«Инвестиции в открытие одного ресторана составляют $0,5-2 млн.».
Иан Борден, генеральный директор «МакДональдз Украина», планирует за 10 лет увеличить количество своих заведений в Украине в четыре раза и довести их общее число до 240
Потребители
Решение о покупке товара дается населению непросто
По данным исследованиЯ, проведенного компанией Shell при партнерстве с TNS, любой процесс выбора товара требует от украинцев много усилий и времени. Легко выбирают только 4,2% жителей страны, в то время как для 54,8% приобретение представляет определенную сложность. Так, на сравнение различных вариантов при совершении покупки много времени тратит 40,9% населения, и только 9,6% принимают такие решения быстро.
Сложно дается людям выбор не только в таких серьезных приобретениях, как авто, но даже в покупках средств по уходу за ним. В последнем случае проблема решается с оглядкой на цену – 43,3% и на рекомендации специалистов – 39,6%.
Несмотря на всю проблематичность выбора, приобретать автомобиль решается все большее количество людей. Так, по данным исследования InMind, проводившегося в Киеве, каждая пятая семья в прошлом году купила авто. На сегодняшний день 53% киевских домохозяйств имеют как минимум один автомобиль. При этом, покупая машины, автосалонам доверяют 45% семей, поскольку такой способ покупки несколько облегчает процесс выбора. Исследователи также отметили, что рост столичного авторынка происходит не только за счет семей, еще не имеющих этого средства передвижения, но и тех, у которых оно есть. Кроме того, в Киеве наблюдается увеличение количества женщин за рулем. Каждая пятая жительница столицы является владелицей авто.
Подходы
IT-отрасль будет расти за счет Прoграммного обеспечения и услуг
Согласно исследованию компании IDC, украинский IT-рынок вступил в период активного роста и по динамике опережает все страны Восточной Европы. По словам регионального менеджера IDC Владимира Позднякова, потенциал отечественного рынка является одним из наибольших в регионе и уступает разве что России. К тому же в нынешнем году рынок вырастет еще как минимум на 30% по сравнению с 40%-м ростом в 2007 г. Львиную его долю составляет продажа устройств (85,3%), оставляя программному обеспечению и IT-услугам лишь 6,7 и 8% соответственно. Именно эти направления и ускорят в дальнейшем рост IT-отрасли. Так, рост рынка систем управления предприятиями, подогреваемый средним и малым бизнесом, сохранится на уровне более 25%; рынок IT-услуг также будет активно развиваться преимущественно за счет инфраструктурных проектов: в 2007 г. он вырос на 26% и составил $251 млн. Столь высокая динамика породила проблему нехватки кадров, что сейчас в значительной мере тормозит отрасль. По утверждению специалистов из IDC, основными потребителями IT-услуг по-прежнему являются телекоммуникационные компании, банки, а в последнее время и промышленные предприятия.
Рынок еще далек от насыщения во всех его секторах, а продажи ПК в 2008 г. вырастут на 30% и останутся стержнем всего IT-рынка. Драйвером данного сектора являются ноутбуки, неуклонно увеличивающие свою долю в структуре проданных компьютеров, а в самом секторе наблюдается консолидация вокруг ключевых вендоров. Наиболее крупные производители ПК отвоевывают рынок – совокупная доля десяти крупнейших игроков в 2007 г. достигла 38%.
Маркетинг
Еvent перестает быть просто «гулянкой»
Компания Speka Event Management объявила о результатах исследования event-рынка Украины. По ее данным, в 2008 г. около 42% организаций намерены увеличить свой бюджет на проведение мероприятий.
При этом, несмотря на рост спроса на услуги такого рода в стране, 40% компаний проводят менее 10 мероприятий в год. Более 20 ежегодно проводят только 2% организаций.
Исследователи отметили также позитивный сдвиг в восприятии самого процесса проведения мероприятий компаниями. Так, event уже перестал быть просто «гулянкой», и все больше компаний в процессе его организации формулируют цели проведения, а также комбинируют event- и PR-инструменты. На данный момент около 40% компаний отличаются именно таким подходом, и многие намерены менять свой подход к проведению мероприятий в сторону такой комбинации в этом году.
