Время – делу

Швейцарские часовые компании продолжают стратегию обновления традиций и взвешенного ассортиментного предложения.

Открывающий новый сезон Женевский часовой салон (SIHH), прошедший в конце января, отличился изменениями в составе его участников. Выставку покинул британский Dunhill, который в последнее время исключил свои часовые линейки из приоритетных направлений деятельности, поэтому посчитал нерентабельным участие в мероприятии. Кроме того, в этом году в Женеве в последний раз присутствовала швейцарская марка Girard-Perregaux – в 2013-м она будет выставляться уже в Базеле, на весенней выставке – конкуренте SIHH. Этот шаг вызван сменой управления компанией: прошлый владелец Girard-Perregaux и ее «младшей сестры» JeanRichard Луиджи Макалузо весной прошлого года продал крупный пакет акций Франсуа Пино и его группе PPR, другие бренды которой – Gucci и Boucheron – выставляют свои часы как раз в Базеле. Впрочем, перемены на SIHH связаны только со списком участников. Что касается новых коллекций, то они продолжают заявленный ранее курс на традиции. Несмотря на то что 2011 г. был для часовых марок финансово успешным (так, в последнем отчете за первое полугодие 2011-го группа Richemont отметила 29%-е повышение продаж), они не спешат снова вдаваться в докризисные рискованные эксперименты, а работают с лучшим, что у них есть, – историческим наследием.

В фаворе – традиции

Напоминания о том, как богаты и длительны часовые традиции в Швейцарии, ждали посетителей SIHH буквально у входа в выставочные павильоны. В частности, «историческая» выставка часов, обычно сопровождающая презентации новых коллекций в Женеве, в этом году была полностью посвящена прошлому. В отличие от предыдущих аналогичных экспозиций, в которых карманные и настольные часы все же «разбавлялись» современными моделями, в текущем году кураторы выставки из Женевского музея искусства и истории сосредоточились исключительно на часах XVI-XVIII вв.

В свою очередь часовые компании стремятся всеми силами показать, что они ничуть не хуже своих предшественников, и достойно несут эстафету часовых традиций. Крен в сторону наследия прошлого наблюдается не только у брендов с вековой историей, но и у молодых часовых компаний.

Так, пересмотром своего предложения занялась Roger Dubuis, основанная легендарным часовщиком Роже Дюбуа в 1995 г. и прежде знаменитая сочетанием классических часовых усложнений и радикального яркого дизайна. Теперь компания принадлежит группе Richemont, назначившей управляющим Roger Dubuis Джорджа Керна, параллельно занимающегося менеджментом Baume & Mercier и IWC, марок с сильным уклоном в прошлое. Керн, имеющий опыт как раз в актуализации часовых традиций, перенес свой метод и на Roger Dubuis, в этом году представившей коллекцию с явным классическим акцентом. Ее составляют модели преимущественно в круглых корпусах и в черно-бело-золотой цветовой гамме, а эксперименты совершались в области материалов и отделок с активным использованием титана и технологии DLC для покрытия поверхностей.

Еще одним увлечением часовых компаний в нынешнем году являются скелетонизированные корпуса – они лучше всего позволяют в полной мере увидеть механизм и всю его сложность. Так, Piaget выпустил скелетонизированную версию своей классической сверхтонкой модели Altiplano, в которой толщина корпуса составляет 5,3 мм, а самого механизма – всего 2,4 мм. К скелетонам обратился и Ришар Милль, чья марка Richard Mille считается образцом бунтарства и нестандартного подхода к часам. Впрочем, и в своем переосмыслении скелетона, модели RM052 – Tourbillon Skull Милль, он проявил чувство юмора, превратив лицевую плату механизма в весело скалящийся череп.

О великом наследии часового искусства можно было услышать на всех стендах SIHH – в самых разных аспектах. Престижный женевский бренд Vacheron Constantin выпустил юбилейные модели из коллекции Malte с ретрокорпусами в форме бочонка, итальянцы из Panerai снова ограничились своими главными историческими линейками Radiomir и Luminor, а французы из Van Cleef & Arpels продолжили линию «Поэтических усложнений» в сотрудничестве с Жан-Марком Видеррехтом, самым перспективным из независимых часовщиков.

