ИТОГИ ГОДА: Код добычи – Россия внедрила систему нефтяных пошлин "60/66"

Трудно назвать 2011 год неудачным для нефтедобывающей отрасли: поставлен новый рекорд производства нефти в объеме более 510 млн тонн, прирост запасов значительно превзошел добычу, сдвинулся с мертвой точки процесс выдачи госкомпаниям лицензий на шельфе(. . .) Но и особых прорывов в течение года в отрасли не наблюдалось: не было ни запуска значимых или технологически сложных проектов, ни открытий крупных месторождений. Похоже, что такая неопределенность, усугубившаяся топливным кризисом и предстоящими выборами, породила среди чиновников нервозность, ожидания близкого конца и мысли, созвучные с лозунгом: "Так дальше жить нельзя, надо что-то делать". Вывод напрашивался сам собой – нефтянка обложена налогами и не может технологически развиваться, значит, как это ни страшно, пора менять фискальную систему, и не точечно по отдельным месторождениям, а в целом по отрасли.

СПАСИТЕЛЬНАЯ МАНТРА "60/66"

Чиновник, озадаченный снижением налогов, чем-то, пусть и отдаленно, напоминает витязя перед камнем на распутье со знаменитой картины Виктора Васнецова: какое бы ты решение не принял, все равно будет плохо – или конь сдохнет, или сам помрешь. В течение года работники министерств, вооружившись калькуляторами, просчитывали варианты, как можно сократить налоги без значительных потерь для бюджета. Выход был найден в рамках проекта с загадочным, почти инфернальным, названием "система 60/66".

Она предполагает снижение в формуле расчета экспортной пошлины на нефть предельного коэффициента с 0,65 до 0,6. В результате, только в октябре пошлина на нефть сократилась на $32 с тонны по сравнению с сентябрьскими показателями. Одновременно, чтобы компенсировать бюджету потери, а заодно и решить проблемы с низкой глубиной нефтепереработки и масштабным вывозом бензина за рубеж, чиновники повысили экспортные пошлины на темные нефтепродукты с 47% до 66% от пошлин на нефть, а на бензин – с 66% до 90%.

Система "60/66", по расчетам министерства финансов, обернется для бюджета недостачей в 60-80 млрд рублей. Но, с другой стороны, утешало Минэнерго, такой подход позволит предотвратить провал в добыче нефти, который без системы "60/66" был бы неминуем. Ведь, второго Ванкорского месторождения, которое на сегодняшний день и вытягивает российскую добычу, в ближайшее время не предвидится. Новая методика пошлин, по мнению ведомства, поможет нефтяным компаниям поскрести по сусекам Западной Сибири и реанимировать старые, малорентабельные месторождения.

"У нас существует серьезная яма перед запуском новой серии проектов – около 3-4 лет. И основная наша задача на данном этапе – пройти эту паузу без новых проектов, но и без снижения уровней добычи. Приоритетом номер один для нас – это Западная Сибирь, где мы можем эффективно вкладывать деньги и получать наибольшую отдачу", – признавался в сентябре замминистра энергетики Сергей Кудряшов.

ПРИВЫЧНЫЕ НЕДОДЕЛКИ

Система "60/66" заработала с 1 октября, но, как и следовало ожидать, ей оказались недовольны многие, в первую очередь, "Башнефть" и "Татнефть". Нефтепереработка "Башнефти" преобладает над добычей, а "Татнефть" только построила свой единственный нефтеперерабатывающий завод, который в одночасье оказался нерентабельным. Позже к недовольным подключился и "ЛУКОЙЛ", не ожидавший введения вместе с системой "60/66" заградительных пошлин на бензин. Недовольство компаний, по меньшей мере, закономерно, ведь, несколько лет подряд государство требовало от них наращивать экспорт товаров с более высокой добавленной стоимостью – бензинов и дизтоплива, а тут само же и повысило экспортные пошлины на бензин.

Впрочем, Минэнерго всегда признавало за системой"60/66" легкий налет недоделок: она не оказывает необходимого эффекта при росте цен на нефть Urals выше $110 за баррель, не учитывает потери нефтеперерабатывающих компаний, требует дополнительных льгот по удаленным, сложным и вязким месторождениям нефти и совершенно неприменима для шельфа.

Почти сразу после вступления в силу новой системы экспортных пошлин, чиновники стали латать многострадальное нефтяное законодательство. В новом году будут введены налоговые льготы по НДПИ для месторождений со сверхвязкой и сернистой нефтью, что позволит "Башнефти" и "Татнефти" компенсировать выдающие доходы от введения "60/66". Одновременно ведомство заверило нефтяников, что заградительные пошлины на бензин будут снижены, как только стабилизируется внутренний рынок нефтепродуктов, и необходимость сдерживать цены на топливо отпадет.

ЛЕГКАЯ КОРРЕКТИРОВКА И ГРАНДИОЗНЫЕ ПЛАНЫ

Мало того, в период разработки проекта "60/66" чиновники уверяли, что она будет лишь первым этапом в грядущем масштабном изменении всей налоговой системы нефтяной отрасли, которое в конечном итоге приведет к налогообложению с прибыли, а не выручки, так называемом налоге на дополнительный доход (НДД). При этом саму систему "60/66" чиновники предпочитали скромно называть "небольшой корректировкой" формулы при расчете пошлин на нефть.

Горячие головы в министерствах еще в начале года уверяли, что система НДД для новых месторождений заработает уже в начале 2012 года. Однако к концу 2011 года об этой инициативе чиновники предпочли забыть. Не удалось в этом году министерствам разработать и новую налоговую систему для месторождений на шельфе, несмотря на поручения правительства, многочисленные подготовленные предложения и пожелания.

Вот так, постепенно, система "60/66" из "небольшой корректировки" и превратилась в главное событие нефтедобывающей отрасли. Насколько же она окажется успешной, можно будет судить лишь в 2012 году, когда появятся первые результаты ее работы. Но в любом случае, не стоит забывать, что это первое налоговое послабление, распространенное на все нефтяные месторождения, а не на отдельные, пусть и многообещающие проекты.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь