Количество жалоб граждан Украины на ухудшение качества обслуживания банками операций с платежными картами в 2007 году существенно возросло, хотя безналичные операции с использованием карт все еще не приобрели массовый характер, сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на письмо Национального банка Украины (НБУ) к банкам.
«Анализ таких жалоб свидетельствует, что они касаются не только вопросов эмиссии платежных карт и недостаточной работы по упреждению возможного осуществления мошеннических операций с их применением, но также относительно вкладных (депозитных), кредитных операций и других операций розничного бизнеса», – указывается в письме.
Документ подписали исполнительный директор НБУ по вопросам платежных систем и расчетов Виктор Кравец, президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко, директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем Александр Карпов, глава представительства VISA International в Украине Антонин Ермоленко.
В письме указывается, что 127 украинских банков уже реализовали карточные программы, в которые привлечено свыше 36 млн граждан. При этом, в 2007 году банками в Украине осуществлено почти 527 млн операций с использованием платежных карт на сумму более 219 млрд грн.
В то же время, в документе отмечается, что в торговых сетях банками за собственный счет установлено 67 тыс. платежных терминалов, но ними охвачено лишь 3% общего количества юридических лиц, которые работают в сфере торговли и услуг. «Соотношение безналичных и наличных операций по платежным картам составляло около 3% к 97%. Эти данные свидетельствуют, что безналичные расчеты с использованием платежных карт не приобрели массового характера и развиваются значительно более низкими темпами, чем их эмиссия», – подчеркивается в письме.
В документе также отмечается, что вызывают обеспокоенность и привлекают особый общественный интерес вопросы, связанные с блокированием карточных расчетов в случае потери карт, массовой рассылкой кредитных карт без предварительного их заказа клиентами, нарушение прав клиентов в сфере личной информации.
Согласно письму увеличилось количество жалоб на банки, в частности, на поступления карт по адресу граждан, которые не являются клиентами соответствующего банка и на разглашение информации о лицах, которые не являются клиентами этого банка. «Не совсем взвешенные действия банков могут привести к отказу граждан использовать не только кредитные карты, а вообще все виды платежных карт. Считаем, что внедрение кредитных продуктов должно носить добровольный характер, а рассылка карт должна предусматриваться договором с клиентом», – подчеркивается в документе.
В этой связи в письме напоминается, что рассылка карт без согласия потребителя в США запрещена с 1970 года, а в ЕС с 1997 года. «Призываем банки непредвзято рассматривать проблемные вопросы, которые накопились во взаимоотношениях с клиентами, принять для их улучшения соответствующие меры, которые бы дали возможность урегулировать споры в договорном порядке», – резюмируется в письме.