Ритейл
Золотое дно
Российские и китайские компании впервые вошли в рейтинг 250 крупнейших мировых ритейлеров 2006 г., составленный консалтинговой компанией Deloitte. В частности, из российских розничников в списке оказались группа X5 Retail, объединяющая сети «Пятерочка» и «Перекресток» (191-е место), и продавец мобильно-цифровой техники «Евросеть» (229-е место). «Обычно в России и КНР доминировали иностранные компании, но теперь все активнее организуются местные магазины и сети», – говорит Айра Калиш, глава направления по обслуживанию розничных компаний Deloitte.
В целом исследование показало, что индустрия ритейла сохраняет стабильные темпы роста. Так, объем продаж вошедших в рейтинг компаний в 2006 г. вырос на 8% (до $3,25 трлн.). Причем если в 2005 г. о снижении оборотов объявили 49 компаний, то теперь – лишь 36. Только семь предприятий по итогам отчетного периода зафиксировали чистый убыток. Такие позитивные сдвиги эксперты связывают с тем, что мировой ВВП в 2006 г. увеличился на рекордные 5,4%, возросла также и покупательская способность населения из развивающихся стран. Из регионов наиболее прибыльными остаются США, из товарных категорий – сегмент пищевых и других быстрооборачиваемых продуктов, а самым популярным форматом торговли – супермаркеты. Существенно и то, что впервые с 2003 г. произошла перегруппировка сил в первой пятерке розничных компаний: Tesco заменила Metro на 4-й позиции.
По мнению исследователей, главным трендом дальнейшего развития ритейла следует считать рост потребительских расходов населения из развивающихся стран (прежде всего азиатских) и экспансия в эти регионы розничников из США и Европы.
По итогам 2007 г. фондовый рынок КНР по объему капитализации ($4,1 трлн.) поднялся с 8-го на 4-е место в мире.
За год суммарная стоимость акций класса А, торгующихся на биржах Шанхая и Шэньчжэня, выросла на 269%
Финансовые взлеты и падения
Intel расстроила инвесторов
Intel, компания номер один в сфере микропроцессоров для десктопов и серверов, выдала сразу несколько неоднозначных сообщений. Наиболее положительные новости принесла отчетность за IV квартал 2007 г.: прибыль за этот период взлетела на 51% (до $2,27 млрд.), а оборот – на 11% (до $10,71 млрд.). Этого удалось достичь, в частности, за счет популярности ее четырехъядерного процессора Core 2 Quad, презентованного в конце 2006 г.
Но такая, казалось бы, стремительная динамика не впечатлила финансовых аналитиков (к примеру, в Thomson Financial ожидали доходов в размере $10,84 млрд.), а на фоне удручающего прогноза Intel на I квартал нынешнего года она и вовсе «затерялась». Как заявил производитель, его продажи за первые три месяца будут равны $9,7 млрд., хотя аналитики устанавливали планку в $9,97 млрд. После выхода этих данных акции Intel обвалились почти на 15% – до самого низкого с 2002 г. уровня.
Причин такой отрицательной динамики несколько. Прежде всего это замедление американской экономики, падение курса доллара, а также рост стоимости заемных средств вследствие кризиса ликвидности. Стоит принять во внимание и фактор иного рода: как отмечают в JPMorgan Securities, в последнем квартале 2007 г. спрос на ПК снизился, тогда как поставки микропроцессоров стремительно возросли. Так, за два последних квартала корпорация Intel, равно как и ее основной конкурент AMD (вместе контролируют 99,8% сегмента компьютерных чипов), выбросила на рынок на 20% больше полупроводниковых устройств, чем годом ранее, что стало наибольшим скачком с 2000 г. Поскольку спрос не поспевал за предложением, это создало излишки складских запасов. Согласно опросу Bloomberg, рост прибыли Intel по итогам 2008 г. замедлится до 24%.
Неопределенность бизнес-среды уже обернулась неприятностями и для других игроков. Котировки AMD и голландской ASML опустились до минимального уровня за последние пять лет, а японской Toshiba – за последние 10 месяцев. «Мы видим первые признаки замедления индустрии. К концу сезона отчетов это станет ясно всем», – резюмируют представители JPMorgan.
Между тем, еще один удар Intel нанес генпрокурор штата Нью-Йорк, объявивший о начале антимонопольного расследования. По его мнению, корпорация навязывает свою продукцию партнерам и перекрывает каналы сбыта конкурентам.
Реорганизация
Nokia сравнили с саранчой
Компания Nokia объявила о намерении к середине 2008 г. закрыть свой завод в западногерманском Бохуме и тем самым сократить порядка 2,3 тыс. рабочих мест. Большая часть производства будет перенесена на новую фабрику в румынском городе Клуж, открытие которой намечено на I квартал нынешнего года. Инвестиции в румынское производство, на котором будет занято около 3,5 тыс. человек, составят 60 млн. евро. При этом, как отмечают эксперты, выпуск мобильных телефонов там обойдется в десятую часть суммы, которая требовалась для этого в Германии.
