Рейтинги
Любимчики нации
Журнал Fortune совместно с исследовательской компанией Hay Group презентовал свой 26-й ежегодный рейтинг 20 американских компаний, вызывающих восхищение у жителей США. В исследовании приняли участие 3,7 тыс. респондентов.
Первые три строчки в табели о рангах заняли Apple, инвестфонд Berkshire Hathaway и General Electric. В частности, компания Стива Джобса Apple поразила воображение американцев тем, что ей удалось добиться капитализации в $24 млрд. на продажах портативных устройств и ПК, хотя ее доля на мировом компьютерном рынке при этом не превышает 1%. Berkshire Hathaway, принадлежащая миллиардеру Уоррену Баффету, выделилась тем, что ее акции подорожали на 27%, тогда как ценные бумаги других финансовых организаций на фоне ипотечного кризиса значительно потеряли в цене. GE завоевала «бронзу» благодаря тому, что объявила о выходе из ипотечного бизнеса еще в июле 2007 г., когда кризис начал свое активное развитие.
Четвертое место респонденты присудили интернет-корпорации Google за то, что она за относительное короткое время сумела составить серьезную конкуренцию Microsoft. За поисковиком следует японская Toyota Motor, которая по итогам минувшего года едва не обогнала своего американского соперника General Motors по продажам.
Между тем годом ранее первые три строчки в аналогичном рейтинге занимали GЕ, сеть кофеен Starbucks и Toyota. Лидеры же 2008 г. тогда занимали седьмое, четвертое и первое места соответственно. Кроме того, из списка выбыли компании Pepsi и сеть магазинов Wal-Mart, занявшие в прошлом году две последние строки.
Хай-тек
Еще один производитель на вылет
Mitsubishi Electric объявила о прекращении выпуска сотовых телефонов в связи с тем, что бизнес перестал приносить ожидаемые доходы. За текущий финансовый год (завершится 31 марта) японская корпорация рассчитывает продать 2,1 млн. трубок, что по подсчетам IDC составит менее 0,2% мировых продаж. За последнюю партию своих телефонов компания планирует выручить $9,7 млн., или 2,5%, от совокупного дохода группы Mitsubishi. В результате закрытия производства одновременные потери составят $164 млн.
Сегодня крупнейшие производители мобильных телефонов все агрессивнее вытесняют своих более мелких конкурентов. Так, европейский рынок Mitsubishi покинула еще в апреле 2005 г., после того как за предыдущий финансовый год продала там всего 700 тыс. трубок. Корпорация оказалась зажата на внутреннем, и без того перенасыщенном рынке Японии. В исследовательском институте Daiwa отмечают, что такие компании, как Nokia, продают сотни миллионов телефонов в год, в то время как японские производители соревнуются друг с другом на рынке объемом всего 45 млн. аппаратов. Впрочем, и сама Mitsubishi за последние годы не смогла вывести на рынок ни одной хитовой модели. Как следствие, «поставки корпорации в последнее время стремительно падают, и ожидать улучшений в этой ситуации не следует», говорится в официальном заявлении компании. Телефоны Mitsubishi исчезнут с полок азиатских магазинов уже в сентябре.
По данным IDC, безусловным лидером продаж сотовых аппаратов в 2007 г. стала Nokia (38,2% мировых продаж), за ней следуют Samsung (14,1%) и Motorola (13,9%). Эти компании стремительно наращивают свою долю, тогда как сам рынок мобильных телефонов постепенно сокращается. По прогнозам MM Research, в такой ситуации многие вендоры инициируют реорганизацию либо продажу своих производств. В январе о продаже убыточного подразделения сотовых аппаратов уже сообщила Sanyo Electric. От выпуска GSM-трубок в 2006 г. отказалась компания Panasonic, сославшись на падение продаж. А годом ранее об уходе с рынка дешевых мобильных телефонов в Китае объявила японская NEC. Тогда же Siemens передал производство трубок тайваньской BenQ.
Реклама
Бренд Nutrilite обрел новое лицо
Корпорация Amway, американский производитель потребительских товаров, подписала долгосрочное рекламное соглашение с Рональдиньо – известным футболистом и дважды лучшим игроком года по версии FIFA. 27-летний спортсмен, играющий за испанский футбольный клуб «Барселона», отныне станет «лицом» Nutrilite – наиболее продаваемого мирового бренда витаминов, минералов и диетических добавок. «Рональдиньо не только идеально соответствует имиджу Nutrilite, он также исповедует ценности Amway, – говорит маркетинг-директор Кендес Мэтьюз. – Он следит за своим здоровьем и поощряет других следовать его примеру. Рональдиньо – непревзойденный командный игрок, получающий истинное удовольствие от своей работы». При этом футболист войдет в так называемую «Команду Nutrilite», представителями которой уже являются мировой рекордсмен по бегу на дистанции 100 м Асафа Пауэлл, владелец аналогичного титула на дистанции 110 м с препятствиями Лю Сян, а также победительница чемпионата США по спринту на 400-метровой дистанции Санья Ричардз. Все они употребляют продукцию Nutrilite в качестве составляющей своего ежедневного рациона и в рамках рекламной акции призваны агитировать за здоровый образ жизни.
