Состояние с молотка

Итоги последних аукционов подтверждают, что предметы роскоши неизменно сохраняют привлекательность для инвесторов.

Вдекабре 2011 г. успехов добились все устроители крупнейших мировых ювелирных и часовых торгов. Они традиционно проводятся аукционными домами каждый год перед новогодними праздниками. Но в 2011-м, впервые за последние три года, на аукционы появился огромный спрос прежде всего потому, что их лоты рассматриваются как инвестиция еще больше, чем прежде. Как показывают исследования банкинговой и инвестиционной компании Barclays Wealth из Великобритании, после начала кризиса инвесторы разочаровались в традиционных видах вложений, акциях и недвижимости, поэтому активно ищут более надежные объекты для сохранения средств. Предметы роскоши – в первой строчке долгосрочных инвестиций.

Сокровища Лиз

Самым шумным, сенсационным и сорвавшим овации аукционом зимы 2011 г. стали четырехдневные торги Christie’s в Нью-Йорке, где с 13 по 17 декабря продавали колоссальную коллекцию Элизабет Тейлор. Она известна не только как увенчанная всевозможными голливудскими лаврами актриса, но и как коллекционер украшений – еще при жизни Элизабет была третьей по счету в рейтинге самых влиятельных коллекционеров драгоценностей. Поэтому ее собрание, выставленное на торги, вызвало нешуточный ажиотаж, умело подогретый организаторами: лучшие экземпляры коллекции с сентября «путешествовали» в мировом турне, их показали в восьми городах с финальным «аккордом», десятидневной выставкой в нью-йоркском Рокфеллер-центре.

Неудивительно, что результаты торгов превзошли самые смелые ожидания менеджеров Christie’s: были проданы все 1778 лотов коллекции, причем некоторые из них ушли с молотка в 50 раз выше заявленной стоимости, что в аукционном деле случается исключительно редко. В итоге Аукционный дом заработал за эти четыре дня невиданную сумму – $156,8 млн. и установил мировые рекорды, в частности, самой высокой цены за карат бесцветного бриллианта, а также рубина.

«Многие люди хотели стать частью истории, связанной с культовыми украшениями из коллекции Тейлор и мечтали по возможности купить что-нибудь. Другим наши торги предоставили возможность приобрести уникальные драгоценности, приносившие столько удовольствия Элизабет и отражавшие ее выдающийся вкус и авторитетность», – говорит Франсуа Курьель, президент Christie’s Asia и директор международного департамента украшений Аукционного дома.

Продажа коллекции Тейлор стала особенно яркой с точки зрения капиталовложений, показав, насколько может повыситься цена на драгоценный камень с течением времени. Так, знаменитую жемчужину La Peregrina весом 50 карат, найденную в Панамском заливе в XVI в. и принадлежавшую испанским королям, продали за рекордные $11,8 млн., в то время как в 1969 г. Ричард Бартон купил ее для Элизабет всего за $37 тыс. Прошло каких-то 40 лет, и цена жемчужины взлетела до небес – отличный показатель для инвесторов.

Декабрьский аукцион Christie’s примечателен и тем, что таким же рвением и напряженной борьбой сопровождались продажи и других вещей из коллекции актрисы. Ведь ее собрание было действительно огромным – Элизабет покупала всю жизнь самые различные украшения, среди которых были и недорогие вещицы от американских дизайнеров Тео Феннела и Дэвида Уэбба, алюминиевые клипсы от Джоэля Артура Розенталя, а также украшения от собственного бренда актрисы, House of Taylor. Кроме того, на Christie’s были выставлены аксессуары и одежда актрисы от ведущих фэшен-брендов, интерьерный декор из ее дома и сувениры, посвященные актерской карьере Тейлор. За все эти вещи аукционисты собрали $9 млн., тоже установив рекорд в номинации «самая ценная частная фэшен-коллекция».

