Даже самый бесценный вклад в культуру можно сделать хотя бы чуть-чуть ценнее. Очевидно, индусы знают, что для этого нужно.
В конце 1980-х западные аукционные дома стали осваивать индийский рынок искусства. Лорд Полтимор, один из руководителей аукционного дома Sotheby’s, рассказывал: «По приезду в Бомбей мне сказали: «Смотри, в этом городе живет миллион миллионеров, и у каждого из них как минимум один дом».
Этому помогло и то, что многие ведущие индийские художники учились в Лондоне и Париже. Они не играли особенно значимой роли в мировом искусстве, зато с готовностью подхватывали главные мировые течения и скрещивали их с национальной культурой. Это значит, что какой-нибудь индийский бизнесмен, покупая картину своего земляка-абстракциониста С. Х. Разы, не чувствует себя принадлежащим к культурному гетто. По мнению журнала Business Week, спрос на индийское искусство возник именно благодаря таким индусам-экспатам, которые покинули свою родину и разбогатели за границей. Однако, судя по всему, патриотизм и ностальгия – не главные причины подобных покупок. Аналитики Art Market Economic Research (США) считают, что китайские покупатели в большинстве своем мотивированы получением удовольствия, престижностью или стремлением сохранить культурное наследие. Индийские коллекционеры рассматривают искусство практически исключительно как финансовый актив.
Прагматичность и системный подход индусов увенчались в 2006 г. появлением сразу трех крупных арт-фондов: Osian’s Art Fund (основан крупнейшим индийским аукционным домом Osian’s Connoisseurs of Art), Yatra Art Fund (точнее – Yatra-2, поскольку это уже второй арт-фонд компании Ambit Capitall) и Crayon Capital Art Fund (компания Crayon Capital). Для инвестора такие арт-фонды выглядят как закрытые ПИФы, рассчитанные на работу в течение трех лет. Своей задачей они ставят получение 30-40% годовых за счет роста стоимости работ нескольких сотен современных индийских художников. Yatra-1, запущенный в 2005 г., показал, что это вполне реально.
«Могу добавить, что в продвижение индийских художников серьезно вкладывает государство, – говорит Олег Байшев, творческий директор галереи «Коллекция» (Киев). – Перед ним стоит задача – сделать индийское искусство брендом, по которому страну будут узнавать в мире. Богатые китайцы, например, частным образом тоже поддерживают свое искусство, специально покупая его дороже, чем европейские и американские коллекционеры. Этим, кстати, они отличаются от русских и украинцев, которые могут отдать хорошие деньги за мировую звезду и торговаться до последнего, когда речь идет о работах местных художников».