В рамках партнерства Рональдиньо будет участвовать в международной рекламной кампании, которая стартует в конце марта и охватит 58 стран, где представлена продукция Nutrilite. Рекламная кампания будет включать демонстрацию 30- и 60-секундных рекламных роликов на телевидение, а также распространение печатной рекламной продукции (в том числе публикация ее электронной версии в Интернете). В успехе кампании в Amway не сомневаются хотя бы потому, что раскадровку для роликов создавал оскароносный испанский режиссер Гильермо Наварро (фильм «Лабиринт Фавна»). «Наша новая реклама с участием Рональдиньо действительно мощная. Он настоящая суперзвезда, которая несет мегаватты энергии, – говорит Синди Сихейз, отвечающая за глобальное развитие бренда Nutrilite. – Его страсть к жизни очевидна, и он, без сомнения, будет вдохновлять других пользоваться тем, что дала нам природа».
Одновременно Amway назначила Рональдиньо представителем Nutrilite в своей глобальной благотворительной акции One by One. К концу 2007 г. в рамках этой программы удалось собрать $50 млн. для помощи нуждающимся детям.
Финансовые взлеты
Трамплин для Henkel
Henkel по итогам минувшего финансового года добился рекордной чистой прибыли в 941 млн. евро, продемонстрировав рост этого показателя на уровне 8%. Благодаря растущему спросу на товары широкого потребления оборот немецкого концерна улучшился на 2,6%, до 13,1 млрд. евро. Органический прирост оборота (прирост, скорректированный с учетом влияния валютных курсов, а также приобретений других предприятий и изъятий капиталовложений) составил 5,8%. О таких результатах компания отчиталась в ходе международной пресс-конференции, состоявшейся 27 февраля в Дюссельдорфе. «Это позитивное развитие подтверждает стратегию концентрации на наших основных направлениях деятельности: «Косметика и средства личной гигиены», «Чистящие и моющие средства», «Клеи, герметики и технологии для обработки поверхностей», а также стремление к достижению инновационного лидерства на всех наших рынках», – заявил журналистам Ульрих Ленер, председатель правления Henkel.
Концерн ожидает, что в 2008 г. ему удастся и дальше сохранять темпы, опережающие рынок. На этот период органический прирост оборота ожидается на уровне 3-4%. Среди ключевых трендов, которые окажут влияние на финансовый результат Henkel, называют рост автомобильной и электронной промышленности, а также бум развивающихся рынков. К тому же усилению конкурентных позиций компании будет способствовать приобретение у Akzo Nobel двух американских подразделений по выпуску клеев и материалов для электроники за 2,7 млрд. фунтов стерлингов. О сделке было объявлено в конце 2007 г.
Впрочем, несмотря на позитивную динамику развития, в текущем году Henkel инициирует программу экономии, на которую уже в этом году будет потрачено 500 млн. евро. В частности, к 2011 г. на предприятиях концерна по всему миру сократят 3 тыс. рабочих мест (около 5,7% персонала). Таким образом концерн реагирует на усиление конкуренции и повышение цен на сырье. В результате реорганизации он рассчитывает с 2011 г. получать финансовую отдачу в размере 150 млн. евро ежегодно.
Приобретения
Цинковое объединение
Австралийская горнодобывающая компания Oxiana сделала согласованное предложение о покупке за $5,6 млрд. Zinifex, производителя свинца и цинка. В результате будет создан крупный игрок на мировом рынке цинка, имеющий значительный объем добычи меди, золота, серебра и свинца и рыночную капитализацию $11 млрд. Возражений со стороны регуляторов быть не должно, ведь компании не занимают монопольного положения на рынке. Окончательно оформить слияние стороны ожидают летом текущего года. Если же сделка не состоится, каждая из них согласилась заплатить неустойку в размере $51 млн.
По мнению экспертов, предполагаемое слияние еще раз подчеркивает тенденцию к консолидации среди горнорудных компаний на фоне роста цен на цветные металлы. Так, крупнейшая в мире горнодобывающая компания BHP Billiton намеревается купить своего основного конкурента Rio Tinto за $147 млрд., а бразильская Vale – Xstrata за $90 млрд.
Объединение компаний происходит в условиях грядущего снижения мировых цен на цинк. Сейчас они на рекордном уровне: на Лондонской бирже металлов они составляют около $3 тыс. за тонну. Однако, как отмечают аналитики, в текущем году они будут примерно на 20% ниже, чем в пиковом 2007 г. В ближайшие три года предложение на этот металл станет превышать спрос, что потянет за собой и цены.