Что касается ответственности за организацию event-проектов, то в большинстве отечественных компаний она ложится на HR-департамент. Происходит так в 67% случаев и только в 15% компаний есть штатный event-менеджер.
Организации, предпочитающие использовать услуги event-агентств, в основном обращаются к локальным игрокам рынка организации мероприятий (62%) и только 6% прибегают к услугам сетевых агентств. При выборе партнера для организации какого-либо мероприятия для 32% компаний важным является опыт сотрудничества с агентством в прошлом; 34% отдают предпочтение агентствам с внушительным портфолио, 7% принимают во внимание только рекомендации.
Лояльность
Ритейл рассчитывает спрогнозировать поток покупателей
Развитие рынка ритейла и растущая конкуренция требуют от компаний использования все более сложных инструментов для завоевания лояльности потребителей. Во всяком случае так считают в сети гипермаркетов «O’КЕЙ».
Задачу по привлечению и удержанию покупателей в компании постарались решить с помощью программы лояльности, комбинирующей в себе возможность получать скидку и собирать накопительные бонусы. До этого подобная система более широко использовалась в Украине в КаБаРе, но не в ритейле. «Мы рассчитываем, что уже к концу нынешнего года 80% наших клиентов станут участниками программы. Должны также вырасти количество покупателей и величина среднего чека, а значит и оборот. В целом, мы надеемся, что программа лояльности принесет нам 20-25% новых клиентов, – делится планами Армен Папазян, директор компании «O’КЕЙ Украина». Кроме того, имея базу 15-100 тыс. клиентов, историю покупок которых мы знаем, можно будет не только работать над индивидуализированными предложениями, но и четко прогнозировать поток покупателей».
Однако не все эксперты согласны с тем, что программа лояльности может привлечь новых покупателей и помочь их удержать. Так, представители Fozzy Group отмечают, что любые дополнительные предложения для потребителей всегда остаются всего лишь дополнительными. Удерживать клиентов может только правильное с точки зрения покупателя сочетание цены и атмосферы в супермаркете.
Партнерство
Потребители в Украине и России выбирают схожие модели техники
Закупочный альянс российской компании «Техносила» и отечественной «Фокстрот. Техника для дома» вдохновил предприятия на заключение договора на продажу продукции под совместным брендом Vitek. В дальнейших планах сетей создание и других совместных брендов. Напомним, что каждый из участников альянса уже имеет собственные торговые марки: у «Техносилы» есть Wellton и Techno, а у «Фокстрота» – Bravis и Delfa.
Расширение сферы совместной работы обосновывается несколькими факторами. Во-первых, когда сети только заключали соглашение о создании альянса, они рассчитывали на 2%-е уменьшение закупочных цен, тогда как реальная экономия составила практически 4%. Во-вторых, предпочтения потребителей Украины и России оказались очень схожими. Так, жители обеих стран проявляют заинтересованность в похожих моделях одних и тех же брендов. И это несмотря на отставание примерно на год в развитии отечественного рынка бытовой техники и электроники от российского.
На данный момент объем совместных закупок сетями товаров private label и ОЕМ достигает 55-60%. В перспективе они намерены довести этот показатель до 95-100%. Кроме того, если в прошлом году «Техносила» и «Фокстрот» вместе приобретали около 5% от общего объема закупок, то в нынешнем они планируют довести долю общих приобретений до 15-20% от всего ассортимента товаров.
Вопрос номера
Что может заставлять возвращаться к идеям, реализация которых уже неоднократно проваливалась у конкурентов?
Российский производитель алкоголя «Дейрос» в нынешнем году активно займется продвижением «женской» водки. Компанию не пугает неудачный опыт других производителей в данной нише: провал «женской» «Довгань» еще в 1990-х; закрытие подобного проекта РВВК в начале 2000-х; отказ «Мягкова» от женственного дизайна бутылки и др.
