Индийские активы

Даже самый бесценный вклад в культуру можно сделать хотя бы чуть-чуть ценнее. Очевидно, индусы знают, что для этого нужно.


В конце 1980-х западные аукционные дома стали осваивать индийский рынок искусства. Лорд Полтимор, один из руководителей аукционного дома Sotheby’s, рассказывал: «По приезду в Бомбей мне сказали: «Смотри, в этом городе живет миллион миллионеров, и у каждого из них как минимум один дом».


На первых торгах Sotheby’s и Christie’s местные коллекционеры проявляли прижимистость. Стоимость картин современных индийских художников редко переходила рубеж $50 тыс. Но нынешние покупатели выкладывают уже сотни тысяч. Однако этот взлет начался лишь в 2000-х, когда государство избавило дилерский труд от жесткого налогообложения и сделало возможным провоз произведений искусств через границу в обоих направлениях. Сейчас индийское искусство – второй (после Китая) восходящий рыночный тренд на мировом арт-рынке.


Этому помогло и то, что многие ведущие индийские художники учились в Лондоне и Париже. Они не играли особенно значимой роли в мировом искусстве, зато с готовностью подхватывали главные мировые течения и скрещивали их с национальной культурой. Это значит, что какой-нибудь индийский бизнесмен, покупая картину своего земляка-абстракциониста С. Х. Разы, не чувствует себя принадлежащим к культурному гетто. По мнению журнала Business Week, спрос на индийское искусство возник именно благодаря таким индусам-экспатам, которые покинули свою родину и разбогатели за границей. Однако, судя по всему, патриотизм и ностальгия – не главные причины подобных покупок. Аналитики Art Market Economic Research (США) считают, что китайские покупатели в большинстве своем мотивированы получением удовольствия, престижностью или стремлением сохранить культурное наследие. Индийские коллекционеры рассматривают искусство практически исключительно как финансовый актив.


Прагматичность и системный подход индусов увенчались в 2006 г. появлением сразу трех крупных арт-фондов: Osian’s Art Fund (основан крупнейшим индийским аукционным домом Osian’s Connoisseurs of Art), Yatra Art Fund (точнее – Yatra-2, поскольку это уже второй арт-фонд компании Ambit Capitall) и Crayon Capital Art Fund (компания Crayon Capital). Для инвестора такие арт-фонды выглядят как закрытые ПИФы, рассчитанные на работу в течение трех лет. Своей задачей они ставят получение 30-40% годовых за счет роста стоимости работ нескольких сотен современных индийских художников. Yatra-1, запущенный в 2005 г., показал, что это вполне реально.


«Могу добавить, что в продвижение индийских художников серьезно вкладывает государство, – говорит Олег Байшев, творческий директор галереи «Коллекция» (Киев). – Перед ним стоит задача – сделать индийское искусство брендом, по которому страну будут узнавать в мире. Богатые китайцы, например, частным образом тоже поддерживают свое искусство, специально покупая его дороже, чем европейские и американские коллекционеры. Этим, кстати, они отличаются от русских и украинцев, которые могут отдать хорошие деньги за мировую звезду и торговаться до последнего, когда речь идет о работах местных художников». 







Муза индийских коллекционеров


Аукционные рекорды современных индийских художников перешли рубеж в $1млн., но еще не достигли $2 млн. Самыми известными сделками на сегодняшний день являются продажи двух картин 82-летнего Тиеба Мехты. Картины художника были проданы каждая за $1,6 млн.: Mahishasura (1998) в 2005 г. на аукционе Christie’s в Нью-Йорке, а Falling figure (1987) – на Sotheby’s там же, но в 2007 г. Этому мастеру также принадлежит рекорд в 31 млн. рупий (около $786 тыс.) за работу Gesture – максимальная цена, которую когдалибо платил индус на индийском аукционе за работу индийского современного художника. С марта 2006 г. в бомбейской газете Economic Times публикуется рейтинг ET Art index (индекс заемного капитала на базе акций художественного искусства. Он рассчитывается на основании текущей стоимости картин 51-го ведущего индийского художника XX-XXI вв. Объем трансакций, связанных с их именами, составляет 89% от продаж работ индийских мастеров.

Залишити відповідь