Больше чем обычная вежливость

Может быть, сегодня цветочный этикет не такой утонченный, как раньше. Но он точно более разнообразный и доступный, чем в былые времена.

Tеперь, когда в ближайшем цветочном магазине можно оплатить заказ, по которому цветы будут доставлены живущему в другом городе адресату из расположенного неподалеку от его дома цветочного магазина, нельзя найти извинения за то, что вы не подарили кому-то из ваших близких цветы в день рождения, на годовщину памятного события или по какому-то иному случаю». Эта цитата взята из «Энциклопедии этикета» Эмили Пост — руководства, которое в США считается каноническим. Цветы — мощнейший способ проявления эмоционального внимания. Ведь именно внимание к окружающим, а не формальное соблюдение приличий и условностей, является главной задачей, которую решает этикет.

Развитие системы доставки, о которой пишет Эмили Пост, далеко не единственное достижение современной цветочной индустрии. Каждый год появляются новые цветы, мужчины становятся все более благосклонны к букетам, а светская жизнь и деловые отношения предлагают дополнительные поводы для того, чтобы проявить внимание друг к другу.

Уникальный опыт для бизнесмена
В 1960-х годах Гарвардская школа экономики стала выпускать первые группы женщин-экономистов. Это был сигнал о том, что женщины идут в бизнес. Вместе с ними пришли и цветы, которые стали важной составляющей делового этикета. Раздел под названием «Бизнес-букеты» сегодня имеет сайт любой фирмы, принимающей заказы на доставку цветов по территории бывшего СССР. Современные корпорации с удовольствием отмечают советские профессиональные праздники, большая часть которых появилась с 1960-х по 1980-е. Например, всякий раз с приближением Дня работников связи столичные салоны готовятся принять заказы от мобильных операторов страны. «Как правило, в таких случаях заказывают букеты и композиции, в которых обыгрываются корпоративные цвета и логотипы, — говорит флорист салона цветов и подарков «На Десятинной» Алена Сафронова. — Обычно, сотрудники компаний знают о цветочных пристрастиях своего начальства и стараются угодить».

«В каком-то роде букет цветов — уникальный опыт для любого бизнесмена, нечто, непохожее на его обычную работу, — говорит французская флористка Карин Мерчез, которая приехала в Киев, чтобы провести занятия для флористов столичного дома цветов «ИТИС Галерея». — Когда вы находитесь в потоке информации и переживаете стресс, очень важно не забыть о природе и красоте».

Далеко не всякий флорист в душе одобряет понятие «бизнес-букет», принимая его больше как маркетинговый прием для привлечения богатых корпоративных клиентов. «Приставка „бизнес-“ означает, что составление этого букета подчиняется неким стандартным правилам, которые сделают его типичным и понятным многим, — объясняет Наталья Агеева, учредитель „Академии флористики Натальи Агеевой“. — Но даже в самых формальных ситуациях индивидуальный подход никто не отменял». Директор агентства „Нирвана медиа» Юлия Фалюш рассказывает, как однажды один из ее коммерческих партнеров не смог прийти на запланированную встречу. «Причина была уважительной, однако он все равно прислал мне в качестве извинения цветы, — вспоминает она. — Это было очень красиво. Жест настоящего джентльмена. Помню ли я, какие это были цветы? Конечно! Огромный букет белых роз».

Стебель как признак уважения
Сегодня найдется не так уж много мужчин, которые не дрогнув способны принять в подарок букет. Раньше подобным хладнокровием отличались советские генералы, в дни юбилеев и военных праздников принимавшие связки белых калл. Огромные букеты по случаю дней рождения и государственных праздников получали также люди власти. Однако эта процедура больше напоминала жертвоприношение, чем выражение симпатий. В букете ценилась не столько красота цветка, сколько количество срезанных стеблей. Подобная эстетика работает пока и в наше время. Традиционные мужские букеты на постсоветском пространстве составляют из цветов с показательно длинным стеблем. Да и женщин нередко одаривают такими же.

