Существует только пять способов покончить с кризисом. Первый – заключается в симметричной корректировке дисбалансов, которые привели к кризису. Второй – постоянный трансфер ресурсов из профицитрных стран в дефицитные. Третий – болезненный переход Еврозоны к внешнему профициту. Четвертый – перманентные депрессии в слабых странах. И, наконец, последний – частичный или полный развал Еврозоны.
Выборы во Франции и Греции говорят о том, что европейцы устали от аскетизма во всех его проявлениях. Не удивительно. Многие страны не видят, как им выйти из тупика депрессии, дефляции и отчаяния. Если бы валютный союз был основан на традиционном соглашении о фиксированных валютных курсах, он бы развалился: так случилось с золотым стандартом в 1930-х, так случилось и с бреттонвудской системой в 1970-х. Вопрос в том, сможет ли статус монетарного союза сделать нечто большее, чем просто отсрочить неизбежное. Последняя возможность сломить ситуацию – в руках Франсуа Олланда, нового президента Франции.
По словам Олланда, его задача заключается в том, чтобы открыть перед Европой новое измерение, измерение роста и процветания. Сможет ли он добиться своей амбициозной и громкой цели? Фискальное ужесточение не улучшает перспективы для депрессивных экономик.
Таким образом, ужесточение порождает лишь новое ужесточение. По данным Международного валютного фонда, в Ирландии, Италии, Испании и Португалии соотношение валового государственного долга к валовому внутреннему продукту будет расти, а не падать вплоть до 2013 года. В Греции он снизится на некоторое время, но лишь благодаря реструктуризации долга.
Страшнее всего выглядят данные по рынку труда. В Греции и Испании 51% молодежи в возрасте от 15 до 25 лет не могут найти работу. В Португалии и Италии этот показатель приближается к 36%, в Ирландии – к 30%. У Франции дела обстоят получше, но не намного, поскольку каждый пятый молодой человек сидит без работы. Неужели люди вечно будут мириться с этим? Нет. Скорее всего, нас ждут новые протесты, вроде тех, которые мы видели на этих выборах. За прошедший год Николя Саркози стал восьмым лидером европейской страны, потерявшим свой пост.
Экономические перспективы оставляют желать лучшего. По прогнозам МВФ, в этом году экономика Греции, Италии, Португалии и Испании сократится в реальном выражении, ирландская экономика вырастет на 0.5%. Фонд оптимистично обещает нам, что в 2013 году в четырех ведущих странах Еврозоны темпы экономического роста приблизятся к нулю. Политически взрывоопасная ситуация. Неизбежно возникнут новые экстремистские партии, усилится ощущение предательства. С экономической точки зрения Европа тоже на тонком льду: сколько талантливых молодых людей уже подумывают об эмиграции? Что-то нужно менять. Но, кажется, все пути закрыты. Иенс Уидман, председатель Бундесбанка, заявил в своем интервью Financial Times, что монетарная политика достигла своих пределов. Фискальный договор разработан для того, чтобы положить начало дискретной фискальной политике. Как бы там ни было, между странами Еврозоны нет согласия в вопросах фискальной политики, страны с высокими процентными ставками по облигациям лишены места для маневра, а всему валютному союзу не достает федерального фискального органа.
Таким образом, остаются структурные политики, под ними европейские лидеры подразумевают политики роста. Но верить в то, что такие реформы помогут быстро вернуться к росту могут только наивные мечтатели. В среднесрочной перспективе они приведут к росту безработицы, усилению дефляции и увеличению долгового бремени. Даже в более благоприятной обстановке 1980-х понадобилось более десяти лет, чтобы Великобритания почувствовала положительный результат реформ Маргарет Тэтчер.
Многие немцы верят, что экономический успех их страны связан с реформами Герхарда Шредера. Но это, в основе своей, ерунда. Германия своим успехом обязана экспорту. Что, в свою очередь, отчасти обусловлено прекрасной производственной базой немцев. Но кредитные бумы в других странах Европы и за ее пределами также ей сыграли на руку. Но стоит ли ждать, что Германия вернет должок? Вероятность, что это произойдет, стремится к нулю. Вот, пожалуй, самое важное предложение в статье Уидмана: "Монетарная политика в Еврозоне формируется с учетом потребности валютного союза в целом; таким образом, в отношении экспансии немецкой экономики необходимо применять другие инструменты, на национальном уровне." Если коротко: мечтателям, которые надеются на то, что Германия позволит кредитным бумам стимулировать внутреннюю инфляцию, пора очнуться от грез. Это согласуется и с прогнозом МВФ. Вплоть до коллапса, инфляция в Еврозоне была выше, чем в Германии, в основном, из-за высокого ценового давления в Испании и Италии. С логической точки зрения, ситуация должна развернуться. Вот тут-то как раз возникает нестыковка с прогнозами МВФ. По данным МВФ, Европейский центральный банк даже не сможет достигнуть своей инфляционной цели на уровне 2%. По словам Поля де Грова из Лондонской школы экономики, процесс корректировок идет ассиметрично: в проблемных странах формируется дефляция; но в странах со стабильной экономической ситуацией инфляция не растет. Это не валютный союз. Это больше похоже на империю.
Так что же может сделать г-н Олланд? Во-первых, ему придется забыть почти все свои предвыборные обещания, не только потому, что они не помогут Франции, но и потому, что в противном случае немецкие лидеры не станут воспринимать его всерьез. Кроме того, нового французского президента ждет серьезный разговор о том, как вывести Еврозону из кризиса. Он должен с энтузиазмом поддержать недавние идеи Вольфганга Шойбле, который призывает к повышению зарплат в Германии. Затем ему следует отметить, что существует только пять способов покончить с кризисом. Первый и самый лучший заключается в симметричной корректировке дисбалансов, которые привели к кризису, на фоне реформ в слабых странах. Второй – постоянный трансфер ресурсов из профицитрных стран в дефицитные. Третий – болезненный переход Еврозоны к внешнему профициту. Четвертый – перманентные депрессии в слабых странах. и, наконец, последний – частичный или полный развал Еврозоны.
По материалам Financial Times