Михаил Гладий, народный депутат Украины, заместитель главы Комитета ВР по вопросам аграрной политики, председатель Аграрной партии:
– На мою думку, ситуацiя в країнi стабiльна. Голод нiкому не загрожує. Хтось штучно нагнiтає ситуацiю. Наша держава не iзольована, i ми живемо в центрi Европи, ринки для нас вiдкритi. Якщо не буде достатньо свого зерна, завеземо з iншої країни. До речi, в деяких регiонах, наприклад, у захiдних, цiни на хлiб не будуть пiдвищуватися.
Вячеслав Гавриленко, заместитель председателя правления по маркетингу и развитию ЗАО СК «Вексель-ФСА»:
– Эксперты считают, что оснований для роста цен нет, голода тем более – цены достигли максимума. В том числе потому, что правительство активно поддерживает импорт и поручило Министерству иностранных дел, Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции обеспечить условия для закупки продовольственного зерна в России и Казахстане на выгодных условиях. Урожай зерна в 2003 году прогнозируется минимум на уровне 28 млн. тонн, в том числе пшеницы – 10-12 млн. тонн, в то время как потребности внутреннего рынка Украины оцениваются в 6-6,5 млн. тонн в год. Есть проблемы на продовольственном рынке, которые будут устраняться административными методами. Перераспределение же большей части доходов непосредственно в пользу сельхозпроизводителей будет зависеть как от самих производителей, так и от политики государства – дотации должны производиться не для поддержания текущей деятельности, а для модернизации, повышения эффективности с/х производства. Для этого, помимо технологических новаций, существуют и традиционные экономические методы – полноценное страхование с учетом опыта развитых стран один из них. Это не панацея и тем более не «пожарный» метод, а одно из обязательных условий стабильных результатов в отрасли.
Станислав Аржевитин, председатель правления акционерного банка «АЖИО»:
– Никому. Говорить об этом в 2003 году просто непозволительно. Можно говорить о повышении цен на зерно и т. д., но голод просто невозможен. Это психологическая паника, и до такой ситуации Украина не дойдет. В крайнем случае можно закупить зерно в других европейских странах.
Юлия Тимошенко, народный депутат Украины, лидер БЮТ:
– Я можу тiльки твердо сказати, кому голод не загрожує. Вiн не загрожує народним депутатам, членам уряду, Адмiнiстрацiї президента. Всi iншi люди вiдчують серйознi проблеми з цiнами, iз забезпеченням головними продуктами харчування. Прем’єр-мiнiстр сказав, що уряд всю вiдповiдальнiсть за подолання цiєї кризи бере на себе. I щоб нiхто в цей процес не втручався.
Петр Симоненко, народный депутат Украины, лидер КПУ:
– Голод не только грозит, а уже стал спутником жизни многих семей в Украине. Уже сейчас можно говорить о том, что у большинства людей изменился рацион питания, и даже медики бьют тревогу. А это грозит дистрофией, умственным отставанием в развитии и т. д. Люди не верят никакой власти. Голод прежде всего грозит народу, его и так уже посадили на хлеб и воду. А сегодня еще и хлеб отбирают. Чтобы знать причину сложившейся ситуации, надо ответить на вопрос: кому это выгодно? В правительстве есть определенные представители финансовых и политических структур, которых не интересует, в каком состоянии сегодня находится Украина. Потому что эти чиновники понимают: они временщики и пришли на определенное время, за которое надо рентабельно использовать политику, возвести себя в такой ранг, чтобы на несколько лет вперед обеспечить себе жизнь. В этом и заключается трагедия. Никто не отвечает на вопрос, в каком состоянии реальная экономика.
Виктор Ющенко, народный депутат Украины, лидер блока «Наша Украина»:
– Думаю, что эта проблема может ударить по миллионам украинцев. И особенно по незащищенным слоям населения, у которых хлеб, крупы – основной продукт питания. Данная проблема затрагивает интересы миллионов людей. Из-за античеловечной политики в сельском хозяйстве, преступной политики в государстве люди будут отброшены на несколько лет назад относительно социальных стандартов. Включая и то, что многие будут просто недоедать.
Валерий Пустовойтенко, экс-премьер-министр Украины, народный депутат Украины:
– Я бы так не говорил и ситуацию не драматизировал. Недавно вернулся из командировки по Киевской, Черкасской, Одесской, Николаевской областям, где сами крестьяне говорят: вы о нас не беспокойтесь, мы выживем. Урожай, который соберут, люди оставят себе, чтобы прокормить свои семьи и себя.
Но по оценкам самих же крестьян, урожай может составлять в среднем от 8 до 10 центнеров с гектара. Поэтому цена на зерно будет выше, чем в прошлом году.
Александр Мороз, народный депутат Украины, лидер СПУ:
– Голод грозит прежде всего малообеспеченным семьям и пенсионерам. Если пенсия расходуется на 60% только на хлеб, то это уже голод.
