Главный фактор роста отрасли – увеличение доходов населения, ведь большая часть продукции потребляется домохозяйствами. Рост потребления домохозяйств в 2008 г. прогнозируется на уровне не ниже 9%, и такие темпы сохранятся в последующие несколько лет.
Нельзя не учесть того, что около одной шестой части продукции пищепрома идет на экспорт. На рост экспорта может позитивно повлиять присоединение Украины к ВТО, однако это приведет и к увеличению импорта, что угрожает отечественным производителям.
Если говорить об основных рисках, то отрасль сильно зависит от цен на сырье, поставляемое сельским хозяйством, а значит, она косвенно подвержена климатическим рискам. Кроме того, цены на многие виды сельскохозяйственной продукции будут неуклонно расти.
Стоит учесть тот фактор, что оплата труда по отрасли составляет в среднем около 7% затрат, что ниже среднего показателя по экономике. Это облегчает расширение производства.
Вход в отрасль в большинстве случаев прост. Госрегулирование касается лишь немногих направлений, особенно табачного и алкогольного производства (в ценовом аспекте – и хлебобулочного). Главным препятствием для развития является невысокое качество сырья. Также значимым фактором остается высокая конкуренция в большинстве подотраслей. Как следствие, в отрасли высокая активность в сфере слияний и поглощений: в 2006 г. в ней было проведено примерно полтора десятка значительных сделок, общей стоимостью свыше $310 млн., а по итогам первой половины 2007 г. отрасль заняла второе место по объему М&А-сделок. Только основные сделки минувшего года были суммарно оценены в $1 млрд. Вместе с тем уровню концентрации в украинском пищепроме еще далеко до достигнутого в более развитых экономиках, поэтому повышенная активность M&A сохранится.
Производство в мясной промышленности выросло за 2007 г. почти на 20%, при этом рост в предшествующие несколько лет также был высоким – от 10 до 30%. Долгосрочные тренды роста присутствуют прежде всего в производстве свинины и мяса птицы. Большинство лидеров рынка имеют годовой оборот примерно 300 млн. грн., при этом они являются основными покупателями производств. Так, компания «Ориль-Лидер» продана за $88 млн., тогда как средние птицефабрики покупались значительно дешевле. «Курганский бройлер» был приобретен примерно за $30 млн. В прошлом году польская мясная группа PKM Duda заплатила $16 млн. за «Росан-Агро», ставшее уже четвертым мясоперерабатывающим предприятием группы в Украине.
В отличие от мясной рыбная промышленность в Украине не может похвастаться значительными объемами. Зато динамика роста в последние годы – 30-40%, впечатляет. Спрос на продукцию этой подотрасли постоянно растет, поэтому ее можно рассматривать как весьма привлекательную для инвестиций.
В переработке овощей и фруктов в последние годы также происходил значительный рост – 20-40%, однако в 2007 г. темпы снизились примерно до 15%. В долгосрочной перспективе возможно даже некоторое исчерпание резервов роста, но далеко не по всем направлениям. Так, ежегодный прирост производства соков в 2004-2006 гг. находился в интервале 70-200 тыс. т, а в 2007 г. превысил 300 тыс. т. Неудивительно, что в минувшем году собственники ведущего украинского производителя соков, компании «Сандора», смогли продать ее транснациональной Pepsi за довольно высокую цену – $758 млн.
Если в производстве соков процесс концентрации только входит в активную фазу, то в масложировой промышленности олигополия уже наступила. Безусловный лидер здесь – транснациональная группа Cargill, объем реализованных инвестпроектов которой в Украине превысил $100 млн. Второй транснациональный игрок – Bunge – вводит в эксплуатацию новый маслоэкстракционный завод в портовом Ильичевске, удобном для обеспечения экспорта. Отечественные игроки тоже укрупняются. Группа «Кернел-Трейд» заплатила за харьковский «Евротек» $100 млн. и за Меловской завод рафинированных масел – $20 млн. При этом она также объявила о планах привлечь до $200 млн. за счет IPO на Варшавской бирже.
Рост в молочной промышленности в 2007 г. примерно 11%, что в полтора-два раза ниже показателей предыдущих лет. В то же время в долгосрочной перспективе производство молочной продукции возрастет за счет увеличения спроса на продукцию высоких переделов, такую как сыры и готовые продукты из молока. Главной проблемой остается дефицит сырья, до 70% которого обеспечивают частные подворья. Серьезный риск – зависимость от российского рынка сбыта.
