У многих зарубежных банкиров и предпринимателей слово «экология» все чаще ассоциируется с понятиями «деньги», «выгода», «рост», «признание».
«Зеленая» тема на Западе из плоскости технологических и политических дебатов стремительно переходит в коммерческую реальность, формируя емкий быстрорастущий рынок, охватывающий практически все отрасли экономики. Международные корпорации и малые предприятия, глобальные банки и мелкие венчурные фонды слетаются на «зеленые» инвестиции, как ночные бабочки на свет.
Боязнь кнута
Причины процветания «зеленой» коммерции одинаковы во всех странах и включают в себя стимулы как кнута, так и пряника. Кнут – это чувство самосохранения отдельных наций, осмысленное на правительственном и межправительственном уровне и озвученное в виде жестких ограничительных норм. Примечательно, что каждый новый виток цен на нефть с исторически доказанной достоверностью вызывает ужесточение норм потребления энергоресурсов. Например, до 1970-х гг. строительные нормы Германии по теплозащите всего-то и требовали, чтобы на внутренних поверхностях зданий (кромке окон) не образовывался иней и по ним не стекал конденсат, а нормы энергоэффективности отсутствовали вообще. Вследствие нефтяного кризиса начала 1970-х в Германии в 1977 г. было впервые принято положение по теплосбережению, законодательно установившее предельные нормы энергопотребления зданий. С каждым существенным подорожанием энергоносителей они скачкообразно ужесточались, а в 2007 г. общеевропейские нормы энергосберегающего строительства стали требовать обязательного наличия энергетического паспорта на каждое жилое и нежилое здание, подлежащее продаже или сдаче в аренду с 1 июля 2008 г.
Стоит ли говорить, что энергетическое качество помещений заметно повлияло на коммерческую оценку недвижимости: в стоимость энергоэффективного дома включается будущая экономия на коммунальных платежах, а стоимость домов, не соответствующих энергостандартам, заметно страдает. Вот тут-то и пробил золотой час для всевозможных производителей теплосберегающих окон, изоляционных материалов, экономичных систем отопления и кондиционирования, а также для строителей и инженеров, предлагающих энергосберегающие решения. Особенно быстро в этой ситуации сориентировались мелкие фирмы и инжиниринговые консультанты. Ограничительные нормы вызвали в Европе настоящий бум спроса на энергетический консалтинг и интерес к реконструкции не таких уж старых, но не приспособленных к новым энергетическим требованиям зданий.
Второй яркий пример конструктивного применения «зеленого кнута» – ограничения на эмиссию СО2 для автомобилей, принятые в ЕС. В начале 2007 г. в ЕС была принята программа снижения потребления ископаемых энергоресурсов на 20% за 20 лет.
В США к проблеме выхлопных газов подошли более комплексно и радикально, после десятилетий «нефтяного запоя» вдруг протрезвев и осознав, что эта «наркологическая» зависимость от импортированных нефти и нефтепродуктов создала угрозу национальной безопасности страны. На сегодняшний день стратегические запасы бензина в Соединенных Штатах составляют 691 млн. баррелей, что приравнивается 55 дням чистого импорта. Для сравнения, в 1985 г. эти запасы составляли 493 млн. баррелей или 118(!) дней чистого импорта. Такое откровение заставило администрацию президента Буша в марте 2007 г. начать внедрение национальной программы «Двадцать за десять», предусматривающей снижение потребления бензина в США на 20% за ближайшие десять лет. Достичь этой цели планируется за счет вытеснения 15% бензина альтернативными и возобновляемыми источниками энергии и дополнительной экономии 5% бензина, причем не только за счет технического усовершенствования автомобилей, но и за счет дорожной инфраструктуры – уменьшения пробок.
Тяга за пряником
Безусловно, госуд арственные субсидии и гранты на исследования представляют собой один из наиболее мощных стимулов развития «зеленой» экономики. Например, в госбюджете США на 2008 г. заложено около $2,7 млрд. на инициативу по развитию энергетики, то есть R&D в области альтернативных источников энергии и ядерной энергетики, $179 млн. на президентскую инициативу по биотопливу. $175 млн. через государственный и местные бюджеты направляются на инициативу по устранению заторов на скоростных трассах. Президент Соединенных Штатов Америки также подготовил проект закона о фермах, которым предусматривается выделение в течение десяти лет дополнительного финансирования на сумму $1,6 млрд. инноваций в сфере энергетики. Кроме того, $2 млрд. будет выделено в виде кредитов производителям целлюлозного этанола.
