С миру по нитке

Ресурсы толпы могут приносить ощутимую пользу, если научиться правильно ее направлять, контролировать и вдохновлять.

Сколько времени ваши сотрудники проводят в различных социальных сетях? И сколько это приносит вам прибыли? Скорее всего, нисколько, если только ваша сфера бизнеса не связана напрямую с самими социальными сетями. Но на самом деле «сидение» в соцсетях способно увеличить прибыль вашей компании, более того, уже есть много компаний, которые этого достигли.

Детерминированный хаос и синергетика

Для многих не секрет, что мир развивается циклично и волнообразно. Существует около 1,5 тыс. различных теорий циклов (от краткосрочных до тысячелетних, от ритмов солнечной активности до смены политических режимов). Моделирование сложных процессов, образование точек бифуркации (в которых система меняет свое состояние и/или структуру, иногда трансформируясь в нечто иное) вполне применимо к любой сложной системе, состоящей из людей. Продуцирование идей людьми, объединенными в сложную систему (социальную сеть), можно контролировать и направлять согласно законам синергетики и детерминированного хаоса (упорядоченного или контролируемого).

За сложными научными терминами скрывается вполне простая и понятная методология, основанная на объединении сотрудников компании, экспертов и волонтеров для достижения общих целей.

Считается, что термин «краудсорсинг» (с английского можно перевести: «толпа как источник») ввел в обиход Джефф Хауи в своей статье, опубликованной в 2006 г. в журнале Wired. На самом же деле этот метод существует с древних времен, когда, например, принимать законы и обустраивать городские территории пытались коллективным разумом толпы.

Трудно поверить, но метод краудсорсинга уже успешно использовали (и используют) Nike, Pepsi, Starbucks, Ford, P&G и др. для таких целей, как разработка дизайна кроссовок, идей для развития кофеен, создания рекламных роликов и проведения научных исследований.

Помимо этого, ресурсы толпы используют для перевода больших текстов с привлечением носителей языка, создания законов или кодексов (проекты новой конституции Исландии, закона о рыболовстве РФ) и проч.

Механизмы работы у подобных проектов очень схожи: в интернете (на отдельном сайте или странице) размещается информация о задаче, целях, которые ставятся перед волонтерами. Все желающие оставляют свои идеи и предложения (решения задач). Жюри (сами волонтеры, совет экспертов и/или представители компании-организатора) оценивает полученную информацию и выбирает наиболее популярную идею, которая в итоге получает приз и реализуется. Преимущества налицо – экономия как временных, так и финансовых ресурсов. За несколько месяцев и десятков тысяч долларов часто реализуются проекты, на которые при обычных процедурах (своими силами) у компании ушли бы годы и миллионы инвестиций.

Однако уже в ходе первых проектов были выявлены существенные недостатки хаотичного краудсорсинга, Во-первых, «шум» идей: естественно, не все присланные идеи полезны, эффективны или интересны, и понятно, что при увеличении их количества вероятность упустить из виду ценное предложение в потоке «пустых» увеличивается. Во-вторых, эффект Матфея – так называется феномен, когда чем большими преимуществами обладает человек (или его идеи), тем еще большие он приобретает.

В-третьих, если поток не управляется, а дискуссии не провоцируются, то продуцирование может сойти на нет.

Синтеллектуальный краудсорсинг

Технология начала совершенствоваться. Например, появилась новая парадигма социального сотрудничества, в основе которой лежит «умный», или «синтеллектуальный», краудсорсинг. Ее апологеты – Сергей Карелов (ранее топ-менеджер IBM, председатель ЛИНЭКС) и Александр Ослон (один из основателей фонда «Общественное мнение»), основавшие российский стартап Witology. Этот инструмент представляет собой онлайн-платформу для коллективного решения проблем общими силами сотрудников организации, которая может быть развернута как у самого клиента, так и удаленно у разработчиков.

Новой компании удалось в 2011 г. привлечь $5 млн. от Михаила Прохорова (Онэксим) и Бориса Йордана (Спутник), вошедших в уставной капитал компании и получивших доли в размере 41 и 8,94% соответственно; контрольный пакет остался у основателей системы.

