B фокусе

«Доходная часть бюджета-2008 в целом по группе выросла примерно на 30%».
Сергей Созановский, председатель правления телеканала «Интер», надеется закрепить лидерство на рынке

Партнерство

Выставочники экспериментируют
«КиевЭкспоПлаза» (КЭП) планирует весной нынешнего года продлить выставочный сезон на 20 дней и таким образом предоставить площадку для апробации новых выставочных тем.

Причина растягивания выставочного сезона проста: даже несмотря на постоянное наращивание выставочных площадей, выставочные графики в последние несколько лет сильно уплотнились, особенно в столице. За пять прошедших лет количество выставок в стране выросло в три раза, и на данный момент дальнейшее развитие сдерживается только дефицитом выставочных площадей. По словам Игоря Колгатина, генерального директора выставочного центра КЭП, тех 60 тыс. кв. м, которые есть в столице, уже недостаточно.

Растянув по времени выставочный сезон, КЭП реализует на 10 тематик больше, чем в прошлом году. На рынке появятся такие новые темы, как «Персонал EXPO», FURN’EQUIP (выставка специализированного оборудования для мебельной промышленности), «Крепление и инструменты», «Измерение. Лабораторное оборудование». В общей сложности на год запланировано около 70 выставок. Для организаторов выставок подобные эксперименты со сроками проведения мероприятий также могут оказаться успешными. Новая экспозиция или выставка, которая появилась первой, имеет хорошие шансы стать в будущем очень крупной и занять монопольное положение по той или иной теме на рынке.

Информатизация предпочитаем пользоваться

Интернетом с комфортом
Согласно исследованию компании InMind, проведенному в IV квартале 2007 г., по проникновению Интернета Украина значительно уступает Литве и Чехии: 26 против 51%.

Среди причин этого исследователи отмечают недостаточное количество пользовательских терминалов с доступом в Интернет, ведь только у 25% украинцев есть ПК или ноутбуки, тогда как в Чехии и Литве эти показатели составляют соответственно 44 и 47%.

Потенциал роста числа пользователей высок: 22% опрошенных украинцев хотели бы пользоваться Интернетом, а это значительно выше, чем в странах с высоким уровнем проникновения.

InMind также проанализировал наиболее популярные места доступа в Интернет. В результате оказалось, что большинство украинцев пользуются Сетью дома (52%) и на работе (32%), тогда как в Литве и Чехии около половины пользователей заходят в Интернет в публичных местах (интернет-кафе, библиотеки).

В целом, по данным последнего квартала минувшего года, количество отечественных пользователей Сети превысило 10 млн. человек.

Аутсорсинг

Украинские рекламисты все более востребованы в СНГ
В рекламно-коммуникационной среде СНГ формируется тренд международного аутсорсинга, причем «мозги» в разные страны нередко поставляет именно Украина. Так, недавно в Молдове стартовала масштабная рекламная кампания по запуску молодежного мобильного оператора YoYo. Разработкой креатива занималось украинское агентство Sahar для второго по величине оператора мобильной связи Молдовы — Moldcell. Кроме того, украинское подразделение сетевого агентства Grey обслуживает азербайджанского оператора мобильной связи. «Примерно в то же время, когда Sahar начал работать с российскими клиентами, украинский офис Lowe обслуживал бренд „Боржоми“ по креативу на двух рынках — Россия и Украина», — приводит пример директор по работе с клиентами Sahar Евгения Судьенко.

Одна из причин аутсорсинга из Украины — сетевое обслуживание. Как отмечает Глеб Проненко, партнер, ведущий консультант маркетинг-консалтинговой компании «Люди», из Украины в соседние страны поступает преимущественно креатив. «Такова ситуация с Молдовой (развитость рынка эксперты сопоставляют с Украиной конца 1990-х. — Прим. ред.) и Беларусью. В обеих странах ощущается нехватка качественных локальных креативных агентств», — говорит он. Также востребован стратегический консалтинг. «В России уже формируется спрос на маркетинговые стратегии, разрабатываемые украинцами. Там брендинг нередко сводится к вопросам дизайна и визуализации. Именно украинские специалисты (руководители и основатели профильных компаний. — Прим. ред.) привезли в Россию предложения по стратегическому маркетингу. Кроме того, там услуги украинцев обходятся заказчику по крайней мере на 20% дешевле (еще несколько лет назад разница в цене составляла 100%)».

Бизнес-среда

Наш хаос назван демократией
Немецкий фонд «Бертельсман» (Bertelsmann Stiftung) поставила украинскому уровню демократии самую высокую оценку из стран СНГ. Об этом организация заявила в рамках подведения итогов исследования, проводившегося на основе сравнительного анализа 125 стран, в которых имеют место общественные реформы.

Среди стран с переходной экономикой Украина расположилась на 35-м месте. С небольшим отрывом от нас следует Грузия, тогда как Россия отстает почти на 40 пунктов.

Среди наиболее заметных явлений в Украине, которым немецкие исследователи уделили внимание, стали рост активности строительства гражданского общества, понимание и принятие этого процесса населением. Также отметили свободу СМИ, которые, по мнению Bertelsmann Stiftung, постепенно избавляются от влияния власти.

В противовес позитивным процессам исследователи назвали и негативные украинские тенденции: застой в различных отраслях политической жизни, однобокую ориентацию хозяйства на тяжелую промышленность, отсутствие надлежащей диверсификации экономики.

Вопрос номера

Одно крупное издательство деловой литературы создало корпоративный блог, где на обсуждение выносятся названия новых книг, аннотации к ним и дизайн обложек. Для этого компании пришлось разрешить доступ к своему тематическому плану работы.

