34 млн гонконгских долларов.
Romanee-Conti урожая 1990 стал топовым лотом и финальных аукционов Christie’s и Sotheby’s в Лондоне, прошедших соответственно 1-2 и 7 декабря: 12 бутылок этого вина были проданы Christie’s покупателю из Азии за 115 тыс. фунтов, а Sotheby’s продал ящик Romanee-Conti за 82,8 тыс.
Два ящика Romanee-Conti урожая 1988 года на тех же аукционах были проданы за 63,25 тыс. фунтов и 62,1 тыс. фунтов соответственно.
Romanee-Conti получают из винограда, собираемого на участке всего в 4,3 акра (1,74 га) в Бургундии.
В конце января на аукционе в Гонконге была продана коллекция вин, собранная британским композитором Эндрю Ллойдом Уэббером.
Общий объем торгов достиг $5,6 млн. Коллекция была разделена на 746 лотов, самым дорогим из которых оказались 12 бутылок Chateau Petrus урожая 1982 года, проданные за $77,5 тыс.
ДРАГОЦЕННОСТИ И ЗНАМЕНИТОСТИ
В ходе завершившегося 17 декабря четырехдневного аукциона в Нью-Йорке, на котором выставлялись драгоценности Элизабет Тейлор, Christie’s удалось привлечь свыше $150 млн.
Оценочная стоимость всех драгоценных украшений звезды Голливуда составляла $137,2 млн, что уже делало эту частную коллекцию самой дорогой за всю историю торгов.
Топ-лотом торгов стало одно из ожерелий актрисы, инкрустированное жемчужиной, история которой прослеживается до XVI в. Украшение было продано за рекордные $11,8 млн.
Любопытно, что сценарий первого крупного фильма с участием Э.Тейлор – "Национальный бархат" 1944 года ушел с молотка за $170 тыс., что более чем в 50 раз превзошло предпродажную оценку.
Впрочем, любителей кинематографа не хватило на то, чтобы приобрести недавно обнаруженный фильм Чарли Чаплина.
Ранее неизвестный фильм, купленный коллекционером Моресом Парком за 3 фунта на интернет-аукционе eBay, был выставлен на аукцион Bonham’s 29 июня со стартовой ценой в 100 тыс. фунтов, однако покупателей на лот не нашлось.
М.Парк купил катушку с фильмом в 2009 году только из-за того, что ему понравилось жестяная коробка, в которой находилась пленка.
Как считают эксперты, это единственная сохранившаяся копия ленты Charlie Chaplin in Zepped (BBC предлагает переводить название как "Одирижабленный"), снятой в 1916 или 1917 году, где Чарли сбивает немецкий дирижабль "Цепеллин". Вероятно, фильм, задуманный как пропагандистский, является одним из первых достоверных случаев использования мультипликации.
Неудачным оказался и аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке, состоявшийся 9 декабря, на котором были выставлены на продажу ювелирные украшения, в том числе с бриллиантами, сапфирами и другими драгоценными камнями.
Аукционный дом не смог реализовать два самых крупных лота, всего в ходе аукциона было продано всего две трети лотов, а вырученная сумма составила $28,4 млн, что соответствует приблизительно половине от заявленной планируемой выручки.
С аукциона не ушло кольцо с бриллиантом фантазийного розового цвета весом 22 карата, предаукционная цена которого составляла $13 млн, а также бриллиант в 33 карата Light of Golconda предпродажной оценкой $7 млн.
В то же время на аукционе было продано за $1,65 млн платиновое колье с бриллиантами от Cartier при его оценочной стоимости лишь в $1 млн.
Фантазийный пурпурно-розовый бриллиант (с наивысшей классификацией интенсивности цвета fancy vivid) весом 10,09 карата и предаукционной стоимостью $12-15 млн, который, как предполагалось, станет одним из основных лотов аукциона Christie’s Magnificent Jewels ("Великолепные драгоценности"), который состоялся в Нью-Йорке 12 апреля, также не смог найти покупателя.
С конца 2009 года на Christie’s было продано 4 розовых бриллианта по цене более $1 млн за карат. Меньше 10% всех розовых бриллиантов в мире имеют вес, превышающий 0,2 карата. И лишь одному бриллианту из 10 млн присваивается классификация интенсивности цвета fancy vivid.
По всей видимости, инвесторы предпочитают драгоценности с историей, так диадема с бриллиантами и изумрудами, которая принадлежала жене французского императора Наполеона III Евгении, была продана 18 мая на аукционе Sotheby’s в Женеве за 11,28 млн швейцарских франков ($12,76 млн), тогда как его предаукционная оценочная стоимость составляла $5-10 млн. Украшение состоит из 11 колумбийских изумрудов грушевидной формы общим весом более 500 каратов.
Письмо, написанное физиком Альбертом Эйнштейном за несколько месяцев до начала Второй мировой войны, было продано на проведенном в США 12 октября аукционе за $13,9 тыс.
Организаторы торгов изначально рассчитывали получить за письмо лишь около $7 тыс.
Письмо с подписью А.Эйнштейна, датированное 10 июня 1939 года, напечатано на машинке. В нем, в частности, говорится об опасности, которой подвергаются евреи в гитлеровской Германии.
В конце июля с аукциона были проданы записи нацистского преступника Йозефа Менгеле.
На торгах были проданы около 3,5 тыс. страниц дневников немецкого врача, ставившего опыты на узниках в концентрационном лагере Освенцим во время Второй мировой войны.
По разным данным, сумма, за которую был продан лот, составляет $245-300 тыс.
Немного дороже обошелся покупателю находящийся под Парижем замок Ардикур, ранее принадлежавший африканскому диктатору Жану-Беделю Бокассе, президенту, а затем самопровозглашенному императору Центральноафриканской республики.
Замок был продан за 915 тыс. евро при начальной стоимости в 735 тыс. евро.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».