Свой выбор инвесторы аргументировали тем, что технология находится в тренде «социализации» (приводя в пример популярность социальных сетей), а также ее практичностью – становится возможным эффективное решение сложных задач крупного бизнеса при минимизации затрат.

Одним из первых крупных клиентов, кто поверил Witology, стал Сбербанк России, осенью прошлого года применивший метод синтеллектуального краудсорсинга для поиска идей в рамках проекта «Сбербанк 21». Суть инициативы – собрать наиболее интересные идеи от зарегистрированных пользователей на площадках проекта («Профессионалы.ру», WikiVote!, Witology) и на их основе сформировать три доклада: «Сбербанк-21-Будущее», «Россия-21-Прогресс» и «Инновации-21-Краудсорсинг». Проект привлек к совместной работе 100 тыс. человек. Было предложено около 2,5 тыс. идей. Среди участников были определены 24 финалиста.

Рабочая группа, собранная в Москве, приняла участие в финальной подготовке выступления с докладами в ноябре минувшего года на конференции «Сбербанк 170». Участники, проявившие себя наиболее активно и креативно, получили ценные призы (планшеты iPad).

Однако в этом кратком резюме имеются и узкие места, которые удалось вскрыть. Как у любого начинания, не все так радужно и у технологии Witology. Наиболее емко ситуацию можно проиллюстрировать цитатой одного из участников проекта со стороны населения: «Все ради идей, но не ради людей». Давайте разберем по порядку преимущества и слабые места (некорректно их называть недостатками) первого масштабного российского опыта, объединившего в себе все три составляющие пути главного героя одной из детских сказок – огонь, воду и медные трубы.

Огонь. Да, Сбербанк осознанно (или не до конца) принял вызов на себя, устами своего президента заявив о распространении и популяризации идеи краудсорсинга. Банально, тем не менее начинать первому – занятие не всегда благодарное, но всегда трудоемкое. Неясно не только, как справляться со сложностями, но и то, какие вообще проблемы могут возникнуть.

Одной из задач стало освещение и публичность обсуждения идей и их оценка. На данный момент на сайте проекта так и не были показаны отобранные лучшие идеи, а сам процесс выбора победителей – непрозрачен. Это обстоятельство (учитывая особенности славянского менталитета) вызвало неверие участников проекта в честность отбора и в то, что не было подсуживания «нужным людям». Теперь Сбербанку необходимо думать о рисках ухудшения собственной репутации, и одним краудсорсингом здесь не обойдешься.

Вода. Несколько тысяч собранных идей и несколько десятков отобранных лучших – прекрасная информация для релиза или кейса, но для результата этого мало. Теперь необходимо их реализовывать. Если Сбербанк оценивал каждую идею-победительницу не только по популярности и креативности, но еще и по полезности, возможности реализации и дальновидности, то вопрос снимается и дело стоит лишь за эффективным управлением процессами внедрения. Если же идеи не будут реализованы, то, говоря о долгосрочной перспективе, банк рискует превратить полученные преимущества себе же во вред.

Медные трубы. Вероятно, одной из целей проекта был также пиар, представление Сбербанка в СМИ и интернете как первопроходца, инновационного и прогрессивного экспериментатора, идущего в ногу со временем. Несомненно, эта цель достигнута. Но не так все просто. Вместе с масштабным промо Сбербанк в довесок получил еще и огромный груз ответственности за все огрехи, которые могли случиться (и в итоге случились) в ходе проекта.

Идеи собраны, конференция проведена, победители объявлены. Но вместе с тем появились и недовольные. Основные их претензии относятся к системе отбора идей и соответственно победителей. Вот мнение одного из критиков проекта: «Ключевая проблема существующего метода краудсорсинга заключается в том, что инициатива масс заперта внизу и отсутствует механизм отбора ценных идей. На самом деле это не что иное, как элитсорсинг. Толпа отметается сразу, и формируется элита экспертов, на мнение которых и должен опираться заказчик, в данном случае – Сбербанк. И по сути это было бы правильно, если бы не метод отбора элиты, совершенно не проработанный с методологической точки зрения, в результате чего формируется псевдоэлита, которая и отметает выделяющихся людей и выделяющиеся идеи, то есть выдает не лучший результат, а некий усредненный шаблонный, зато поддерживаемый большинством из этой псевдоэлиты».