Понимание рынка и умение смотреть на шаг вперед. То, что было неактуально вчера, сегодня может быть успешно. Например, в 1984 г. Sun выдвинула лозунг The Network is the Computer («Сеть – это компьютер»), и сейчас мы действительно видим, что все вращается вокруг сетевых вычислений.
Ольга Румелиоти,
глава представительства Sun Microsystems в Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине
Быть впереди – означает не только придумывать самому что-то новое, но и искать новые подходы к решению задач, которые до тебя кто-то уже пытался решить или вынести на рынок, но по каким-то причинам не сумел этого сделать. Справиться с ними, значит, оказаться в чем-то на шаг впереди на рынке.
Павел Зможный,
директор ДП «Капарол Украина»
Причины успеха и неуспеха могут быть разные, но первопричина заключается в понимании потенциала сегмента и развития в нем. Хороший пример – запуски брендов малолитражных и малогабаритных автомобилей на рынке Западной Европы. Неуспешный проект Smart концерна Mercedes-Benz и суперуспешный проект Mini концерна BMW.
Михаил Пименов,
генеральный директор креативного агентства Young&Rubicam
Перспективы
Электроэнергии в центральном регионе станет больше
ЕБРР принял решение предоставить Украине кредит на 150 млн. евро для сооружения крупнейшего за последние десятилетия электроэнергетического комплекса в стране. Заемщиком выступит оператор магистральных линий электропередач – национальная энергетическая компания Укрэнерго. За счет привлеченных средств НЭК собирается построить две линии электропередач от Ровенской АЭС до подстанции «Киевская» и ЛЭП, которая соединит уже имеющуюся линию Хмельницкая АЭС – Чернобыльская АЭС с «Киевской». Сооружение самой «Киевской» может быть завершено уже в 2009 г. В результате реализации этих проектов избыточная электроэнергия с Западной Украины будет поставляться в центральные регионы страны, постоянно наращивающие объемы ее потребления.
Потребление зерна растет быстрее его производства
Международный совет по зерну (Лондон) ожидает в новом сельхозгоду рекордного урожая пшеницы (июль 2008 – июнь 2009 гг.) – 646 млн. т. Причинами резкого роста производства эксперты называют расширение посевных площадей в связи со значительным повышением цен на зерно. Кроме того, увеличению урожая зерна способствуют благоприятные погодные условия в СНГ и Евросоюзе. В целом объем мирового производства зерна в этом сельхозгоду оценивается в 1659 млн. т, что на 5,5% выше показателя прошлого года. Мировое потребление зерна прогнозируется на уровне 1676 млн. т. В частности, на производство этанола будет направлено около 94 млн. т кукурузы и 6 млн. т других видов зерна. Потребности в зерне растут и в связи с увеличением производства мяса. При этом переходящие запасы зерна в мире остаются самыми низкими за последние 30 лет.
Больше генерации может перейти в частные руки
Минтопэнерго планирует до конца апреля подготовить к приватизации крупнейшие генерирующие компании страны. Частный капитал призван помочь избежать падения объемов производства электроэнергии, которое может произойти уже в следующем году из-за высокого износа основных фондов. Кроме того, считается, что продажа энергогенерирующих компаний разрешит их финансовые проблемы и создаст конкуренцию на рынке генерации.
Подлежат приватизации Днепроэнерго, Донбассэнерго, Западэнерго, Центрэнерго и Киевэнерго. Для проведения приватизации необходимо утвердить целый ряд документов, в частности, квалификационные требования к участникам конкурса. Кредиторская задолженность пяти генераций, выставляемых на конкурс, составляет 21 млрд. грн. На большинстве предприятий износ основных фондов превышает 80%.
Импорт может стать более рентабельным
Минэкономики предлагает в соответствии со взятыми Украиной обязательствами перед ВТО существенно снизить ставки ввозной пошлины на мясо, молоко, мясомолочные продукты, продукцию мукомольно-крупяной промышленности, рыбу, алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, на большинство продовольственных товаров в Украине действует запретительная ставка ввозной пошлины, что содействует их контрабандному ввозу.