Если компания работает не на потребителя, то деньги для нее оказываются слишком дорогим ресурсом.
Проблему инвестиций можно обсуждать на разных уровнях. Можно и нужно говорить о недостатках законодательной базы, плохом инвестиционном климате в стране. Но часто полезно опуститься ниже и понять простую истину: если вы производите никому не нужный товар, то почему считаете, что у вас должны быть деньги? Кто вам за этот товар будет платить? Для компании, готовой работать на кого угодно, кроме потребителя, деньги оказываются слишком дорогим ресурсом.
Если говорить об инвестиционной привлекательности компании вообще, то не стоит забывать, что это – интегральная характеристика, учитывающая перспективы развития, доходность инвестиций и уровень рисков. Оценка инвестиционной привлекательности компании – процесс во многом субъективный, хотя при этом и используются различные методики, сводящиеся к математическому анализу различных числовых показателей деятельности компании. В общем случае в процессе оценки учитываются несколько факторов, объединенных таким субъективным понятием, как привлекательность.
Это привлекательность продукции (с чего мы начали этот разговор), информационная, кадровая, инновационная, финансовая, территориальная привлекательность. Все это принимает во внимание инвестор.
Привлекательность продукции для него определяется ее конкурентоспособностью на рынке, уровнем существующего и потенциального спроса, степенью диверсификации товара. Информационная привлекательность компании определяется в первую очередь ее имиджем, а также репутацией брендов, которыми она владеет. Ценность данной компоненты в инвестиционной привлекательности компании постоянно растет, поэтому мы говорим о ней сразу после продукта. Важность кадровой привлекательности не требует особых комментариев, тем более что в некоторых бизнесах качество менеджерской команды и профессионализм персонала интересуют инвестора прежде всего.
Инновационная привлекательность здесь названа потому, что без нее в современных условиях невозможно говорить об эффективности не только долгосрочных, но и среднесрочных инвестиций. Финансовая привлекательность компании для инвестора заключается в получении стабильного экономического эффекта от финансово-хозяйственной деятельности. Если этот эффект нестабилен, то появляется дополнительный риск, чего инвесторы очень не любят. Территориальная привлекательность в ряде случаев может выступить решающим фактором при выборе. Остальные показатели можно подтянуть, но если завод расположен в неудачном месте, то перенести его невозможно.
Кроме того, давайте не забывать и о том, что привлечение инвестиций – обычная торговая сделка. Товаром в ней выступает компания или бизнес-проект, а покупателем – инвестор, поэтому к сделке товар должен быть соответствующим образом подготовлен. Должны быть получены результаты необходимых независимых маркетинговых исследований, качество корпоративного управления и учета не должно завышать уровень управленческого риска, а юридические аспекты деятельности предприятия не вызывать вопросов. Кроме того, желательно провести рекламную и PR-кампании, работающие на сделку. Все эти вещи микроэкономического уровня, но и они способствуют существенному повышению инвестиционной привлекательности компании.
Закончить хотелось бы тем, с чего начали: главная компонента инвестиционной привлекательности – востребованный товар. Не зря же часто объектом покупки является просто бренд, то есть совокупность ощущений, сложившаяся в умах потребителей в отношении конкретного товара.