Власти США поддерживают инновационный бизнес в сфере энергетики не только финансово, но и организационно. Яркий тому пример – схема, предложенная для коммерческого продвижения биотоплива. Дело в том, что предпринимателей и их кредиторов смущают некоторые риски, связанные с новым видом горючего. Например, ценовой риск: биоэтанол оправдывает себя коммерчески, пока цены на нефть не опускаются ниже $60 за баррель. Cуществует риск непоставки сырья, не являющегося биржевым товаром, риск появления более продвинутых технологий и т. п. Поскольку частный бизнес, на который возлагают большие надежды, слегка тормозит, технические консультанты предлагают американскому государству самостоятельно доказать коммерческую привлекательность производства альтернативных видов топлива, то есть создавать в этой отрасли государственные предприятия, раскручивать их, а затем приватизировать.
Кроме прямых финансовых вливаний, существует целый арсенал косвенной государственной поддержки как производителей, так потребителей альтернативной энергии и топлива: списание части налогов и налоговые кредиты при покупке автомобилей с низким уровнем эмиссии, производстве биотоплива, возобновляемой энергии и т. п.; специальные тарифы на возобновляемую электроэнергию; специальные потребительские кредиты на приобретение солнечных батарей и гибридных автомобилей; предписания государственным органам относительно закупки экологически чистых строительных материалов, автомобилей, топлива и проч. Пожалуй, один из самых действенных стимулов, наработанных мировой практикой, – возможность для потребителей, установивших солнечные батареи, продавать излишки электроэнергии по высоким фиксированным тарифам. Благодаря такому подходу Германия – далеко не самая солнечная страна в мире – вышла на лидирующую позицию как в производстве солнечной энергии, так и в экспорте солнечных установок. А все потому, что в стране с 1 января 2004 г. любой владелец солнечной батареи, помимо бесплатной электроэнергии для собственного пользования, получает еще по 46-57 евроцентов за каждый избыточный киловатт, ушедший в электросеть. Подобные правила действуют еще в семи европейских государствах и четырех штатах США.
Нейтралитет не приветствуется
В экологиЧеской политике западных государств нейтральная зона сужается, как шагреневая кожа: как потребители, так и производители товаров и услуг вынуждены выбирать между кнутом и пряником. С большим трудом сдвинутый с мертвой точки снежный ком инвестиций в альтернативную энергетику наконец-то покатился с нарастающей скоростью. Как только инвесторы убедились в прочности новой тенденции, борьба за чистое экологическое будущее нашей планеты превратилась в большой бизнес. По данным аналитиков лондонской исследовательской компании New Carbon Finance, в 2007 г. суммарные государственные и частные инвестиции в альтернативную энергетику составили $90 млрд., что на 27% выше, чем в 2006 г. Около $28 млрд. мировых инвестиций предназначались для финансирования конкретных проектов развития возобновляемой энергии, а $18 млрд. было сосредоточено в 180 целевых инвестиционных фондах, вкладывающих средства в альтернативную энергетику. Понятно, что при таких беспрецедентных отраслевых темпах роста инвестиций «зеленые» инвестфонды растут как грибы после дождя, и только ленивые банки не создали собственные структурные подразделения для инвестирования и кредитования альтернативной энергетики. Сами разработчики и производители оборудования удивляются: если еще несколько лет тому назад найти деньги на строительство каких-нибудь ветродвигателей было немыслимо трудной задачей, то теперь от потенциальных инвесторов отбоя нет.
Однако не все упирается в деньги. Активисты глобального движения за чистую планету получают все более ярко выраженное общественное признание. «Зеленая» тема – золотой источник PR для всех желающих без отраслевых ограничений. Недавнее тому подтверждение – Нобелевская премия мира (и предвыборные бонусы) для пламенного борца с парниковым эффектом Эла Гора. Даже интернет-гигант Google в лице своего соучредителя Ларри Пейджа объявил о начале долгосрочного многомиллионного проекта финансирования научных разработок в сфере альтернативной энергетики и строительства энергосберегающих дата-центров. Возможно, на такой шаг компанию вдохновили успехи IBM, активно сбывающей банкам, демонстрирующим свою экологическую сознательность, дорогое оборудование, которое позволяет измерять экономию электроэнергии в дата-центрах и монетизировать ее в новой валюте – сертификатах энергоэффективности, вручаемых компании после внедрения проекта по снижению энергоемкости дата-центра. Подобный креатив идет на пользу и кошельку, и престижу, и чистой планете.