На фоне изменения спроса на оконные конструкции происходит наращивание производственных мощностей и усиление конкурентной борьбы.
Украинский рынок производства окон в последнее время растет на десятки процентов в год. По оценкам специалистов, в настоящее время в Украине существует около трех тысяч компаний, занимающихся производством и продажей данного вида продукции. Объем рынка оконных конструкций всех типов в минувшем году составил около 8 млн. штук. Александр Беседин, президент компании Winbau: «Прошедший год показал, что производители оконных конструкций несколько переоценили потенциал рынка. Рост в 2006 г. на 50-60% спровоцировал активность игроков, в то время как теплая зима и отчасти политическая ситуация обусловили снижение спроса. Динамика роста объемов продаж: 2005 г. – 40%, 2006 г. – 50-60%, 2007 г. – 30-40%, в ближайшие пару лет рост будет удерживаться примерно на уровне 2007 г.».
Все же на фоне сохранения темпов прироста оконного рынка в целом начиная с прошлого года происходит изменение долей различных конструкций. Например, если еще два года назад на долю металлопластиковых окон приходилось до 80% рынка в количественном выражении, то уже в 2007 г. в связи со смещением потребительского спроса в дорогой и элитный сегменты данный показатель уменьшился на 15-20 процентных пункта, «поделившись» с деревянными, алюминиевыми и комбинированными окнами.
Натуральное движение
«В минувшем году темпы роста продаж металлопластиковых окон снизились до 15%, но объем сбыта деревянных конструкций вырос почти на 100%», – сообщил Сергей Калмыков, директор «Модерн 21 век». Предугадав такую тенденцию изменения спроса, компания еще несколько лет назад начала наращивать мощности по производству деревянных конструкций. Это позволило ей в 2007 г. нарастить продаж деревянных конструкций более чем в 2,5 раза.
Основной причиной такого «деревянного прорыва» стало строительство в Украине загородных домов. Стремление быть ближе к природе приводит к тому, что обеспеченные горожане предпочитают ставить во вновь возведенных «хатынках» не ставшие уже привычными металлопластиковые окна в Киеве, а более добротные и экологичные (как считается), и следовательно дорогие – деревянные. Именно такие конструкции, по словам архитекторов и дизайнеров, наиболее органично вписываются в дизайн загородной недвижимости.
В результате смещения потребительского спроса структура рынка в прошлом году изменилась. Игорь Бинковский, директор по маркетингу и сбыту направления оконных и светопрозрачных конструкций компании Rehau: «Структуру рынка по виду материала мы оцениваем так: ПВХ – 65-68%, алюминий – 18%, дерево – 14%, комбинированные – 1-1,5%».
Аналогичная ситуация наблюдается и в России, где по итогам 2007 г. на металлопластиковые конструкции приходилось 50%, а треть рынка занимали деревянные окна. «Через несколько лет в России около половины продаж будет приходиться на деревянные конструкции, – считает Александра Куренкова, директор НИУПЦ «Межрегионального института «Окна». – Это связано с тем, что происходит индустриализация производства деревянных окон. В прошлом году запущено уже три завода по производству профилированного бруса, еще столько же находится на этапе проектирования». Появление специализированных производств профилированного бруса для изготовления деревянных евро-окон позволит решить главную проблему – отсутствие качественного сырья для оконщиков и следовательно позволит увеличить объемы и снизить себестоимость «деревянного» производства до уровня «металлопластикового». Как считают эксперты, по такому же пути пойдет и Украина. Хотя, как отметила специалист по маркетингу «Алюпласт Украина» Антонина Кулешова, несмотря на рост спроса на другие оконные конструкции, металлопластиковые окна на украинском рынке в ближайшие несколько лет будут занимать лидирующие позиции. Основными козырями таких оконных конструкций являются их долговечность (40-50 лет эксплуатации в отличие от 20 лет у дерева) и цена (в среднем на 30-40% дешевле). А Александр Беседин добавляет: «Рынок ПВХ-профиля продолжает активно развиваться. Количество участников постоянно увеличивается, вместе с этим происходит насыщение рынка и ужесточение конкуренции. В течение года на украинском рынке появились новые производители и поставщики ПВХ-профиля, а те производители, которые уже работали на рынке, увеличили мощности. Все больше импортеров переходят к производству ПВХ-профиля внутри страны и близлежащих странах».