Быстро идет концентрация ведущих украинских групп, активны и транснациональные корпорации. Так, в минувшем году бельгийская Lactalis Group приобрела молочные предприятия корпорации «Фанни» (за $40-45 млн.), а французская Bel Group купила сыркомбинат «Шостка» за 50 млн. грн. и готовится инвестировать в него $10 млн. в течение трех лет. Сейчас семь лидеров рынка контролируют около половины производства молочной продукции, причем около 40% – за российскими и западноевропейскими игроками.
В покупках участвуют и портфельные инвесторы – в 2007 г. российская инвестгруппа «Ренессанс Капитал» приобрела «Клуб сыра» за $197 млн. Суммы могут быть и ниже, как в случае покупки Куйбышевского маслозавода в Запорожской области (около $2 млн.). Однако растущая концентрация приводит к более высоким требованиям к инвестпроектам.
Рост производства в хлебобулочной промышленности в натуральном выражении в последние годы остановился, в частности, ввиду госрегулирования цен. При этом программа продажи производителям муки из Госрезерва сейчас, по сути, не работает. Часть игроков продает активы, если они не являются профильными (как у СКМ). Цены на хлебозаводы часто доступные: покупка полтавского «Хлебозавода №2» оценивалась в $3 млн., а николаевского «Хлебозавода №4» – примерно в $1,3 млн.
Производство сахара в 2007 г. сократилось на 24% по достижении благодаря восстановлению сырьевой базы в 2006 г. максимума (2,6 млн. т). После вступления в ВТО произойдут структурные изменения из-за снятия ограничений на поставки тростникового сырья. Тем не менее значительные инвестпроекты в подотрасли реализуются, например, холдингами «УкрРос» и «Астарта-Киев». Затраты на приобретение сахарных заводов разумные. Имущественный комплекс Лохвицкого сахарного завода в Полтавской области был продан за $10 млн., тогда как комплексы двух сахарных заводов в Хмельницкой области ушли за $7 млн.
Рост в кондитерской промышленности в 2007 г. достиг почти 10%, причем по мере увеличения покупательной способности происходит вытеснение дешевой продукции (из сахара) более дорогой (шоколад). Среди ведущих компаний – как транснациональные корпорации (Kraft Foods, Nestle), так и отечественные (АВК, «Рошен», «Конти», «Рейнфорд»). Именно последние реализуют сегодня проекты по модернизации.
За кондитерский рынок пытаются побороться и игроки поменьше. Хлебобулочный холдинг «Т. и С.» с 2007 г. приступил к строительству локальной кондитерской фабрики в Крыму ($2 млн.) и готовится к строительству фабрики в Одессе. Небольшие готовые фабрики могут стоить подороже – Хмельницкую кондитерскую фабрику «Кондфил» продали за $4 млн. Объем сделки по покупке «Буковинки» и контрольного пакета «Луцккондитера» составил $14 млн.
Намного сложнее сейчас заход на пивной рынок. Причина – усиление концентрации, что особенно заметно в пивной промышленности, где доля небольших (после первой четверки) игроков в 2007 г. упала до 4%. Как ответ возник проект «Украинской пивной группы» – объединения четырех локальных пивзаводов. Инвестиции группы в наращивание мощностей составят $30-35 млн. Для сравнения: в 2006-м на модернизацию «САН Инбев Украина» было направлено 80 млн. евро.
Концентрируется и устойчиво растущий безалкогольный рынок. В сегменте минеральной воды у десяти лидеров почти две трети продаж. Причем с 2007 г. доля первого номера, IDS Group (ТМ «Миргородская», «Моршинская» и др.) – более четверти рынка, еще больше вырастет благодаря покупке за $10 млн. «Аква-Эко» (ТМ «Трускавецкая»). А вот за столичную компанию «Росинка» в 2007 г. французская Orangina Group заплатила уже $60-65 млн. Концентрацию обеспечивают и высокие затраты на продвижение, что под силу лишь лидерам (например, рекламный бюджет IDS Group в 2007 г. составил около $2 млн.).
Особо трудно войти на ликероводочный рынок. После слияния ЛВЗ «Хортица» и Одесского коньячного завода (ТМ «Шустов») четверка лидеров («Хортица», «Немиров», «Союз-Виктан», «Олимп») контролирует свыше 90% рынка. Инвестпроекты у них затратные: на создание нового завода «Прайм» у «Олимпа» ушло $47 млн.
Ниже концентрация в винодельческой промышленности, где, однако, риски другого рода: после вступления в ВТО произойдет значительное насыщение рынка импортом. Хотя уже сейчас сюда приходят иностранцы: в минувшем году контрольный пакет Киевского завода шампанских вин «Столичный» был приобретен германо-австрийской группой Henkell & Sohnlein за $14 млн.