Николай Азаров, первый вице-премьер-министр Украины, министр финансов:
– Никому голод в Украине не грозит. Это просто смешно.
Валерий Хорошковский, министр экономики и по вопросам европейской интеграции:
– На мой взгляд, постановка вопроса неправомерна. Мы можем говорить лишь о ценах, а не о дефиците зерна. Задача правительства сегодня состоит в том, чтобы цены оставались стабильными не только на хлеб, но и на остальные продукты питания. У нас есть достаточно возможностей и ресурсов. Я уверен в том, что в ближайшее время ситуация стабилизируется. И я рекомендую не поднимать панику и быть корректными в данных вопросах.
Сергей Рыжук, министр аграрной политики:
– Никому. Если с февраля месяца нагнетается ситуация, что ожидается колоссальный неурожай в Украине, и все кому не лень позволяют себе прогнозировать валовой сбор урожая, то, естественно, это приведет к ажиотажу. Что в свою очередь вызывает недоверие к исполнительной власти. Такие вопросы надо аргументировать, а не политизировать. Сегодня создан ажиотаж вокруг круп и особенно гречки, хотя мы не были бы голодными, даже если бы и не было гречки. У нас в нынешнем году будет 12,5 млн. т крупяных культур, а нам надо 1 млн. т, чтобы прокормить всю Украину. Каждый год перед жатвой происходит подобный всплеск цен на муку и пшеницу. Я лично ситуацию не драматизирую.
Леонид Кравчук, экс-президент Украины, народный депутат Украины:
– Я хочу всех успокоить. Голода в Украине не будет. Ни для народа, ни для правительства. Другое дело, что хлеб может подорожать. Плохо, что у нас не отработан рынок зерна. Должны быть профессиональные решения, если возникают такие проблемы на зерновом рынке. В свое время правительство Кинаха ничего не сделало для создания рынка зерна, а только продало около 9 миллионов тонн хлеба. На мой взгляд, оно должно нести ответственность за подобные действия. А правительство Януковича получило эту проблему уже по наследству. Сегодня нужен жесткий контроль на рынке зерна. Во многих странах вообще не производят зерно, и люди там живут нормально. Украина может сама продавать зерно и закупать его на рынках, где оно дешевле.
Евгений Червоненко, народный депутат Украины, почетный президент концерна «Орлан»:
– Голод не грозит правительству. Кроме нашей фракции, никого не волнует, что украинский народ очень мало ест. Подобная ситуация была в 2000 году, но тогда правительство ее решило очень просто. По моей инициативе Госкомрезерв выставил зерно на открытый тендер. А сейчас вокруг данного вопроса идет борьба кланов: кто же заработает больше денег. И кланы вместе с аграрным лобби спровоцировали эту проблему. Решается же она в течение одного месяца, если ее хотят решить. В данной ситуации надо Госкомрезерву закупить зерно без всяких льгот, и открыто выставить его на тендер.
Екатерина Ващук, народный депутат Украины, глава фракции Аграрной партии:
– Нiкому. Голоду не буде в Українi нiколи. Селянин себе прогодує сам, маючи землю, город. Якщо зерна не вистачить, його можна закупити. Але нi уряд, нi Верховна Рада нiколи не допустять, щоб була нестача зерна чи продовольчих товарiв у країнi.
Елена Сосенко, начальник отдела страхования сельскохозяйственных рисков НАСК «Оранта», кандидат биологических наук:
– Голод в Украине маловероятен, поскольку то количество сельскохозяйственной продукции, которое будет собрано в Украине в нынешнем году, даже с учетом неблагоприятных погодных факторов с лихвой покрывает внутренние продовольственные потребности. Но форс-мажорные обстоятельства, которые в текущем году определили сельскохозяйственные риски как проблему номер один, заставили по-другому взглянуть на страхование урожая. Выделение бюджетных средств решением правительства на частичную компенсацию страховых платежей по договорам обязательного страхования урожая может быть реальным уже в следующем году. Но страховые компании будут неохотно заключать эти договоры по причине наличия в условиях страхования рисков «вымерзание» и «засуха». Уже в прошлом году большинство компаний от вымерзания не страховали. Но активно заинтересовались страхованием сельхозпроизводители. Особенно же это касается тех, кто инвестирует в сельское хозяйство Украины, – банков и продавцов семян, средств защиты растений. Их интересует реальное страхование от большого перечня рисков, которых даже недостаточно в условиях обязательного страхования. Стоимость страхования при этом остается краеугольным камнем, особенно в условиях, когда в текущем году хозяйства не вернули кредиты и пролонгируют их на следующий год. Очевидно, что большая активность в страховании со стороны производителей будет наблюдаться в сентябре, октябре, ноябре. Весь вопрос в том, найдутся ли средства на страхование?..