На фоне изменения спроса на оконные конструкции происходит наращивание производственных мощностей и усиление конкурентной борьбы.
Все же на фоне сохранения темпов прироста оконного рынка в целом начиная с прошлого года происходит изменение долей различных конструкций. Например, если еще два года назад на долю металлопластиковых окон приходилось до 80% рынка в количественном выражении, то уже в 2007 г. в связи со смещением потребительского спроса в дорогой и элитный сегменты данный показатель уменьшился на 15-20 процентных пункта, «поделившись» с деревянными, алюминиевыми и комбинированными окнами.
Натуральное движение
«В минувшем году темпы роста продаж металлопластиковых окон снизились до 15%, но объем сбыта деревянных конструкций вырос почти на 100%», – сообщил Сергей Калмыков, директор «Модерн 21 век». Предугадав такую тенденцию изменения спроса, компания еще несколько лет назад начала наращивать мощности по производству деревянных конструкций. Это позволило ей в 2007 г. нарастить продаж деревянных конструкций более чем в 2,5 раза.
Основной причиной такого «деревянного прорыва» стало строительство в Украине загородных домов. Стремление быть ближе к природе приводит к тому, что обеспеченные горожане предпочитают ставить во вновь возведенных «хатынках» не ставшие уже привычными металлопластиковые окна в Киеве, а более добротные и экологичные (как считается), и следовательно дорогие – деревянные. Именно такие конструкции, по словам архитекторов и дизайнеров, наиболее органично вписываются в дизайн загородной недвижимости.
В результате смещения потребительского спроса структура рынка в прошлом году изменилась. Игорь Бинковский, директор по маркетингу и сбыту направления оконных и светопрозрачных конструкций компании Rehau: «Структуру рынка по виду материала мы оцениваем так: ПВХ – 65-68%, алюминий – 18%, дерево – 14%, комбинированные – 1-1,5%».
Аналогичная ситуация наблюдается и в России, где по итогам 2007 г. на металлопластиковые конструкции приходилось 50%, а треть рынка занимали деревянные окна. «Через несколько лет в России около половины продаж будет приходиться на деревянные конструкции, – считает Александра Куренкова, директор НИУПЦ «Межрегионального института «Окна». – Это связано с тем, что происходит индустриализация производства деревянных окон. В прошлом году запущено уже три завода по производству профилированного бруса, еще столько же находится на этапе проектирования». Появление специализированных производств профилированного бруса для изготовления деревянных евро-окон позволит решить главную проблему – отсутствие качественного сырья для оконщиков и следовательно позволит увеличить объемы и снизить себестоимость «деревянного» производства до уровня «металлопластикового». Как считают эксперты, по такому же пути пойдет и Украина. Хотя, как отметила специалист по маркетингу «Алюпласт Украина» Антонина Кулешова, несмотря на рост спроса на другие оконные конструкции, металлопластиковые окна на украинском рынке в ближайшие несколько лет будут занимать лидирующие позиции. Основными козырями таких оконных конструкций являются их долговечность (40-50 лет эксплуатации в отличие от 20 лет у дерева) и цена (в среднем на 30-40% дешевле). А Александр Беседин добавляет: «Рынок ПВХ-профиля продолжает активно развиваться. Количество участников постоянно увеличивается, вместе с этим происходит насыщение рынка и ужесточение конкуренции. В течение года на украинском рынке появились новые производители и поставщики ПВХ-профиля, а те производители, которые уже работали на рынке, увеличили мощности. Все больше импортеров переходят к производству ПВХ-профиля внутри страны и близлежащих странах».
Постепенное смещение спроса в сторону более дорогой продукции также приводит к уменьшению сбыта оконных конструкций с применением однокамерных стеклопакетов. Если еще несколько лет назад в количественном выражении около 70% всех проданных в Украине окон были однокамерными, то уже в прошлом году их доля уменьшилась до 30%. Основным стимулом для этого стало введение новых строительных норм по энергосбережению зданий – ДБНВ 2.6 – 31-2006 «Тепловая изоляция зданий».
Конструкционные войны
По словам специалистов, фактор цены постепенно сдает свои позиции в пользу уровня технологичности продукции. Поэтому для приобретения новых конкурентных преимуществ производители окон из ПВХ-профиля начали уделять повышенное внимание формированию и популяризации собственного бренда, а не марки профиля, используемого при производстве окон, как это было ранее. А чтобы бренд стал престижным и узнаваемым, каждая компания ищет свой путь. Например, по словам г-на Долгополова, «Элса» рекламирует свой бренд на телевидении с участием звезд эстрады. Кроме того, данный производитель стал больше внимания уделять способам продвижения своей продукции и позиционированию на рынке.
Но движение в сторону современных технологий в производстве окон, кроме конкурентных преимуществ, имеет и отрицательные стороны для компаний-производителей. Инвестиции становятся необходимыми не только в производство, но и в усиление сбытовой структуры. Это связано с тем, что дилеры могут уже не справляться с монтажом и обслуживанием сложных конструкций. Поэтому производителям придется пойти на открытие собственных представительств, а также отделов гарантийного и постгарантийного обслуживания.
В целом же, по словам Игоря Бинковского, поставщики в основном конкурируют за счет качества, предложения дополнительных продуктов (отливы, подоконники, москитные сетки, жалюзи, роллеты, откосы) и услуг и, конечно, цены…
Доля «пластика» снижается, но эта конструкция еще долго будет оставаться доминирующей
Действия основных игроков рынка
|