Цель персонального брендинга – привлечь интерес других людей к своей личности и к главному делу своей жизни.
Издавна внимание всех философских школ мира вертится вокруг самого древнего вопроса человечества: «Кто я?». В современном высококонкурентном мире вы либо отличаетесь от других, либо погибаете. Поэтому в наше время единственный путь для индивидуума, который знает себе цену, это заставить общество себя заметить и считаться с собой. Иначе это сделает кто-то другой, причем со скоростью звука. Как высказался по этому поводу Билл Гейтс: «Пока вы что-то обдумываете и решаетесь применить, вас уже обгоняют те, кто это уже применяет». Если не вдаваться в мистику и говорить кратко, именно этим занимаются люди-бренды. Они знают, что единственный способ не только выжить, но и добиться процветания и славы – это превратить свое имя в бренд или самому стать брендом. В случае удачи они становятся свободными как в финансовом, так и в духовном плане. Человек-бренд и его работа у всех на виду, окружающие благоговеют перед ним, по крайней мере в какой-то мере. Он создает товары-бестселлеры, диктует моду, стиль и образ жизни. Он не продается «на вес», а прежде всего продает продукт своего интеллектуального труда. Его установка: нет таких денег, за которые я буду делать то, чего не хочу. Самая главная черта, определяющая его, – наличие самостоятельной стратегии развития, а значит, и индивидуального, уникального персонального бренда. Один из самых креативных дизайнеров Украины львовский модельер Оксана Караванская рассказала «&» о своей стратегии развития бренда имени себя.
Брать все в свои руки
Любое стоЯщее дело – это пиратская авантюра, по крайней мере сначала. А дальше самое главное для успеха – создать собственную тему, рассказать свою историю. И эта «тема», будучи важной для вас, должна в то же время привлечь интерес других людей. Оксана Караванская считается старожилом в украинской индустрии моды, так как свою торговую марку создала еще десять лет назад. Она набралась решимости, а затем не сбивалась с дороги и не отвлекалась на случайное. Неисправимый экспериментатор, стремящийся получать удовольствие от самовыражения, она не самый дорогой дизайнер в Киеве, потому что не ставит себе такую цель. Скорее наоборот. Если раньше Оксана показывала только эксклюзивные коллекции pret-a-porte de lux, то последняя полностью адаптирована для промышленного производства большими и малыми партиями. Для нее очень важно, когда ее одежду покупают и носят. Ведь это признание ее творчества. А чтобы сделать одежду по цене доступной для большого количества потребителей и привлекательной для байеров, единственный выход – тиражирование своих коллекций. Только за счет количества есть возможность снизить цену на одежду и обувь. Караванская надеется, что ее коллекция привлечет внимание украинских и зарубежных байеров. А если нет, она сама закажет ее на собственной фабрике – минимум 100 единиц каждой модели – и будет продавать в своих бутиках.
Оксана Караванская: «Года три назад я поняла, что я уже не человек, а бренд. Человек-бренд – это прагматичная, коммерческая идея. Всякий раз сама для себя выставляю планку и стараюсь поднять ее выше. Каждая новая коллекция должна быть лучше, и никак иначе. Если говорить об успехе, то талант даже не должен обсуждаться, потому что без него просто невозможно. В моем случае большая работоспособность очень важна. Надо двигаться вперед. Даже если тебе предлагают, на твой взгляд, не очень финансово выгодные контракты, все равно надо рисковать и пробовать. А если вляпаешься, то все равно приобретешь ценный опыт, который потом в жизни тебе очень поможет. Все мои прошлые минусы в конце концов стали для меня лично большими плюсами. И я сама теперь знаю, что мне надо делать от первого до последнего винтика. И еще я давно поняла, что не надо ждать, пока тобой кто-то заинтересуется, лучше брать все в свои руки и делать самой. Тогда что-то может получиться».
Уметь отказываться от своих решений
В выборе своей ниши есть два подхода: первый – занять уже существующую, подвинув лидеров. Второй – изобрести свою уникальную нишу и быть первым. У Оксаны свой вариант: «Уже несколько лет имея свои бутики, я наблюдаю такую ситуацию: человек практически не может смешивать одежду от Караванской с чем-то другим. Половина наших клиенток говорят: «Да что же вы с нами делаете, мы как «укололись», ходим к вам и ходим». То есть они понимают, что если надевают пиджак от Караванской, то соответственно обувь и сумка тоже должны быть от Караванской. С финансовой стороны нам хорошо от этого. Но человеку тяжело носить энергетику одного дизайнера. Всегда интереснее, когда есть разный ассортимент. Поэтому я и создала вторую линию одежды, более демократичную в совокупности с другими дизайнерскими вещами. А вообще-то, если так уже сложилось, что я начала одна из первых тянуть на себе лямку украинской индустрии моды, то надо продолжать оставаться первой. Соответственно, все в жизни и в бизнесе надо стремиться делать первой и на отлично. Первые авторские украинские духи мы уже выпустили, первую детскую дизайнерскую одежду тоже. Так сложилось, что каждый год мы заявляли что-то если не первое, то новое. Осталась только мужская мода? И я решила рискнуть, но эта линия – пока лишь мои первые шаги в мужской моде».
