Таможенный кодекс 2012: смесь новых идей и старых статей

Новый Таможенный кодекс Украины принят. По мнению специалистов, имеющих отношение к международной торговле, он лучше предыдущего и уж точно лучше, чем Налоговый кодекс. Это уже немало, если учесть, что авторы нового кодекса, вероятно, так сильно хотели, чтобы их творение отличалось от старой модели, что, кроме внесения прогрессивных идей, еще и здорово перетасовали нормы кодекса. Получилось оригинально, хоть и нелогично: теперь сначала можно узнать о методах определения таможенной стоимости, которая важна прежде всего при импорте, потом дочитаться до того, что такое импорт, и только после этого можно ознакомиться с правилами декларирования.

Что же нового в данном кодексе? С даты вступления его в силу (1 июня 2012 г. – Прим. ред.) в Украине начнут появляться уполномоченные экономические операторы. Согласно кодексу это субъекты внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отвечающие особым требованиям и имеющие незапятнанную репутацию у таможни. Они будут внесены в специальный реестр, станут пользоваться благами упрощенных процедур и особым доверием со стороны таможенников (им даже можно будет не предоставлять гарантии при внутреннем таможенном транзите неподакцизных товаров и проводить таможенное оформление на своих объектах). Если статус такого уполномоченного экономического оператора смогут получать не только «избранные», это нововведение будет стимулировать повышение качества ведения дел во внешне­­экономической деятельности.

Есть некоторые упрощения, которые коснутся всех, а не только наиболее влиятельных субъектов ВЭД. Прежде всего это детальное урегулирование процедуры постаудита. Документальные плановые выездные проверки, которые могут проводиться в отношении предприятия не чаще одного раза в год (а уполномоченного экономического оператора – не чаще одного раза в 30 месяцев), это только повод для радости. Кто же станет радоваться проверкам? Плюсом здесь является то, что на них перенесен акцент контроля правильности определения таможенной стоимости – все меньше поводов у таможенных органов остается для того, чтобы останавливать процедуру оформления. А ведь растаможить груз иногда бывает главной задачей.

Двигаясь навстречу упрощению данных процедур и усилению защиты интеллектуальной собственности, авторы новой редакции кодекса расширили возможности правообладателей в борьбе с контрафактной продукцией. Старый кодекс давал возможность остановить растаможивание товаров, перемещаемых с нарушением прав интеллектуальной собственности, после чего правообладатель отправлялся в суд. Длительный судебный процесс с сомнительным результатом для обеих сторон создавал больше проблем, чем возможностей для защиты. Теперь же у правообладателя интеллектуальной собственности и владельца товара появилась возможность, например, договориться о смене маркировки, чтобы снять основания для спора. А в некоторых случаях собственник может уничтожить товар и не входить в длительные разбирательства.

Хорошим новшеством стало также закрепление контрактного метода в качестве основного для определения таможенной стоимости. Собственно, он и ранее был основным, однако таможенники очень часто не видели препятствий в том, чтобы самим посчитать таможенную стоимость, пользуясь данными своих ценовых баз. Это приводило к завышению таможенной стоимости при импорте, переплате таможенных платежей, а решения таможенных органов об определении данной стоимости становились предметом обжалования. Сейчас же правила применения контрактной стоимости очень детализированы, а случаи возможного отказа от принятия такой стоимости в качестве таможенной ограничены.

Еще одно прогрессивное нововведение – принцип «единого окна» в работе с контролирующими органами – лишь задекларировано в Таможенном кодексе. В законодательном акте пока есть только слабый намек на то, чтобы оградить субъектов ВЭД при перемещении товаров в пунктах пропуска через государственную границу от общения с другими, нежели таможенные, контролирующими органами. Речь идет о том, что в случаях, когда невозможен предварительный документальный контроль (проверка документов, необходимых для санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного и экологического контроля самими таможенниками), другие контролирующие органы привлекаются по принципу «единого окна» с координацией их действий таможенным органом. В идеале это должно было бы привести к отсутствию необходимости контактировать с кем-либо, кроме таможенников, а отсюда и снижение коррупционных соблазнов. В действительности же, поскольку кодекс не был наполнен механизмом реализации принципа, «единое окно» осталось картиной с красивым пейзажем на стене – полюбоваться им можно, да только ни света из него, ни чистого воздуха.

Залишити відповідь