ИТОГИ ГОДА: Дело – труба

Диверсификация экспорта нефти – очень модное и благое дело, но не всегда простое: то эколого-политический фактор, то сложности перевода, то еще какое-нибудь уязвимое место. В уходящем году один из таких проектов закончился, так и не начавшись, условия другого были пересмотрены, а запуск третьего был перенесен на следующий год.

ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ

Россия с 1 января 2011 года начала поставки нефти в Китай по отводу от системы Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). В течение 20 лет в этом направлении должно поставляться по 15 млн тонн в год (доля "Роснефти" (РТС: ROSN) 9 млн тонн, "Транснефти" (РТС: TRNF) – 6 млн тонн). В обмен на это еще в 2009 году компании получили от китайских банков кредиты на $15 млрд и $10 млрд, соответственно.

Однако уже в марте стало известно, что у компаний возникли разногласия: CNPC решила, что покупает российскую нефть по завышенным на 2-3% ценам, и в одностороннем порядке недоплачивала по контракту. Китай просил пересмотреть формулу цены. Начались затяжные переговоры сторон – никто не собирался уступать: задолженность со стороны Китая росла, РФ грозила Лондонским арбитражем.

В конце мая китайская сторона выплатила около трех четвертей долга за поставки нефти из РФ, но продолжила недоплачивать по $3 за каждый баррель.

Сторонам удалось урегулировать "нефтяной вопрос" только в октябре в ходе визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Китай. При этом ни один из участников переговоров до сих пор не раскрыл суть достигнутых договоренностей. "Найдено рыночное решение, отражающее текущие параметры рынка", – говорилось тогда.

Знающие люди говорят, что РФ все же уступила Китаю, согласившись снизить цену продажи нефти на $1,5 за баррель. Все чиновники и представители компаний отказываются комментировать этот вопрос, отделываясь общими фразами, смысл которых в том, что худой мир лучше доброй ссоры. "Это особе искусство, особая культура – реализовывать такие проекты на долгосрочной основе. Считаю, что за 20 лет еще может что-то произойти. Но если мы каждый раз будем бегать в Лондонский суд, то ничего хорошего из этого не получится. Поэтому я очень рад и за нас, и за наших китайских коллег, что мы смогли все это разрулить", – считает министр энергетики РФ Сергей Шматко.

БУРГАС ПРОТИВ АЛЕКСАНДРУПОЛИСА

Многолетнее обсуждение проекта строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, который должен был позволить снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы, в этом году окончательно зашло в тупик – Болгария заявила о своем намерении расторгнуть договор, заключенный с Россией и Грецией в 2007 году.

Проект уже долгое время находился в стагнирующем состоянии, так как болгарская сторона все время находила огрехи в оценке воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОС) и кормила партнеров (Россию и Грецию) "завтраками" относительно погашения задолженности по финансированию деятельности консорциума.

Таким образом, дополнительные мощности в 35-50 млн тонн нефти в год не смогут уже порадовать не только российских производителей, но и те компании, которые добывают нефть на территории Казахстана, так как этот проект постоянно увязывали с расширением пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), участникам которого, видимо, придется искать новые транзитные маршруты.

ПРОДАВАТЬ – НЕ СТРОИТЬ

Продавать нефть и нефтепродукты оказалось легче, чем построить новый экспортный терминал. Запуск второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), который был запланирован на декабрь этого года, отложен, как минимум, на квартал из-за строительных проблем в Усть-Луге – конечной точке системы. Проблемы возникли у "Роснефтьбункера", контролируемого трейдерской компанией Gunvor.

В рамках проекта, направленного на диверсификацию экспортных потоков российской нефти и снижение транзитных рисков при ее транспортировке европейским потребителям, в следующем году планировалось прокачать 20 млн тонн сырья. Уже очевидно, что этот объем будет на четверть ниже.

Координатором работ по устранению возникших проблем поручено быть "Транснефти", которая в рамках своей зоны ответственности – сооружения линейной части и резервуарного парка, уложилась в намеченные сроки. Не исключено, что в конечном итоге именно транспортная монополия станет единственным владельцем всех объектов новой системы для того, чтобы исключить в дальнейшем появления подобных "сюрпризов".

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь