B фокусе

«Около года я сотрудничал с Morgan Stanley, а недавно принял их предложение возглавить офис в Украине».
Игорь Митюков, экс-министр финансов, стал управляющим директором международного инвестиционного банка Morgan Stanley в Украине


Управление HR


В практике применения коучинга нет единогласия
По данным исследования компании Bresser Consulting, в странах СНГ находятся только около 3% от общего числа европейских профессиональных коучей. Для сравнения: Британия и Германия дали европейскому рынку практически 70% профессионалов данной сферы.


Только 17 европейских стран (вся Западная и Северная Европа) широко применяют и используют коучинг и развивают его как инструмент, а профессионалы этой сферы широко востребованы только в 11 из них.

Исследовав уровень применения и развития коучинга в 35 государствах Европы, компания пришла к выводу, что в каждом из регионов очень разные требования к профессиональным коучам и разная практика применения коучинга как такового.


По оценке отечественных экспертов, в Украине часто возникают сложности как раз с формулированием запросов к специалистам-коучам. И это несмотря на растущий спрос на такого рода услуги и еще более стремительное увеличение предложений. Если ранее коучинг был востребован в основном в столице, то в последнее время и другие крупные города страны подтягиваются к уровню Киева.


Производство


Авиапроизводители рассчитывают на страны СНГ
Согласно прогнозу, сделанному концерном Airbus, страны СНГ и Россия до 2026 г. войдут в число крупнейших покупателей новой авиатехники. Конечно, в абсолютных показателях этот регион будет отставать от авиатранспортных лидеров (США и Китая), однако оптимизм производителю внушает то, что авиапарк стран постсоветского пространства устарел и уже сейчас требует обновления. Компания рассчитывает, что пик приобретений придется на 20-е годы нынешнего тысячелетия.


Один из наиболее крупных авиаперевозчиков Украины «Аеросвіт» уже в этом году заявил о том, что к 2011 г. собирается значительно обновить свой парк.


Примечательно то, что европейский авиастроитель оценил потенциал рынка стран СНГ и России более оптимистично, чем американский Boeing. Если, скажем, Airbus рассчитывает, что компании постсоветского пространства к 2026 г. приобретут около 1290 самолетов (вместимостью более 100 пассажиров), то американцы оценили нашу потребность в технике в 594 машины. Однако при этом в последнем прогнозе не учитывались региональные самолеты, потребность в которых в странах СНГ практически такая же, как и в внутриконтинентальных.


Маркетинговые коммуникации


Немецкие отраслевые союзы оценили потенциал Украины
«Евроиндекс» недавно инициировал презентацию отечественного бизнеса в Германии – Hot Spot Ukraine. Цель мероприятия – представить немецким деловым и правительственным кругам Украину как страну европейского выбора и широких возможностей для сотрудничества.


«Точка зрения Германии на нашу страну во многом формирует точку зрения Европы. Важно, чтобы потенциал Украины и ее выставок восприняли немецкие профессиональные ассоциации и отраслевые союзы. Именно они во многом определяют лицо бизнеса. Наша цель в том, чтобы выставок было больше и они были насыщенными, а за этим нужно ехать именно в Германию», – рассказывает Валерий Пекар, президент компании «Евроиндекс».


Благодаря своей инициативе «Евроиндекс» рассчитывал на расширение международного участия в отечественных выставках, а также на развитие партнерства с немецкими профессиональными ассоциациями. По словам представителей компании, на данный момент эта цель достигнута.

Кроме «Евроиндекса», в презентации с нашей стороны принимали участие издательский дом «Софт Пресс», юридическая фирма «Фришберг и Партнеры», Украинская ассоциация франчайзинга, ассоциация «Спортивная индустрия Украины» и Интернет-ассоциация Украины.


Подходы


Рынок водки ждет перемен
«Олимп» намерен в ближайшее время уделить больше внимания развитию коньячных брендов в своем портфеле (а это торговые марки «Містель» и «Марсель»). Представители компании не исключают того, что вскоре появятся и новые торговые марки.


