Несмотря на то что государственные границы существуют не только на земле, но и в воздухе, украинские авиаперевозчики испытывают постоянно нарастающее давление со стороны зарубежных компаний. Конкуренция может кардинально обостриться, если ЕС вынудит Украину присоединиться к соглашению «Открытое небо», в соответствии с которым европейские авиакомпании получат практически неограниченные возможности по полетам в Украину. Отечественные перевозчики фактически не смогут воспользоваться открытием европейских рынков. Одна из важнейших причин этого – их экономическая слабость на фоне европейцев.
Отчасти исправить ситуацию могло бы укрупнение украинских авиакомпаний. Несколько лет с разной степенью оживленности обсуждалась идея объединения лидеров рынка – «АероСвіта» и МАУ. Но сейчас эти планы практически похоронены. Почти наверняка главной причиной стало не нежелание собственников объединить свои активы, а риски, с которыми неизбежно связан процесс объединения достаточно крупных и очень разных по корпоративной культуре компаний.
Поэтому, когда в феврале 2007 г. было объявлено о создании стратегического альянса «АероСвіта» с «Донбассаэро» (номер три на рынке по объему пассажироперевозок), специалисты сразу предположили, что речь в конечном счете идет о покупке менее крупного игрока более весомым. Первое время официально эта версия отвергалась. Говорилось о создании стратегического альянса «Украинская авиационная группа» (название это так и не вошло в обиход) и о том, что первый этап сотрудничества рассчитан на 10 лет. Одной из основных задач создания альянса является реализация транзитного потенциала Украины за счет использования возможностей аэропорта Донецка, который должен стать конкурентоспособным восточным хабом нашей страны. Авиакомпании сформировали общую сеть маршрутов, объединили парки воздушных судов и составили совместное расписание полетов.
«На наш взгляд, это удачный вид сотрудничества, когда без слияния собственности мы консолидируем свои технологические, производственные и коммерческие возможности», – комментировал соглашение генеральный директор «АероСвіта» Арон Майберг.
И вот в июле случилось ожидаемое – «АероСвіт» был объявлен победителем конкурса по покупке 74,99%-й доли в ООО «Донбассаэро». 25 октября АМКУ предоставил авиакомпаниям разрешение на совместные действия путем подписания соглашения о стратегическом альянсе.
Предложенный «АероСвітом» инвестиционный проект предусматривает развитие «Донбассаэро» как сетевого перевозчика с базированием в аэропорту Донецка, поэтапное обновление флота компании и расширение маршрутной сети, двукратное увеличение пассажиропотока через Донецкий аэропорт в течение ближайших трех лет. Возможно, «АероСвіт» надеется на участие и в приватизации этого аэропорта.
В 2006 г. две авиакомпании сообща перевезли около 2,1 млн. пассажиров, располагая парком из 23 самолетов. Предполагается, что к концу 2008 г. совместный авиапарк «АероСвіта» и «Донбассаэро» будет насчитывать 35 воздушных судов, включая 23 самолета производства Boeing и Airbus. Планируется существенно увеличить и количество маршрутов.
В итоге на рынке формируется перевозчик, который может более успешно конкурировать с западными компаниями не только за счет своих объемов, но и наличия нескольких аэропортов базирования. И другим отечественным компаниям тягаться с такой структурой будет еще труднее.
Без категорії