На действия критиков Witology и Сбербанк реагируют спокойно, аргументируют это правильностью методов и стараются не вступать в публичные дискуссии. Такое поведение на данный момент развития технологий является самым логичным, так как, без сомнения, еще предстоит не один подход к усовершенствованию и доработке методологии и технологии.

В подтверждение этого сами специалисты Witology в своем корпоративном блоге приводят ряд кейсов успешной реализации подобных методов за рубежом. Эти примеры иллюстрируют следующий этап развития синтеллектуального краудсорсинга – социальную организацию.

Социальная организация

Постепенная трансформация краудсосрсинга в технологию под названием «социальная организация» произошла несколько лет назад, когда ведущие компании решили выстроить у себя систему «умный краудсорсинг».

Одним из эффектных примеров является проект построения социальной организации в страховой компании Allstate (89-я в списке Fortune 500, США).

Перед проектом стояла цель – объединить сотрудников (около 70 тыс. человек) ради решения креативных задач компании. Работа началась с создания специального подразделения компании – Innovation Services Group (проще говоря, подразделения инноваций), которое было призвано построить систему привлечения сотрудников к поиску идей и решению задач по улучшению работы компании. Проект был поделен на несколько этапов: первый – создание внутренней социальной сети компании; второй – подготовка механики и размещение заданий в социальной сети; третий – сбор идей, провокация обсуждения, фильтр удачных/неудачных решений; четвертый – выездные мозговые штурмы с лучшими креаторами, отобранными после третьего этапа; пятый – объединение управления идеями с увлекательной игрой (геймификацией).

На каждом этапе решались ряд задач, среди которых объединение сотрудников, поиск лучших идей и креативных людей, повышение экономических показателей, развитие командного духа и др. Методы вовлечения сотрудников:

  • денежные вознаграждения (например, за идею разработки мобильного приложения – $3 тыс.), повышение по службе или социальный лифт – возможность перескочить несколько ступеней в своей карьере или социальном статусе;
  • азарт – взрослые люди тоже любят играть в игры, особенно если это еще и поощряется в рабочее время;
  • увлекательные выездные группы – дают новый опыт и позволяют совместить самореализацию, работу и досуг.

Результаты пятилетней работы впечатляют: Allstate – лидер среди страховых компаний практически во всех номинациях, входит в ТОП-100 самых желаемых работодателей среди всех компаний (один из самых значимых пунктов – «социальная и инновационная компания»), имеет самый высокий прирост коэффициента P/E. Помимо этого, плюсом социальной организации является возможность использования креатива и «сидения» в социальных сетях сотрудников на благо компании.

Несмотря на имеющиеся положительные результаты, важно понимать, что процесс формирования соцорганизации, запущенный один раз, требует ежедневной кропотливой работы по управлению проектами, поддержанию интереса сотрудников и участников, разработке и поиску новых задач, а также постоянного совершенствования методик, контроля выполнения поставленных задач и проч.

По мнению экспертов из Witology, Allstate пока находится в начале пути, «построив отличный фундамент, приступает к возведению стен». Для создания эталона социальности предстоит еще много работы, частью которой является осознание новой парадигмы управления бизнес-процессами.

Вопрос мотивации

Краудсорсинг – это часть того, что Эрик вон Хиппель, американский экономист и специалист в области инновационной деятельности, называет «инновацией с расчетом на потребителя», при которой производители полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении изделий и усовершенствований, которые удовлетворили бы эти потребности. Но в отличие от узкоспециализированных сообществ, например, разрабатывающих открытое программное обеспечение или модернизированные принадлежности для виндсерфинга, такая работа управляется и принадлежит только одной компании, продающей результат.

Другими словами, краудсорсинг основан на эксплуатации желания потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с компанией исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощенными в той или иной форме.

