До середины лета не было четкой уверенности в том, что такой выход вообще необходим. Однако потери, которые компания несет в области фиксированной связи относительно роста рынка мобильной телефонии, повлияли на конечное решение», – объяснил причину столь позднего выхода компании на рынок мобильной связи Георгий Дзекон, председатель правления ОАО «Укртелеком». При этом возникает вопрос: если такой уверенности не было, то зачем в 2005 г. получать лицензию на предоставление услуг 3G-связи в формате UMTS? За лицензию и частоты компания тогда заплатила около $30 млн.
Поэтому скорее всего правы те эксперты, которые считают, что решение о том, что «Укртелекому» нужно стать еще и мобильным оператором, принималось не в компании, а в более высоких кабинетах. Рассчитано было на то, чтобы сделать компанию более привлекательной для инвестора. Но просто наличие лицензии не изменило прохладного отношения инвесторов к «Укртелекому». А лицензию нужно было использовать, так как в противном случае ее могли бы аннулировать. Кроме того, с услугой 3G на рынок вышла компания «Телесистемы Украины». Ведущие сотовые операторы требовали проведения конкурса по выделению частот под UMTS и для них. Таким образом, «Укртелекому» все же пришлось построить сеть и 1 ноября 2007 г. заявить о начале ее коммерческого использования в шести городах: Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке, Одессе и Львове.
По утверждению компании, в настоящее время в проект уже вложено 760 млн. грн. До 2009 г. будет завершен второй этап проекта, предполагающий покрытие сетью всех областных центров и некоторых крупных городов. На это обещано потратить еще 730 млн. грн. В 2008 г. планируется открыть 50 фирменных салонов по продаже услуг.
До конца 2007 г. компания рассчитывала привлечь 10 тыс. клиентов. С этой целью разработан целый набор тарифных планов (в них разобраться непросто), развернута масштабная рекламная кампания, в которой акцент делается не на мобильном доступе в Интернет (как у «Телесистем Украины»), а на видеозвонках. Новая услуга предоставляется под ТМ Utel, изначально принадлежавшей первому в Украине оператору международной связи, впоследствии поглощенному «Укртелекомом».
Выйдя на рынок мобильной связи, компания начала работать с совершенно новой для себя целевой аудиторией, навыков для работы с которой у государственного монополиста нет. Возможно, поэтому, судя по слухам, одно время обсуждался вариант создания СП с крупнейшим мировым сотовым оператором Vodafone или приобретения его франшизы. Но этот союз не состоялся.
Однако компания все же не обошлась без союзника. Им стал оператор «Украинские радиосистемы» (ТМ «Билайн»), с которым было заключено соглашение об одностороннем роуминге. То есть абоненты Utel на территории, где нет покрытия их сети, могли пользоваться услугами сети GSM «Билайн» (практически все телефоны UMTS могут работать и в сетях GSM). Но такой роуминг мало устраивал «Билайн», оператор настаивал на двустороннем, то есть чтобы его абоненты могли пользоваться сетью Utel. По словам руководителей УРС, двусторонний роуминг должен заработать уже в январе 2008 г.
Согласившись на такие условия, руководство «Укртелекома» пошло на риск потерять часть абонентов, которым будет выгоднее подключиться к «Билайну» и время от времени пользоваться услугами 3G. Но у Utel остается важное преимущество – звонки со стационарных телефонов на мобильные в ее сети в два раза дешевле, чем в сети других сотовых операторов.
Без категорії