Сегодня во многих странах телекоммуникационные компании стоят перед выбором: позволить другим игрокам монетизировать решения в сфере мобильных платежей или самим предпринимать активные действия в данном направлении. Канадский телеком Rogers Communications выбрал второй путь.
Субботним сентябрьским утром 2011 г. в рубрике «Разное» официального печатного органа федерального правительства Канады, Canada Gazette, появилось на первый взгляд ничем не примечательное объявление. Ведущий канадский провайдер услуг кабельной и беспроводной связи Rogers Communications сообщал о своем обращении в министерство финансов страны за банковской лицензией. Среди возможных услуг, которые намеревалось предоставлять новое финансовое учреждение, были названы кредитование, платежи и услуги обработки кредитных карт.
В случае получения лицензии, говорилось в сообщении, новый банк заработает в английской части Канады как Rogers Bank, а на территориях, где проживает франкоговорящее население, – как Banque Roger.
При этом создание полнофункционального кредитно-депозитного учреждения не планируется. Именно этот факт подчеркнула в интервью ежедневной газете Globe and Mail менеджер по связям с общественностью Rogers Communications Карли Суппа. По ее словам, основные преимущества Rogers по-прежнему остаются в области услуг связи и медиа, а обращение за банковской лицензией следует трактовать лишь как одно из мероприятий в рамках поиска новых способов создания ценности для клиентов.
В сущности, канадский телеком, чья доля рынка беспроводной связи на данный момент оценивается в 36%, и без того действует как банк. Например, если потенциальный абонент готов подписать долгосрочный контракт на пользование сетью, то ему продадут телефон по весьма привлекательной цене (то есть ниже себестоимости). Дотируемые телефоны/смартфоны провайдера позволяют экономить при покупке и затем растягивать выплаты на довольно длительный срок. Чем не приобретение имущества в кредит?
Справедливости ради отметим, что обращение Rogers Communications за банковской лицензией – шаг интересный, хотя для Канады не столь необычный. Несколько лет назад лицензиями на выпуск собственных кредитных карт здесь обзавелись ритейлеры Canadian Tire Corp., Sears и Wal-Mart Canada, а также бакалейщик Loblaw. Что же касается канадских телекомов, то они, несмотря на привычку абонентов проверять платежи по кредитным картам и пользоваться банковскими и страховыми услугами, пока за лицензиями не обращались.
Традиционно на канадском рынке кредитных карт доминируют Canadian Imperial Bank of Commerce (CIBC) и Toronto-Dominion Bank. По мнению Каан Йигит, главного аналитика Solutions Research Group, 9 млн. абонентов Rogers вполне сопоставимы с 11-миллионной клиентской базой Toronto-Dominion Bank (TD). Правда, эксперт уточняет: только около 4 млн. клиентов телеком-провайдера пользуются смартфонами, и лишь половина из них проверяют остатки на банковских счетах или используют смартфоны для проведения платежей. Вместе с тем, когда речь заходит о мобильных платежах, то с точки зрения потребителя лидеры рынка мобильной связи – Rogers и его основной конкурент, Bell Canada, – такие же надежные бренды, как и банковские BMO или TD.
Стоит ли банкам опасаться возможного вторжения на свою исконную территорию? По большому счету, да. Мобильные платежи в большинстве случаев проще и дешевле традиционных банковских, поэтому при наличии альтернатив отток клиентов из банковской розницы непременно усилится. Разумеется, можно сколько угодно твердить о том, что уход клиентов в этом случае банкирам лишь на руку, так как уйдут в основном низкопрофильные. Но если место финучреждений в цепочке создания ценности займут телекоммуникационные компании, магазины приложений или социальные сети, то банкиры утратят доступ к полноценной аналитике по транзакциям. При такой расстановке сил им станет гораздо труднее проводить сегментацию клиентов, а значит, и управлять рисками, заниматься кросс-продажами и принимать решения по ценообразованию новых продуктов/услуг.
Впрочем, в ближайшие несколько лет едва ли следует ожидать массовую миграцию провайдеров услуг связи в направлении полнофункционального банкинга. Дело в том, что создание банка обычно связано с решением целого комплекса специфических вопросов (таких как обеспечение сохранности депозитов, управление сомнительными долгами, резервирование и проч.). Поэтому более вероятным представляется сценарий, при котором получение телекомами лицензий на эмиссию кредитных карт и проведение мобильных платежей в первую очередь затруднит деятельность ведущих платежных систем Visa и MasterCard, и лишь затем создаст барьеры для успешной деятельности розничных и/или универсальных банков.