Комментируя закрытие завода, представители Nokia отметили, что необходимость снижения затрат сделала дальнейшее производство трубок в Германии нерентабельным. Если смотреть на ситуацию шире, то Nokia (38,1% рынка в III квартале 2007 г.) старается и дальше держаться впереди своих конкурентов Samsung и Motorola, не жертвуя при этом маржой прибыли, в то время как цены на сотовые телефоны стабильно падают.
«Если вы хотите построить завод, то лучше это делать в Азии, а не в Европе», – советуют эксперты Theodoor Gilissen Amsterdam. Хотя, по их мнению, компания все же может выиграть, перенеся производственные площадки из Западной Европы в Восточную. Пока Nokia оставила себе заводы в Финляндии, Великобритании и Венгрии, правда, в декабре минувшего года она уже приняла решение перенести ряд производственных линий из Финляндии в Южную Корею. За пределами Европы у компании есть площадки в Мексике, Бразилии, Китае и Индии. Всего штат сотрудников Nokia насчитывает 113 тыс. человек.
Между тем решение о закрытии завода в Бохуме вызвало волну критики как со стороны профсоюзов, так и немецких властей. Первые назвали действия Nokia бесчеловечными, вторые сравнили компанию с саранчой, которая, «обработав» одно зеленое поле, перелетает на другое. Представители власти также заявили, что будут добиваться от компании возврата в федеральную казну 80 млн. евро субсидий, выданных ей еще в 1990 г.
Поглощения
Olympus уходит в медицину
Японская компания Olympus Corp. завершает сделку по приобретению британского производителя высокотехнологичного медицинского оборудования Gyrus Group. Стоимость сделки составила 935 млн. фунтов стерлингов и предполагала 58%-ю премию к стоимости акции во время объявления о приобретении. Тем самым один из крупнейших мировых производителей цифровых фотоаппаратов планирует укрепить свои позиции на медицинском рынке. Этот курс компания взяла еще в 2005 г., когда кризис на рынке пленочных фотоаппаратов стал очевидным, и диверсификация бизнеса начала восприниматься как необходимое условие выживания. Учитывая перспективность рынка медоборудования, а также вопросы синергии производства, корпорация Olympus взялась за выпуск оптических инструментов для хирургии и диагностики. По итогам финансового года, завершившегося 30 сентября, медицинское подразделение принесло компании 31% выручки или около $1,5 млрд. Нынешнее приобретение станет успешным дополнением этого бизнеса, поскольку Gyrus специализируется на производстве инструментов для проведения минимально инвазивных хирургических операций (предполагающих наименьшее вмешательство в организм). Помимо расширения продуктового портфеля, японцы получат и другие выгоды: британская компания занимает стойкие позиции в США, тогда как Olympus – только в Европе. В итоге Olympus ожидает, что новый актив поможет довести выручку компании медподразделения до $3,27 млрд.
Терпящая убытки Citigroup (уже списала $18 млрд.) привлечет $14,5 млрд. Спасителями американского банка станут сразу несколько инвестфондов из стран Азии и Ближнего Востока
Хай-тек
Ноутбуки возьмут новый ценовой рубеж
Мэри Лу Йепсен, бывший технический директор некоммерческой организации One Laptop Per Child (OLPC), возглавляемой известным IT-специалистом Николасом Негропонте, создала собственную компанию Pixel Qi. Организация OLPC, целью которой является разработка ноутбука стоимостью $100 для детей из развивающихся стран, пока предложила на рынок сверхбюджетный ноутбук XO, который продается по цене $200. Цель г-жи Йепсен еще более амбициозные: она планирует разработать ноутбук за $75. Будучи техническим директором OLPC в период с 2005 по 2007 гг., она курировала разработку нового типа дисплеев, отличающихся низким энергопотреблением, усовершенствованной системой питания и более дешевыми комплектующими. Помимо использования этих инноваций в своем ноутбуке, г-жа Йепсен предоставит возможность их использования производителям цифровой электроники.
Инициативу Pixel Qi большинство экспертов считают вполне целесообразной, учитывая распространение компьютерной грамотности в третьих странах и рост спроса на дешевые компьютеры. Схожий проект под названием Classmate PC, предполагающий создание вычислительных устройств по цене $200-400, не так давно запустила корпорация Intel. Эти ПК предназначены исключительно для школьников из стран Африки и Латинской Америки.
Между тем некоторые рыночные обозреватели настроены скептично. «Подобные проекты ориентируются на наименее развитые страны, а также на привлечение в качестве интернет-пользователей технофобов из развитых стран, – говорят в iKS-Consulting. – Памятуя о них, можно отметить, что рынок нуждается не в сверхдешевых, а в качественных и функциональных продуктах».