Транспортная отрасль характеризуется высокими темпами роста и средним уровнем рисков, вызванных прежде всего административным влиянием. В частности, сильное государственное влияние осуществляется через лицензирование, а иногда и прямое регулирование тарифов. Также стоит учесть, что более 50% затрат отрасли приходится на топливо, цены на которое в будущем будут только расти. Однако совокупные риски низкие, главным образом ввиду стабильности спроса. Впрочем, существенный рост спроса будет происходить преимущественно в автомобильных и морских перевозках.
До 15% объемов перевозок обеспечивает торговля, весьма конкурентный и быстрорастущий сектор экономики. Также значительную часть составляет перевозка пассажиров, причем в минувшем году перевозка пассажиров железной дорогой незначительно сократилась, зато выросли перевозки пассажиров автомобильным (на 4,6%) и авиационным (на 11,6%) видами транспорта.
Барьеры для входа на рынок весьма существенны, что и приводит к низкой конкуренции. Так, приход на рынок железнодорожных перевозок осложнен из-за государственного монополизма. Развитие рынка водного транспорта сдерживается низкой пропускной способностью портов и дефицитом судов, при этом украинский водный транспорт изношен более чем на 60%. Проблемы аэропортов и логистики на них существенны для авиационного транспорта. А развитие рынка автобусных и автомобильных перевозок осложняется низким качеством автодорог и нехваткой складских помещений и логистических центров.
На состояние железнодорожного хозяйства сможет повлиять Госпрограмма реформирования железнодорожного транспорта на 2007-2015 гг., которая обойдется госбюджету 12,6 млрд. грн. При этом предполагается корпоратизация: до 2015 г. должна быть создана государственная акционерная компания «Украинские железные дороги». Кроме того, планируется разделить функции хозяйствования и управления в этом секторе, а также выделить в отдельные предприятия потенциально конкурентные направления.
Сейчас частные железнодорожные перевозчики практически отсутствуют, за исключением отдельных операторов, работающих на своего клиента – в металлургии или химической промышленности. Наиболее известный пример – «Лемтранс» (в структуре СКМ), объем дохода которого всего в два-три раза меньше дохода региональных железных дорог, и который в минувшем году начал инвестировать в вагоноремонтное хозяйство. Еще один специализированный оператор – «Энерготрансферт» – был приобретен химическим холдингом IBE Trade за $20 млн.
Успешно развивается рынок международных автоперевозок, где работают свыше 2,1 тыс. компаний с более чем 21 тыс. автомобилей, большая часть которых уже адаптирована под стандарты евро. Риск этого направления в том, что увеличивается присутствие зарубежных компаний – российских и особенно польских, имеющих определенные таможенные послабления.
Серьезный интерес проявляет ряд бизнес-групп к инвестициям в портовое хозяйство. Уже совершены серьезные инвестиции. Но существенные изменения в подотрасли могут произойти в случае ликвидации госкомпании «Укрморпорт» (за что выступает новое правительство) и возможной приватизации портов.
В авиационном транспорте объем рынка внутренних авиаперевозок оценивался пока что невысоко – 4-5 млн. пассажиров (что приносит $50 млн. в год), однако потенциал рынка высок – до 50 млн. пассажиров в год.
Хотя пассажирскими авиаперевозками занимаются 38 авиакомпаний, рынок сильно сконцентрирован: две трети у «АероСвіта» и МАУ. Даже средние авиакомпании стоят недешево. При недавнем поглощении «АероСвітом» компании «Донбассаэро» почти за 75% последней было уплачено $50-70 млн.
Определенное внимание уделяется аэропортам. Так, инвестиционный проект группы «УкрСиб» по реконструкции международного аэропорта «Харьков» предполагает вложения $200-300 млн. Правительственный проект реконструкции донецкого аэропорта предполагал $120 млн. затрат. А маленький тернопольский аэропорт перешел под контроль австрийских инвесторов всего за $6 млн.