Ранжир вложений

На фоне столь удачного мероприятия Christie’s другие аукционы выглядят довольно бледно, однако их результаты свидетельствуют о не меньшей заинтересованности и желании вкладывать в предметы роскоши. Ярким свидетельством этого стали финальные торги 2011 г. часовых аукционистов из Antiquorum, прошедшие 8 декабря в Нью-Йорке. Набор лотов был довольно непривлекательным с точки зрения классической логики инвестирования: там не выставлялись антикварные часы, которые наверняка заинтересовали бы потенциальных вкладчиков. Наоборот, аукционисты сделали ставку на современные часы – основная часть выставленных на торги часов была выпущена в последнее десятилетие, а это даже на винтаж не претендует. Однако оказалось, и новые часы тоже рассматриваются как долгосрочное вложение – некоторые из моделей, к примеру, Patek Philippe и Rolex, были куплены в полтора-два раза дороже заявленной цены: инвесторы явно уверены в том, что за следующие 10-20 лет стоимость этих часов значительно повысится.

А Дом Sotheby’s в зимнем сезоне 2011 г. конкуренции с Christie’s не выдержал – его ювелирные торги показали более чем скромные результаты: на основном нью-йоркском аукционе Magnificent Jewels было продано лишь 66,5% лотов, а выручка «по стоимости» и до 50% не дотянула. Однако в разгар ювелирной горячки Sotheby’s совершил неожиданный ход, выставив 15 декабря на продажу коллекцию винтажных стеклянных изделий Tiffany, выполненных в знаменитой фирменной витражной технике. Аукцион стал несомненной удачей: на нем было продано 83% лотов, а выручка составила 78,2% по стоимости – $4,5 млн.

Очевидно, что интерес к самым разнообразным люксовым объектам повысился и в наше экономное время крупные траты на часы или лампы рассматриваются уже не как простое безобидное коллекционирование «предметов старины», а вложение на перспективу. И в дальнейшем эта тенденция будет сохраняться: на волне недоверия к традиционным объектам инвестиций держатели капиталов переходят на все более экзотичные вещи, в которые вкладывают деньги. Глобальный пример подает Китай, где местные инвесторы не ленятся искать причудливые вещицы, дорожающие со временем. Так, последней модой Поднебесной стали почтовые марки, коллекции которых там продаются с завидным успехом и стабильным повышением стоимости.

Интернет-магазин

Неудачи нынешних магазинных рождественских распродаж заставили аналитиков заявить о масштабных изменениях потребительских привычек, и не только в массовом, но и люксовом секторе. Всеобщее настроение «усталости от Рождества» выразилось в миниатюрных процентах прибыли как в Европе, так и США, в отказе толкаться в универмагах и переходе в онлайн-магазины (так, 80% опрошенных американским агентством Nielsen Wire потребителей решили совершать покупки в Интернете в так называемую черную пятницу).

Те же настроения царят и среди клиентов марок, производящих предметы роскоши: прошлый и грядущий финансовый кризис сильно влияет на решения о покупках, онлайн-доля которых не­уклонно растет. Венанцио Кьямпа, основатель международной коммуникационной компании The Promotion Factory, утверждает: «Десять лет назад люксовый сектор боялся веба и воспринимал его, как врага, но теперь компании вынуждены инвестировать время и силы в Интернет, потому что это позволяет напрямую общаться с клиентами».

Так же, как и люксовые бренды, старейшие аукционные дома берут на вооружение новые способы общения с клиентами. В декабре 2011-го сдался последний оплот традиционализма – Christie’s, впервые опробовавший онлайн-торги. Они проходили во время все той же распродажи коллекции Элизабет Тейлор. Значительная часть собрания, а именно 950 лотов, была выставлена на онлайн-аукцион, который прошел с таким же успехом, как и офлайн-торги: всего было зарегистрировано 57 тыс. ставок, проданы все лоты за $9,5 млн. Причем торговались в Интернете гораздо интенсивнее и рискованнее, чем в аукционных залах: к примеру, кожаная сумка Cartier была продана за $20,4 тыс., в то время как ее эстимейт составлял всего $200-400.

Залишити відповідь