Преимущественно рынок информационных технологий развивается по двум направлениям. Первое – системная интеграция и производство компьютерной техники, второе (8-9% по объему в деньгах) – программирование и специализированные информационные услуги. По различным причинам достоверные количественные данные по рынку отсутствуют, поэтому часто приходится пользоваться экспертными оценками самих участников рынка. Согласно обобщенным данным, в 2007 г. совокупный объем рынка составил $2,4-2,5 млрд., а рост – 15-17%. Каких-либо особых ограничений и рисков для развития рынка нет. Основная проблема для инвестора – необходимость высокого интеллектуального потенциала как специалистов, так и менеджеров.
В сфере программирования стоит выделить аутсорсинговые возможности для работы на экспорт (так называемое оффшорное программирование). Сегодня Украина становится третьим по привлекательности, после Индии и Китая, рынком экспортного программирования, хотя и с несравненно меньшими на порядки объемами. В минувшем году это составило $350-400 млн. При этом данный рынок уже несколько лет растет высокими темпами – 30-50% в год. До 90% необходимого кадрового ресурса сосредоточены в четырех центрах: Киеве, Львове, Харькове, Днепропетровске.
Оффшорным программированием в стране заняты почти 300 компаний, лидеров рынка около десятка («Мирасофт», Miratech, SoftLine, SoftServe, Infopulse, Telesens KSCL и др.). Часто такие компании развиваются за счет иностранных инвестиций, например, из США и Германии.
В то же время в создании программного обеспечения для корпоративного сектора в таких направлениях, как, скажем, ERP, отечественным производителям все сложнее конкурировать с мировыми лидерами.
Еще одно направление, получившее развитие в последние годы, – создание программных решений для Интернета. Оно также привлекает внешних инвесторов, прежде всего из России и Польши. Представительства многих российских интернет-компаний, таких как «Яндекс», уже активно работают на украинском рынке. При этом россияне покупают и уже действующие системы. Так, ИГ «Русские фонды» купила контрольный пакет компании «Мета» примерно за $6 млн., после чего продолжила скупку других украинских интернет-ресурсов, средняя цена которых составляла $0,5-0,7 млн. за специализированный портал.
Что касается польских проектов, то издательская группа Agora готовит к запуску в Украине платформу для блогов Blox, рассчитывая, что сможет потеснить в сегменте Web 2.0 популярные российские и собственно украинские платформы. Около года назад польские инвесторы отличились переплатой за поисковый сайт по трудоустройству Работа.ua: компания Grupa Pracuj заплатила за него примерно $2,7 млн., резко подняв цены на украинские интернет-ресурсы.
Развитие Интернета сделало инвестиционно привлекательными ранее такие малозаметные сегменты, как компьютерные хранилища данных. Рост числа пользователей и повышение технических требований создают дополнительный спрос на компьютерную технику. Увеличению продаж способствует и облегчение процесса потребительского кредитования.
Совокупный рост продаж компьютеров в последние годы составляет 20-30%, а объем рынка (в 2006 г.) – примерно 1,2-1,3 млн. шт. (стационарных компьютеров). При этом рынок достаточно конкурентный – доля пяти компаний-лидеров («Навигатор», K-Trade, «Фокстрот IT», «Инком», МКС) не превышает 20%. До 70% рынка находится у мелких региональных игроков, что усиливает конкуренцию.
Происходит значительный рост продаж ноутбуков – 13% в штуках и 95% в деньгах за первое полугодие 2007 г. Сейчас ноутбуком является каждый четвертый продаваемый в стране компьютер. При этом ряд проектов по производству ПК в Украине («Квазар-Микро» и Hewlett-Packard) были недавно закрыты. Зато стремятся развивать бизнес средние по величине участники рынка. Так, в конце минувшего года компания АМИ запустила в Донецке фабрику по конвейерной сборке персональных компьютеров с мощностью 120 тыс. шт. в год. Модернизация и расширение мощностей обошлись в 1 млн. евро, а ожидаемый срок окупаемости – четыре года.
Покупки небольших компаний в секторе производства компьютеров и системной интеграции сегодня вполне доступны. К примеру, сумма сделки ООО «RIM 2000» по покупке компании «Ланжерон» составила $3 млн.
Многие отечественные лидеры рынка информационных технологий находят себя в развитии услуг системной интеграции. Так, компания МКС с прошлого года стала активно продвигать направление «МКС Системная интеграция», а K-Trade занялась формированием данного направления.
При этом желающих следовать примеру «Квазар-Микро», ставшей частью иностранной корпорации (российской АФК «Система»), пока не находится.