После ввода в эксплуатацию нового электросталеплавильного комплекса «Интерпайп» окончательно станет вертикально интегрированной компанией, владеющей современными технологиями.
В ФЕВРАЛЕ 2007 ГОДА корпорация «Интерпайп» подписала контракт с итальянской Danieli на строительство крупнейшего в Украине и Восточной Европе электросталеплавильного комплекса (ЭСПК) металлургического завода «Днепросталь». Стоимость проекта составляет $610 млн. Согласно условиям контракта новый завод должен быть построен «под ключ» и сдан в конце 2009 г.
«ГРЯЗНЫЙ» МЕТАЛЛ НЕ НАХОДИТ СПРОСА
КРУПНЕЙШИЙ производственный актив корпорации – «Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод» (ИНТЗ) – ведет свою историю с 1891 г. В настоящее время там изготавливаются различные трубы и железнодорожные колеса, для чего используется металл собственного производства. Мартеновский цех завода выдает в год около 750 тыс. т стали. Но этого не хватает, потому предприятие вынуждено закупать еще около 250 тыс. т заготовки в России.
Вопрос строительства нового сталеплавильного комплекса приобрел особую актуальность не только из-за нехватки стали. Последней каплей стало резкое подорожание газа, используемого в мартеновском производстве, более энергоемком и экологически грязном по сравнению с конверторным или электросталеплавильным. К тому же с каждым годом ужесточаются международные требования к чистоте стали (к содержанию неметаллических включений, появляющихся в процессе разлива). В ближайшее время во многих странах может быть принят новый стандарт Американского нефтяного института (АPI), согласно которому сталь для производства бесшовных труб должна производиться либо конверторным, либо электросталеплавильным способом.
Что касается стали, используемой при изготовлении колес, то практически все крупные производители как в странах ближнего, так и дальнего зарубежья уже перешли на электроплавильный способ ее производства.
«Если ничего не предпринимать, то может наступить такой момент, когда продукция завода не будет находить сбыта за пределами Украины», – отметил директор «Днепростали» Геннадий Есаулов.
Еще в 2004 г. владельцы «Интерпайпа» приняли решение соорудить современный электросталеплавильный комплекс. С того момента и началась работа над созданием проекта, выбором рациональной схемы производства, места для будущего завода, потенциальных поставщиков оборудования.
Для строительства завода выбрали территорию, прилегающую к НТЗ. Это было обусловлено рядом факторов. «Учитывались возможность сократить затраты на создание и реконструкцию существующего производства, наличие сервисных сетей и необходимой инфраструктуры», – рассказал Г. Есаулов.
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО МИНИМИЗИРУЕТ РИСКИ
В 2005 ГОДУ государственный институт «Укргипромез» выполнил технико-экономическое обоснование данного проекта, затем анализ технических предложений сделала фирма Hatch, а юридических аспектов – Ernst&Young. Консалтинговые компании оценили риски, объединенные в три блока: финансовые, связанные с рынками сбыта и изменением цен на энергоносители.
Чтобы минимизировать финансовые риски, проект будет оплачен частично средствами «Интерпайпа», а частично – кредитами зарубежных банков. Геннадий Есаулов не назвал, каких именно, только сообщил, что украинские банки в этом проекте будут принимать минимальное участие: «Окончательная финансовая схема еще не утверждена. Сегодня отрабатывается ряд вариантов. Средства будут поступать несколькими траншами, каждый из которых мы проработаем отдельно». Строительство электросталеплавильного комплекса снижает риски, связанные с рынками сбыта, которые могут закрыться перед продукцией, изготовленной из мартеновской стали. Что касается рисков, связанных с удорожанием энергоносителей, то при электросталеплавильном производстве уменьшится потребление газа более чем в восемь раз, а общие затраты снизятся на 22%.
«После оценки всех рисков принято окончательное решение строить современный электросталеплавильный завод, на котором будет установлено новейшее оборудование. Одно из требований, являющееся неотъемлемой частью проекта, -через год после запуска ЭСПК закрыть мартеновское производство. Это позволит достичь значительного снижения приземных концентраций вредных выбросов», -заверил Геннадий Есаулов. Переходный год нужен для того, чтобы на ЭСПК были отработаны технологии, а персонал научился работать на новом оборудовании.
Возводить объект будет итальянская компания Danieli, выбранная по результатам тендера. Предпочтение ей отдано по той причине, что она построила наибольшее количество заводов по производству непрерывно литых заготовок. «Интер-пайп» со своей стороны должен решить вопросы выделения земли, подготовить строительную площадку (на сегодняшний день она уже готова) и подвести к ее границе все энергоносители. «Все остальное делает Danieli, в том числе и выбирает субподрядчиков, которые будут осуществлять строительство. Через 26 месяцев, начиная с 13 сентября 2007 г., когда «Интерпайп» сделал первый платеж по контракту, Danieli передаст нам ключи от готового завода», – рассказал Г. Есаулов.
ПОМЕШАТЬ МОЖЕТ НЕХВАТКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
ЧТОБЫ БЫЛО ЛЕГЧЕ контролировать финансовые потоки, направляемые на строительство нового объекта, инвесторы решили выделить его в отдельный проект – «Днепросталь» (впоследствии завод предполагается переименовать на «Интерпайп сталь»). Но это решение привело к возникновению дополнительных сложностей. Формально новое юридическое лицо – «Днепросталь» – не имеет отношения к ИНТЗ, на территории которого планируется строительство. Поэтому для выделения земли пришлось пройти хлопотную процедуру землеотвода.
Самая большая проблема, по словам директора, состоит в том, что энергосистема Украины не готова поддерживать современное развитие техники и технологий. «Инвесторы, начинающие строительство новых предприятий, зачастую останавливаются из-за отсутствия свободной мощности по электроэнергии, газу, технической воде и прочим ресурсам», -констатировал Геннадий Есаулов и в качестве подтверждения привел пример. Сегодня на завод необходимо подавать газ повышенного давления. Существующий трубопровод теоретически позволяет это сделать, но учитывая его возраст (он был проложен 50 лет назад), газ в нем сейчас прокачивают под давлением всего четыре атмосферы. Кроме того, после гибели людей в Днепропетровске от взрыва бытового газа руководство города запретило эксплуатировать газопроводы под высоким давлением. Аналогичная ситуация и с линиями электропередач (ЛЭП). Левобережный район Днепропетровска, где расположен ИНТЗ, не имеет резерва мощности ЛЭП. Потребление электроэнергии населением возрастает с каждым годом, развивается инфраструктура города, а тут еще намечается увеличение промышленного потребления. Поэтому для покрытия энергодефицита Научно-техническим советом НЭК «Укрэнерго» принято решение о необходимости строительства в период 2010-2015 гг. новой транзитной ЛЭП по маршруту Приднепровская ТЭЦ – Левобережная – Урожайная – Павлоград.
«Реализация первого этапа сооружения транзита – от Приднепровской ТЭЦ до Левобережной – важный фактор, который позволит нам ввести в эксплуатацию ЭСПК в срок», – считает Геннадий Есаулов.
В работе всегда есть место подвигу Модернизируются не только металлургические активы «Интерпайпа». В конце ноября 2007 г. |