Новые стандарты

Несмотря на приверженность классике, швейцарские часовые марки вносят поправки в свои стандарты, исходя из текущих трендов и настроений. В секторе Fine Watchmaking, представляющем наиболее дорогие часы, наметились две вкусовые крайности, однако их обе часовщикам удалось воплотить в жизнь. Первая из них – наследие докризисного бума на роскошь, когда часовые компании, следуя прихотям своих клиентов, да и собственным тоже, поголовно участвовали в гонке «выше, больше, быстрее». Ее следствием явилось буквально увеличение размерной сетки часов: если еще десять лет назад модели с 40-миллиметровым корпусом считались мегабольшими, то теперь это практически женский размер, а мужские модели делают 42-45-миллиметровыми в диаметре корпуса.

Раньше этот новый стандарт применялся только в громких коллекциях – экспериментальных по начинке и дизайну. Однако теперь в часовой индустрии вместе с установкой на классику новые стандарты стали вводиться в гораздо более широкий обиход: марки переиздают свои культовые коллекции уже в новых размерах. Так поступила мануфактура из Ле Брассю Audemars Piguet, выпустив Royal Oak в 41-миллиметровых корпусах; до 46-48 миллиметров дотянула спортивные пилотские часы IWC, да и саксонцы из A. Lange & Sohne увеличили в размерах свою классическую серию Lange 1.

При этом часовые марки стали гораздо внимательнее относиться к наполнению коллекций, учтя докризисные жалобы ритейлеров на то, что концептов было предостаточно, но основная масса заказов формируется не ими, а рядовыми моделями. Поэтому швейцарцы максимально широко разворачивают линейки моделей, представляя самые разнообразные по функциям, материалам и сложности часы. В этом году особенно угодили дистрибьюторам Cartier, Jaeger-LeCoultre и Audemars Piguet, представившие свои известные модели Tank, Royal Oak и Reverso в широком диапазоне – от ювелирных до повседневных версий, удовлетворяющих максимально широкий спрос.

Дальневосточные реверансы

Не секрет, что последние три года швейцарцев спасает исключительно азиатский рынок, в частности, Китай, который даже в самые провальные времена показывал большой рост в двузначных цифрах процентов.

И аппетиты китайцев растут,  как сообщает рейтинговая компания Digital Luxury Group, по итогам 2011 г., Поднебесная впервые победила США по количеству интернет-запросов в секторе Fine Watchmaking (25 против 21%). Азиатская аудитория компаний, производящих наиболее дорогие часы, стремительно растет, что показывает и статистика посещения SIHH: в этом году только за счет азиатов наблюдался 6%-й рост. Это колоссальная цифра для Женевского часового салона, ведь устроители всегда лимитировали количество гостей, и в самые лучшие времена его увеличение никогда не превышало 10%.

Заметный крен в сторону Восточного полушария проявился не только в составе посетителей выставки, но и в новых коллекциях швейцарских компаний. В текущем году они решили действовать совершенно бесхитростно и не вычислять какие-то таинственные предпочтения, а прошлись по наиболее знаковым, можно даже сказать, стереотипным символам китайской культуры. К примеру, сразу несколько часовых марок высказались на предмет Нового года, который, как известно, по китайскому календарю является годом Дракона. Поэтому драконы в различных вариациях красовались на часовых новинках – на циферблатах (как в модели RM 057 Dragon-Jackie Chan, представленной Richard Mille и посвященной знаменитому гонконгскому актеру и режиссеру Джеки Чану) и даже в качестве скульптуры, каковую представила Parmigiani. Также швейцарцы продолжают упражняться в различных техниках лакировки, в основном почерпнутых у восточных стран, и делают яркие эмалевые миниатюры, сюжеты которых в основном обыгрывают природу. Однако на фоне строгой и довольно однообразной классики немного цвета часовым компаниям все же не помешает.

Залишити відповідь