Толпу можно использовать и для сбора денег. Конечно, в данном случае мы имеем в виду не попрошайничество на улицах и в электричках, а то, что называется краудфандингом (от англ. сrowd funding, «сrowd» – толпа, «funding» – финансирование). Этим термином обозначается коллективное сотрудничество людей, добровольно объединяющих свои деньги или другие ресурсы, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Финансирование по схеме краудфандинга может служить для различных целей: помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого бизнеса, создание свободного программного обеспечения и многого другого. У этого процесса должна быть заявленная цель, определена цена ее достижения (сколько нужно собрать денег), а калькуляция всех расходов и ход сбора должны быть прозрачными.

Для американских стартаперов, например, краудфандинг уже стал привычным инструментом финансирования небольших проектов. Лидером среди платформ, организующих сбор средств, остается Kickstarter: с 2009 г. на его сайте прошли около 13 тыс. успешных кампаний. Каждый проект имеет собственную страницу на сайте, где приводится его описание, срок кампании (от одного до 60 дней после запуска), а также общая сумма, необходимая для реализации. Минимальная сумма пожертвований – $1.

Благодарность для инвесторов может быть любой: от простого «спасибо» до получения образцов продукции. В первую очередь сайт рассчитан на художников, дизайнеров и изобретателей – основатели приветствуют именно креативные проекты. Каждую неделю оператор сервиса получает в среднем около 2 тыс. заявок на проведение кампании, из которых примерно 60% размещаются на сайте. Но реальный интерес посетителей находят лишь десятки из них. Проекты, собравшие необходимую сумму, отчисляют Kickstarter 5% и еще 3-5% – системе Amazon Payments, обслуживающей платежи.

Kickstarter получил известность благодаря проекту социальной сети Diaspora, для которой было собрано $200 тыс. Потом было еще больше.

К примеру, носить плеер на руке захотели многие потенциальные пользователи, поэтому были получены $942 тыс. для финансирования создания гибрида часов и айпода. Те, кто отдавал $500 и более, получили специальную модель с подписью создателя и пять обычных моделей.

В проекте работает принцип ­«все или ничего», то есть надо собрать заявленную сумму полностью и к определенному сроку, иначе все взносы вернутся к спонсорам. Кро­ме того, инвесторы в любой момент могут забрать деньги обратно. Но для желающих рабо­тать с Kickstarter нужен счет в банке США, местный адрес и водительское удостоверение.
Indie GoGo организует краудфандинг для любых проектов из числа разрешенных законодательством, поэтому конкуренция на нем более жесткая. Однако там много и странных заявок. Ресурс берет за посредничество 4-9%.

Profounder рассчитан на предпринимателей, уже имеющих потенциальных инвесторов. Здесь помогают пройти все стадии финансирования – от написания бизнес-плана до рассылки коммерческих предложений. При этом инвесторами обычно становятся уже знакомые стартаперам люди. Услуги сайта бесплатны.

Microventures представляет собой что-то вроде онлайнового брокера, соединяющего стартаперов примерно с тысячью «бизнес-ангелов» и инвесторов по всему миру. Как утверждают его авторы, проекты с достойным обоснованием могут получить до $500 тыс. инвестиций. Обработка заявки обходится в $350, комиссия сайта – 5-10%, а средний размер уже одобренных проектов – около $150 тыс.

В принципе, если человек достаточно известен, он может обойтись и без посторонней помощи. Так поступил Стивен Кинг, предлагавший всем желающим за прочтение первой главы своего нового романа «Саженец» отдавать по $1. В итоге он собрал $2 млн. Российская группа «БИ-2» так собирает деньги на выход нового диска, Сергей Кудрявцев – на издание книги рецензий «3500», а Алексей Навальный – на финансирование проекта «РосПил». Подобных примеров немало.

В России работают и собственные сервисы краудфандинга. Один из них – Time-to-Start – очень похож на американский Kickstarter. Есть также shareholder.ru и capitaller.ru, которые основала платежная система WebMoney. На первом ресурсе можно собрать необходимую сумму на проект, а на втором – под контролем инвесторов и со строгим отчетом тратить собранные средства. На shareholder.ru иногда собираются суммы в сотни тысяч долларов, причем зачастую вкладами по $5-10. На сайте b-generator.ru краудфандинг реализован в формате «народного IPO».

Залишити відповідь