По подсчетам Strategy Analytics, число пользователей социальных сетей растет
в среднем на 21,9% в год. За пять лет совокупная аудитория таких порталов, как MySpace, Facebook, YouTube Flickr и др., вырастет с 373 млн. до 1 млрд. человек
Поглощения
Телеком на вес золота
«Вымпелком» готовится совершить крупнейшую в истории российского телекома сделку – за $4,3 млрд. приобрести 100% акций оператора фиксированной связи Golden Telecom (GT). Не позднее 18 января «дочка» компании-покупателя Lillian Acquisition сделает акционерам GT предложение о выкупе по $105 за акцию (+ 3,5% премии к стоимости акций накануне объявления о переговорах). Завершить сделку планируется через два-шесть месяцев.
Эксперты уверены: размер нынешней оферты более чем солидный. Это на 74% выше капитализации GT на 5 июля – за день до того, как гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов впервые подтвердил интерес к покупке. К тому же это 13,5 показателя EBITDA фиксированного оператора, хотя до этого приобретаемые активы «Вымпелком» оценивал в пять-восемь EBITDA. Западные аналитики и вовсе убеждены, что компания переплачивает 30-40%. В «Вымпелкоме» заверяют, что такие затраты оправданы, поскольку поглощение приведет к созданию крупнейшего в России интегрированного оператора, оказывающего все виды услуг связи (для сравнения: выручка МТС по итогам девяти месяцев 2007 г. составила $5,93 млрд., а совокупный показатель для «Вымпелкома» и GT – $6,06 млрд.). Теперь сотовый оператор сможет использовать магистральные каналы связи GT и тем самым сделать бизнес более эффективным, а также усилить продажи в корпоративном сегменте и выйти на массовый рынок широкополосного доступа в Интернет.
«Вымпелком» профинансирует сделку за счет собственных и заемных средств, говорят в компании. Причем если привлечь $4,3 млрд., отношение чистого долга компании к EBITDA возрастет с 0,8 примерно до 2, подсчитали в «МДМ-банке». «Мы рекомендуем выходить из «Вымпелкома», поскольку очевидной операционной выгоды от этого приобретения не видим, – говорят аналитики «Уралсиба». – Акции GT за последние полгода подорожали вдвое, но это был в основном спекулятивный рост на слухах о продаже, а не на росте бизнеса. Так что акционеры GT получат очень хорошие деньги за свой актив, а «Вымпелком» – огромную долговую нагрузку».
Еще одно «но» сделки заключается в том, что она может состояться даже без согласия миноритариев GT. По требованию независимых директоров компании офертой должны воспользоваться держатели хотя бы 63,3% ее акций, тогда как 63,8% компании принадлежат четырем акционерам: Altimo (26,6%), Telenor (18,3%), «Ростелекому» (11%) и Inure Enterprises (7,9%). А поскольку в «Вымпелкоме» те же Altimo и Telenor владеют пакетами 44 и 29,9% соответственно, судьба сделки фактически предрешена.
Кризис-менеджмент
Airbus передает заводы партнерам
Европейский аэрокосмический концерн EADS, владеющий самолетостроительной компанией Airbus, объявил о продаже шести из 16 своих сборочных заводов в Европе. Покупатель для трех немецких производственных площадок уже выбран – им станет MT Aerospace, «дочка» бременского производителя спутников OHB. Сумма сделки пока не согласована. По поводу двух французских предприятий продолжаются переговоры с компанией Latеcoеre, а наиболее предпочтительным претендентом на покупку британского завода является местная GKN. На всех шести заводах работает 9,4 тыс. человек. Даже после продажи они продолжат производство комплектующих для авиалайнеров A-320, A-330, A-340 и A-380, на которые Airbus получила около 3 тыс. заказов.
Дебаты относительно того, кому передать европейские активы, оказались бурными. Долгое время фаворитом в борьбе за заводы (причем на все шесть) оставался американский производитель углеродного волокна Spirit AeroSystems, поставляющий детали концерну Boeing. И хотя эта компания обладала наибольшими финансовыми и технологическими ресурсами среди всех покупателей, ей было отказано. Крест на планах американцев поставил ослабевший доллар, но больше – вето, наложенное правительством ФРГ через крупного акционера EADS, – корпорацию Daimler. Как заметили аналитики, европейский политический протекционизм, в который раз взял верх над очевидной бизнес-выгодой.
Продажа заводов – часть программы реструктуризации Power 8, призванной сократить расходы Airbus на 2,1 млрд. евро до 2010 г., а также компенсировать убытки, вызванные задержкой поставок аэробуса А-380. Частично компания Airbus продает заводы потому, что ей необходимо 11,6 млрд. евро, чтобы завершить проект по созданию дальнемагистрального лайнера А-350 – конкурента Boeing 787 и 777. Сам американский авиагигант поступил аналогичным образом в 2005 г., когда для финансирования разработки Boeing 787 продал свое канзасское подразделение, которые и было преобразовано в Spirit AeroSystems.