«Для мужского букета нужна высота хотя бы сантиметров восемьдесят, — уточняет параметры Марианна Дебчинская, директор студии цветочного дизайна «Флореаль». — Чтобы показать развитие и силу движения вверх». Упомянутая «сила движения» — главное, что должен выражать мужской букет. Этому служат контрастные насыщенные цвета и четкие линии формы. Многие мужчины без опасений принимают букеты, обладающие такими «вторичными половыми признаками», но немногие способны признаться в том, что им нравится получать цветы.

«Я, наверное, отсталый человек в этом смысле, — смеется Андрей Гулый, президент компании Novocontact Ltd. — Мне цветы, конечно, дарят. Но я люблю сам за ними ухаживать, а не получать в качестве букета».

Нежелательная односторонность букета
В 1968 году при обществе дружбы «СССР-Япония» был учрежден московский клуб «Икебана». Это было первое знакомство с зарубежной флористикой. От этой дружбы у советского человека осталась привычка называть обычную цветочную композицию (не букет) «икебаной» и, по некоторым версиям, предубеждение к четному числу цветков в букете (известно, что японский иероглиф «четыре» означает в то же время «смерть»). Однако в конце 1980-х отечественные флористы стали осваивать западную технологию составления коммерческих букетов. В умах обывателей икебана постепенно возвращалась на место восточного философского искусства и медитации.

«В советские времена что мы видели? — спрашивает Юлия Куровская, флорист «Зеленой галереи». — Гвоздику в целлофане. В лучшем случае розу. Иногда мимозу».

Сегодня в Украине появляются европейские цветочные бутики. Так, например, упомянутый выше дом цветов «ИТИС Галерея» был открыт в партнерстве с известным французским флористом Кристианом Тортю.

Как выглядит украинская цветочная культура в глазах европейцев? Француженка Карин Мерчез улыбается в ответ на вопрос »&». «У вас популярны огромные букеты, в которых очень мало цветов и много зелени, — говорит она. — Это совершенно нетипично для Франции. Кроме того, многие из украинских букетов — односторонние». «Скорее всего, Карин говорит о тех букетах, что продаются в подземных переходах, — уточняет Юлия Куровская, ревностно относящаяся к своей профессии. — Там часто букеты делают без соблюдения правил. В серьезных салонах этого не допустят».

Так и есть. За последние годы культура украинского букета изменилась в лучшую сторону. Это стало заметно даже на рынках и в подземных переходах. Но все-таки нужно, чтобы сменилось несколько поколений, прежде чем наш средний уровень сравняется с европейским, считают профессионалы. Впрочем, некоторые уже преодолели этот отрезок за более короткий срок самостоятельно.

Идеальный букет

Марианна Дебчинская,
директор студии цветочного дизайна «Флореаль»:

— Сейчас разница между мужскими и женскими букетами постепенно стирается. Уже появились букеты унисекс. Это невысокий букет, но с длинной «ногой». Цветы универсальные. Цвет, конечно, не розовый.
Некоторые приходят в студию и говорят: «Я хочу заказать букет на 200 долларов». Однако можно сделать букет за 300 грн. ничем не хуже. Не обязательно забивать букет цветами.
Все почему-то считают, что угодить женщине-руководителю можно, только если принести охапку цветов. На самом деле, когда вы вручаете женщине цветы, подумайте, сможет ли она удержать их в руках? Как она довезет их домой? Что с ними будет делать? Букет человека, который об этом думает, как правило, не выбрасывается. Он не уносится в подсобную комнату и не раздается коллегам по офису.
Всегда приятно получать цветы за два-три месяца до начала сезона. Тогда они более «вкусны». Если подать сезонный цветок за три месяца до цветения, он будет иметь больший успех. Например, в декабре это может быть сирень. С января по февраль — тюльпаны».

Наталья Агеева,
учредитель «Академии флористики Натальи Агеевой»:

— VIP- и бизнес-букеты лучше не делать большими. Цветы ставятся достаточно плотно, и букет можно создать не метровый, какие часто продаются на Бессарабском рынке, а небольшой. Посудите сами, ведь это выглядит некрасиво, когда огромный букет вручают человеку невысокого роста».

Залишити відповідь