Какие вопросы вы не хотели бы, чтобы обсуждались на корпоративном блоге?

Успех корпоративного блога — в умении говорить с аудиторией на одном языке. Как раз сейчас мы работаем над созданием блогов, обращенных к абсолютно разным целевым аудиториям. Для нас табу — стремление навязать покупку, использование специальной терминологии и особенно внушение страхов.

Людмила Чаюн, директор по маркетингу сети «Космо»

Блог не должен превратиться в обсуждение, например, корпоративных вечеринок или копию ленты новостей. Читателей также можно потерять, если удариться в политику или какие-нибудь скользкие темы.

Юлия Кащенко, маркетинг- и PR-менеджер Portmone.com

Через блоги нельзя допустить утечки конфиденциальной информации. Например, в VAB Group информация о клиентах строго конфиденциальна, и ее разглашение строжайше запрещено. Еще крайне сомнительна польза обсуждений в стиле «Будет ли сегодня дождь?» или «Что мне сегодня надеть?».

Алекс Гармаш, маркетинг-директор VAB Group

Copyright

Пиратскому программному обеспечению в Украине будет непросто
Украинский рынок лицензионного программного обеспечения (ПО) проявляет признаки зрелости. Именно так расценили эксперты заявление о начале работы в нашей стране Business Software Alliance (BSA). Данная некоммерческая международная организация намерена подключиться к борьбе с компьютерным пиратством в Украине.

Стимулом к выходу на отечественный рынок для компании послужили результаты исследования уровня проникновения нелицензионного ПО, проведенного IDC. Оказалось, что, по данным на начало 2007 г., этот показатель составлял 84%. Более масштабно пользуются нелицензионным ПО только в Армении (95%), Азербайджане и Молдове (по 94%). Наименее подвержены пиратству США (21%) и Новая Зеландия (22%).

По словам Георга Херрнлебена, директора BSA по Центральной и Восточной Европе, организация поставила перед собой цель: до 2011 г. снизить уровень пиратства в Украине на 10 п. п. IDC в свою очередь подсчитала, что это позволит увеличить оборот в IT-секторе на $941 млн.

Для достижения этой цели организация планирует проводить образовательные кампании, а также участвовать в разработке государственной политики в сфере защиты авторских прав на ПО. Первые такие программы будут реализовываться в Днепропетровской, Одесской и Донецкой областях. Но вряд ли дело ограничится просветительскими мерами: без привлечения правоохранительных органов не обойдется.

BSA не открывает локальных представительств, а работает через свои компании-участницы. Так же будет и в Украине. Участниками BSA являются Adobe, Microsoft, Apple, Borland, SolidWorks, Symantec и многие другие.

Перспективы

Массовый ритейл сохранит привлекательность
Агентство «Кредит-Рейтинг» считает, что сектор розничной торговли продуктами повседневного спроса в 2008 г. сохранит высокие темпы развития и соответственно инвестиционную привлекательность. Оптимизм исследователей основан на прогнозе роста доходов населения и ожидании выхода на рынок крупных иностранных компаний. Отмечается также продолжающееся изменение потребительских предпочтений в сторону супер- и гипермаркетов и магазинов cash & carry.

Сдерживающим фактором развития данного рынка является нехватка торговых площадей: спрос на торговую недвижимость в Украине практически в четыре раза превышает предложение. В этих условиях для реализации инвестиционных проектов участники рынка продолжат активно привлекать дополнительные ресурсы на финансовом рынке, в частности, путем выпуска процентных облигаций. Это приведет к увеличению текущей долговой нагрузки операторов торговли, которая в настоящее время сохраняется на достаточно высоком уровне — 80-90% валюты баланса. Торговые операторы буду привлекать и зарубежные инвестиции. Согласно данным агентства, сети «Фуршет», «Велика кишеня» и «Сельпо» планируют в ближайшем будущем размещение акций на зарубежных биржах.

Темпы роста ипотеки замедлятся
В 2008 г. ипотеЧный рынок не повторит роста прошлого года (110%). «Мы ожидаем увеличения ипотечного кредитования в целом по стране на уровне 60%», — отметил президент Украинской национальной ипотечной ассоциации Игорь Юшко. В текущем году также не ожидается снижения процентных ставок по ипотеке.

Привлекательность страхового рынка дифференцируется
В текущем году Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ) ожидает развития страхования строительных рисков, личного страхования и страхования жизни. Рост в сегменте страхования строительных рисков будет вызван проведением чемпионата Европы по футболу: большинство заказов в строительстве спортивной инфраструктуры будут переданы иностранным подрядчикам. Отечественные застройщики редко прибегают к подобному виду страхования.
Ежегодный прирост сегмента страхования жизни составляет 50-60%, и в 2008 г. этот темп сохранится. В 2007 г. компании по страхованию жизни собрали больше 650 млн. грн. страховых премий, что на треть больше, чем годом ранее.

Рыболовецкая отрасль может полуЧить шанс на возрождение
Государственный комитет рыбного хозяйства создаст холдинговую компанию для управления рыболовецким флотом страны — подготовлено соответствующее предложение правительству.

Холдинг планируется создать на базе действующих в стране транспортных компаний, работающих на флоте. Он должен заняться возрождением рыболовецкого флота, привлекая кредиты в отрасль и подыскивая инвесторов. Форма управления холдингом будет смешанная — частногосударственная.

Оставшийся на плаву отечественный рыболовецкий флот нуждается в срочном обновлении, и без частных инвестиций сделать это невозможно. В 2008 г. правительство выделит из бюджета 50 млн. грн. на лизинг судов с перспективой их выкупа через шесть-восемь лет.

Залишити відповідь