По мнению учредителя Украинской недели моды Ирины Данилевской, Оксана Караванская – одна из немногих, кто создает коллекции на европейском уровне, что не мешает ей очень тонко вплетать в них украинские мотивы. Караванская считает, что «европейский стиль можно назвать космополитическим. В него вкладывают свой интеллект все народы мира, потому что все самые лучшие дизайнеры собираются на европейских неделях моды в Париже, Милане, Лондоне. Этот стиль всегда отличался совершенством и чистотой линий, оправданной сложностью кроя, продуманностью аксессуаров. Украинские дизайнеры любят более эмоциональную и в то же время неорганизованную, слишком перегруженную элементами одежду. Но успех заключается прежде всего в умении профессионально «почистить» коллекцию и отказаться от даже очень удачных решений, если они не вписываются в общую концепцию».
Твой бренд должен быть настоящим, иначе нельзя
Продвинутые гуру интуитивного маркетинга Гарри и Кристин Беквиты рекомендуют запомнить мантру последнего десятилетия: создание и раскрутка личного бренда ничем не отличаются от рекламы газировки. Невыносимо скучно. Поэтому многие стараются подсластить пилюлю. Создавая себе бренд «я», они нисколько не сомневаются в том, что сумеют сочинить себе захватывающую историю, то есть попросту врут. На этом держится весь шоу-бизнес. Но все-таки принято считать, что человек, сумевший создать бренд имени себя, – это прежде всего сильная личность со своей системой жизненных ценностей, которой старается не изменять, даже если придется идти вразрез общепринятым в брендинге схемам.
Оксана Караванская: «Сочинение легенд – дело рук искусных специалистов по пиару. Мне не раз предлагали в этом поучаствовать. Получается, ты либо отвергаешь саму идею брендинга, либо горячо поддерживаешь ее как эффективный инструмент обмана. Ты должен полностью войти в этот образ и рассказывать всем красивые истории. Так вот, когда меня уже в пятый раз стали подводить к подобной ситуации, я резко ответила пиар-агентству, что не буду этого делать. Потому что, наверное, самый важный принцип в моей жизни – это полное отсутствие вранья. Не могу я врать. Хотите – принимайте меня такую, какая я есть, и я вам расскажу всю подноготную. Я уверена, что смогла стать тем, кем я сейчас являюсь, благодаря своей откровенности и искренности. Я очень рада, когда после прямого эфира на телевидении мне говорят: «Вы нам дали такой позитив!». И я понимаю, что сделала правильно, то есть осталась сама собой. Твой бренд должен быть настоящим, иначе нельзя. Притворство никого не привлекает. Люди безошибочно чувствуют фальшь и обман. Если вам и удастся их одурачить, то лишь на время. Быть верным себе – это беспроигрышный вариант. К тому же мне и самой удобнее – не нужно постоянно придумывать себе новый имидж».
Интуиция важнее вдохновения
Когда-то по молодости и с большим оптимизмом Оксана Караванская, конечно, как и каждый дизайнер, мечтала о своем авторском показе в Париже. Это было вершиной мечтаний. Судьба так сложилась, что она таки попала на показы pret-a-porte в Париже. Ей посчастливилось побывать в известных домах моды, таких как Шанель, Готье, Кристиан Диор. Познакомиться с людьми из мира высокой моды, показать им свои работы. Им понравилось, и можно было бы все организовать. Однако ей задали вопросы: «А когда вы переезжаете в Париж? Если не хотите переезжать, зачем же вам тогда показываться?». Потом очень просто и понятно объяснили, что показываться в Париже и не жить там – это самореклама. В действительности надо туда переселиться, открывать бутик, фабрику. Иначе – никакого шанса. Мода – это индустрия, бизнес. И не надо себя тешить иллюзиями о большом искусстве.