Постепенное смещение спроса в сторону более дорогой продукции также приводит к уменьшению сбыта оконных конструкций с применением однокамерных стеклопакетов. Если еще несколько лет назад в количественном выражении около 70% всех проданных в Украине окон были однокамерными, то уже в прошлом году их доля уменьшилась до 30%. Основным стимулом для этого стало введение новых строительных норм по энергосбережению зданий – ДБНВ 2.6 – 31-2006 «Тепловая изоляция зданий».
Конструкционные войны
Перемены на украинском оконном рынке приводят к ужесточению конкуренции как среди производителей, так и среди продавцов оконных конструкций. Чтобы сохранить свои позиции на рынке, производители металлопластиковых окон наращивают объемы за счет покупки более производительных линий, а также диверсифицируют производство, закупая оборудование для изготовления деревянных и комбинированных конструкций. Фирмы, располагающие достаточным капиталом (от $100 тыс.), активно наращивают свои производственные мощности и расширяют ассортимент производимой продукции. И не зря: инвестируя в покупку полностью автоматизированных линий по изготовлению металлопластиковых окон, производители тем самым снижают себестоимость своей продукции на 5-10%. «Современные автоматизированные линии, на которых работают три-четыре человека, позволяют изготавливать до 300-400 единиц продукции в смену. Раньше для этого требовалось десять человек, да и производительность была гораздо меньше», – объяснил директор по маркетингу компании «Элса» Владимир Долгополов.
По словам специалистов, фактор цены постепенно сдает свои позиции в пользу уровня технологичности продукции. Поэтому для приобретения новых конкурентных преимуществ производители окон из ПВХ-профиля начали уделять повышенное внимание формированию и популяризации собственного бренда, а не марки профиля, используемого при производстве окон, как это было ранее. А чтобы бренд стал престижным и узнаваемым, каждая компания ищет свой путь. Например, по словам г-на Долгополова, «Элса» рекламирует свой бренд на телевидении с участием звезд эстрады. Кроме того, данный производитель стал больше внимания уделять способам продвижения своей продукции и позиционированию на рынке.
Другие компании в поиске конкурентных преимуществ стремятся предложить покупателям что-то особенное, делая акцент на дизайне и технологических особенностях своей продукции. Например, компания «Алюпласт Украина» в прошлом году совместно с немецким дизайнером применила новинку: ПВХ-профиль держит цветная алюминиевая накладка. Еще дальше пошла «Модерн 21 век», инвестировав в минувшем году на развитие производства около $500 тыс. Однако, по словам Сергея Калмыкова, такие затраты вполне оправданны и со временем принесут свою отдачу, так как в результате компания стала одной из немногих, которые могут изготовить высокотехнологичную продукцию, востребованную на рынке. А именно центральноповоротные и раздвижные системы крупноформатного остекления для балконов, оранжерей и офисных помещений. Также она приобрела технологии для изготовления окон с ветрозащитой и повышенным энергосбережением и четырехкоординатный станок для изготовления оконных конструкций сложных форм. Кроме этого, с прошлого года на волне спроса на дистанционное управление открытием и закрытием оконных конструкций компания внедрила данную технологию на собственном предприятии.
Но движение в сторону современных технологий в производстве окон, кроме конкурентных преимуществ, имеет и отрицательные стороны для компаний-производителей. Инвестиции становятся необходимыми не только в производство, но и в усиление сбытовой структуры. Это связано с тем, что дилеры могут уже не справляться с монтажом и обслуживанием сложных конструкций. Поэтому производителям придется пойти на открытие собственных представительств, а также отделов гарантийного и постгарантийного обслуживания.
В целом же, по словам Игоря Бинковского, поставщики в основном конкурируют за счет качества, предложения дополнительных продуктов (отливы, подоконники, москитные сетки, жалюзи, роллеты, откосы) и услуг и, конечно, цены…
Доля «пластика» снижается, но эта конструкция еще долго будет оставаться доминирующей
Действия основных игроков рынка
|