Поглощения
Рокировка лидеров на авторынке
Впервые в истории американского автопрома в июле совокупная рыночная доля местных производителей упала ниже 50%. Для сравнения: в 1984 г. она составляла 77,4%. Всего, по данным немецкого института автомобильной экономики, в этом году в США будет продано 16,15 млн. автомобилей – на 400 тыс. меньше, чем годом ранее. А в следующем году сбыт сократится до 15,9 млн. штук. Согласно прогнозам аналитической компании CSM Worldwide и газеты Automotive News, в I квартале 2008 г. General Motors выпустит с конвейера на 10,6% автомобилей меньше, чем за аналогичный период текущего года. Ford ожидает сокращения производства на 7%, а Chrysler – на 15%. Ситуация усугубляется тем, что ипотечный кризис подорвал покупательский спрос американцев, вынужденных отложить покупки новых автомобилей на неопределенный срок. И это притом, что из-за избыточных производственных мощностей американской «большой тройке» (GM, Ford и Chrysler) с 2006 г. уже довелось сократить 10 тыс. рабочих мест.
В то же время азиатские производители демонстрируют совсем иную динамику. Так, японская Toyota Motor готовится нарастить производство в США на 6,5% и еще на 3% повысить здесь свой сбыт. Для компании этот регион играет ключевую роль: на него приходится 35% ее оборота и 43% операционной прибыли. Американские эксперты опасаются того, что за счет прибыли прошлых лет Toyota сможет ввести значительные скидки и таким образом продолжит завоевывать рынок. По прогнозам аналитиков, благодаря этим мерам доля японского автоконцерна в США может вырасти с 17 до 17,4%.
Причем именно изменения американского автомобильного ландшафта фактически изменили расстановку сил и на мировом рынке. Если в 2006 г. убыточный GM был все же мировым лидером по количеству произведенных автомобилей, то теперь он не может похвастаться и этим. Первой стала та же Toyota, которая произвела в 2007 г. 9,4 млн. авто, тогда как GM – 9,26 млн.
Хай-тек
Google набирает авторитет
Google тестирует новый сервис – онлайн-энциклопедию Knol. Эксперты не преминули заменить, что проект напоминает Wikipedia, самую популярную виртуальную энциклопедию, созданную еще в 2001 г., особенностью которой является то, что править размещенные на ней статьи может любой зарегистрированный пользователь.
Но хотя идеи проектов на первый взгляд и схожие, их бизнес-модели различаются. Во-первых, Knol будет выбирать авторов своих статей среди экспертов, а также наиболее компетентных пользователей. В то же время обычные посетители сайта не смогут вносить правки в материалы – им будут предоставлены возможности разве что оставлять комментарии и оценивать тексты. Тем самым Google стремится повысить авторитет своей энциклопедии, а также по максимуму избегать неточностей (отсутствие контроля за корректностью данных является предметом наибольшей критики Wikipedia).
Во-вторых, тогда как Wikipedia является некоммерческим проектом, существующим на деньги добровольных пожертвований, на Knol будет размещаться реклама, доходами от которой Google будет делиться с авторами статей. При этом общая сумма вознаграждения будет зависеть от количества просмотров того или иного материала.
Первоначально будет запущена только англоязычная версия Knol, однако русский находится среди 14 приоритетных языков, на которых Google планирует локализовать сервис в первую очередь. Причем, чтобы достичь уровня Wikipedia, разработчикам и маркетологам Google придется попотеть: сегодня этот проект содержит более 6 млн. статей на 250 языках. Однако, замечают эксперты, для этого у интернет-гиганта есть все козыри: широкие финансовые возможности, сильный бренд и популярная поисковая система для продвижения материалов энциклопедии. (Любопытно, что в марте 2007 г. основатель Wikipedia Джимми Уэльс заявил о намерении создать собственный поисковик.)
Реорганизация
Philips защищается от миноритариев
Royal Philips Electronics объявил о программе по обратному выкупу своих акций на сумму 5 млрд. евро, ставшей крупнейшей для голландского концерна. Инициатива рассчитана на два года и стартует в январе. При этом объем средств, направляющихся на эти цели, превосходит прогнозы аналитиков, рассчитывавших на полтора-два млрд. евро. В самой компании Philips такой шаг аргументировали новым законом, увеличивающим объем необлагаемым налогом средств, которые компании могут направить на выкуп своих ценных бумаг. «Они всегда направляли средства акционерам. Новый закон позволил им увеличить их объем, чтобы поднять стоимость своих акций», – поясняют в ING Wholesale Banking.
Впрочем, далеко не все эксперты согласны с такой трактовкой. По мнению некоторых из них, топ-менеджмент Philips понимает, что частные акционеры скупили слишком много ценных бумаг организации и теперь высказывают все больше недовольства ее бизнес-стратегией. В 2006 г. концерн продал свой полупроводниковый бизнес и сейчас фокусируется на потребительской электронике и медицинском оборудовании. В конце декабря Philips как раз анонсировал крупнейшую сделку в своей истории – поглощение за 3,6 млрд. евро производителя медиааппаратуры Respironics. Всего с 2005 г. голландцы объявили о приобретениях на более чем 10 млрд. евро, а два года назад выкупили свои ценные бумаги на 5 млрд. евро. Но недавно хедж-фонды Jana Partners и D.E. Shaw Group (вместе владеют 1,6% акций концерна) заявили о неэффективности его структуры, намекая на то, что Philips следует возвращать своим акционерам больше средств. По словам экспертов голландского банка Theodoor Gilissen, выкуп акций как раз и стал ответом Philips на выпады в свой адрес: «Хедж-фонды явно недовольны курсом акций компании (около 30 евро за акцию, + 5,4% с начала года) и ее стратегией. Но Philips хочет показать, что даже после новых покупок у него еще останутся деньги для акционеров».