Оксана же не считает себя мечтательницей: «Мне одной мечты в жизни мало. Я очень много хочу от жизни взять и многое успеть. В принципе, я типичная максималистка в этом плане. Главное – делать то, что тебе нравится. А если это еще и другим нравится, значит, ты все делаешь правильно. А мое творчество – это калейдоскопическое переплетение культур, сплав ценностей бабушкиного сундука и современного искусства. И здесь никто не сможет дать совет. Просто надо не лениться, пробовать делать совершенно разное, тогда и сможешь найти свою нишу. Поэтому я не мечтательница. Моя профессия – это реальность. Я реально оцениваю ситуацию, сама себе наибольший критик и это большой плюс для меня, который позволяет оставаться на плаву. Всегда надо полагаться не только на интуицию и творческие мечты, но и на реалии жизни, в которых мы существуем. Поэтому я не жду, когда меня посетит муза или вдохновение. Есть понятие дизайнерского профессионализма, и я всегда настаиваю на том, что дизайнер не является в первую очередь художником, хотя художественное образование желательно. Я просто сажусь работать, и именно в этом процессе появляются все самые лучшие идеи. Все мои коллекции базируются на интуиции и, конечно же, на полете фантазии, благодаря чему в конце концов получается хороший бизнес-проект».
Нельзя экономить на себе
Бизнес-консультант на вопрос, какую основную ошибку чаще всего допускают предприниматели, ответит несколько странной фразой: «Они не вкладывают в себя достаточно средств». Здесь работает аксиома – нельзя экономить на себе. Финансовые вложения повышают вашу уверенность в ваших идеях. Завышенные цены, которые приходится платить, – это аванс и гарантия вашего успеха завтра. Оксане повезло в том смысле, что ее муж, успешный предприниматель, дает ей беспроцентные ссуды и бесценные советы. Но когда они поженились, у нее уже была своя фирма: «Сейчас без кредитов, без стартового капитала начать невозможно. Стоимость одних только тканей, которые необходимы для коллекций, может переваливать за сотни тысяч. Деньги нужны всегда для реализации идей. Но поскольку я по натуре неисправимая оптимистка, то если бы и не располагала открытым счетом у мужа, смогла бы найти другие источники и пути финансирования. Конечно, я рада, что у нас именно так все происходит – без хорошего тыла было бы сложнее. Что касается бутиков, это глобальные капиталовложения, туда инвестирует мой муж. Но эти деньги я ему должна вернуть. Ателье – это только мой бизнес, я там всем сама управляю. Самое мое большое увлечение – моя работа, так уж вышло в жизни. Три года назад мы вышли «в ноль» и стали зарабатывать. Но не все получается так, как хотелось бы. Вот, например, духи мои пока не продаются. Их можно получить только в подарок, хотя запах уже наработан и презентация состоялась. Но они помещены в эксклюзивный флакон – такое хрустальное яйцо с замысловатой крышкой. Если производить это серийно, то флакон будет стоить в сто раз дороже самих духов. Есть предложение из Австрии производить их на старых традиционных австрийских заводах, из Франции поступают интересные предложения. Но нюанс состоит в том, что сразу надо произвести не менее 50 тыс. экземпляров. Чтобы это сделать, нам нужен очень серьезный финансовый партнер. Мне говорят, это нереально. Но я считаю, что ничего нереального в бизнесе нет».
Если у каждого будет свой личный бренд, то не слишком ли это усложнит систему мироздания? Бизнес-тренеры по развитию личности сходятся в одном – мир от этого станет только лучше. Если верить Джону Моллою утверждавшему, что «забота о ближнем начинается в тот момент, когда вы открываете дверцу гардероба», то это действительно так.
Собирательный портрет человека-бренда В своей книге «Человек-бренд» американец Том Питерс заявляет: в современном высокотехнологичном мире вы либо отличаетесь от других, либо погибаете. Если вы сможете превратить свое имя в бренд или сами станете брендом, то не только выживите, но и добьетесь процветания и славы.
|
Бренд имени себя Оксана Караванская, дизайнер. |
Мыслительное поле личного брендинга Известный шведский маркетолог и теоретик бизнеса Томас Гэд в книге «4D Брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики» говорит о том, что самая большая ценность в нашем обществе – подлинность. Человек должен использовать свои подлинные чувства для того, чтобы донести самое важное в себе до других людей. Именно в этом суть личного брендинга – сообщить другим о своей подлинной, не вымышленной сущности. Успешная стратегия для личного брендинга должна учитывать четыре измерения. В этом состоит его принцип четырехмерного брендинга, который еще называют мыслительным полем личного брендинга. |