По словам Алексея Филановского, маркетинг-директора «Олимпа», если ситуация на рынке водки не изменится, то он в скором времени станет неинтересен инвесторам. Эксперт пояснил это тем, что водка создается как продукт полупремиального потребления (технологии, производство, упаковка, продвижение), в то время как цена ее остается массовой. При постоянном росте водочного акциза рентабельность производства неуклонно снижается. Маркетинг-директор компании высказал предположение, что в скором времени рынок водки кардинально изменится: стоимость продукта вырастет, а потребление (легального продукта) из-за цены снизится. Это приведет к сокращению объема рынка как минимум в два раза – некоторые игроки уйдут, а некоторые будут продолжать работать на меньших объемах, но при более высокой рентабельности.


Напомним, что «Олимп» еще осенью прошлого года заморозил производство слабоалкогольных напитков ТМ Fantasy и безалкогольных – ТМ «Ювента». Цель, с которой это было сделано, – сконцентрировать усилия компании на работе на рынке крепкого алкоголя.


Девелопмент


Отечественные застройщики отправились за инвесторами в Канны
В середине марта в Каннах прошла международная выставка недвижимости MIPIM-2008, где впервые за ее историю была представлена отдельным стендом и наша страна. Всего в выставке приняли участие 83 государства.


В украинской экспозиции были проекты Львова, Запорожья, Харькова, Полтавы и Донецка. Кроме того, участие принимали столичные компании «XXI Век», ICD Investments, «Комфорт-Инвест» и «Европа».


Для украинских девелоперов участие в MIPIM – это возможность познакомить иностранных инвесторов со своими проектами.


Компания «XXI Век» представила во Франции четыре проекта: два многофункциональных комплекса, отель и офисный центр. «Европа» также представила четыре проекта, однако акцент сделала не только на коммерческой, но и на жилой недвижимости. В частности, на стенде был проект коттеджного городка эконом-сегмента, проекты смешанной застройки бизнес-класса и лыжного курорта.


Харьковская корпорация «Авантаж» в отличие от столичных девелоперов представила шесть проектов. Из них два жилых комплекса, проекты квартала, микрорайона, многофункционального комплекса и бизнес-центра в Харькове. 


Перспективы


Инвесторы доверяют развивающимся экономикам
Снижение процентных ставок в США способствовало оттоку капитала на рынки с более высокой доходностью. В том числе и поэтому приток частного капитала в развивающиеся страны вырос в 2007 г. на 37% – до $782 млрд., подсчитал Институт международных финансов (IIF). Прямые инвестиции, полученные 30 крупнейшими развивающимися экономиками мира, выросли в полтора раза, займы от банков – на 26%. Инвестиционная привлекательность развивающихся стран обеспечивается также ростом цен на сырье, доходов населения и курсов местных валют (в Украине из этих факторов действуют только два). Продолжающийся финансовый кризис пока не приведет к резкому спаду притока капитала, прогнозирует IIF: в текущем году развивающиеся страны получат $730 млрд. (банки замедлят кредитование).


Чиновники ООН пугают мир голодом
Из-за производства биотоплива цены на продукты будут продолжать расти, но еды на всех жителей Земли все равно может не хватить. Об этом заявила глава Всемирной продовольственной программы ООН Джозетт Ширан. По ее словам, если не перестать экономить на приобретении нефти (хотя кто на ней сейчас экономит?), то скоро многим народам может грозить голод. Эксперты объясняют стремительный рост цен на продовольствие по всему миру несколькими факторами. Во-первых, значительными темпами растет спрос на продукты питания со стороны крупных развивающихся стран. Во-вторых, существенное влияние оказывает рекордное увеличение стоимости энергоресурсов. В-третьих, дороговизна традиционных источников энергии и развитие современных технологий усиливают интерес к производству биотоплива, сырьем для которого часто служат продовольственные ресурсы.


Кабмин стимулирует производство еды
Правительство в нынешнем году увеличило по сравнению с 2007 г. дотации на говядину на 36%, свинину – 33%, курятину – 30%, мясо уток, гусей и индюков – 80%. Дотация за производство экологически чистого молока в 2008 г. составит 500 грн. за тонну. Кабмин сохранил в текущем году специальную дотацию за прирост поголовья коров в размере 3 тыс. грн. за каждую добавленную к основному стаду молочную или мясную племенную корову. Специальная дотация за наличное поголовье предоставляется сельхозпредприятиям за каждую корову мясного направления (величина дотации зависит от того, племенное это животное или товарное; разница почти троекратная).


Приватизация должна помочь материально
Премьер-министр подтвердила намерение в ближайшие три-четыре месяца приватизировать «Укртелеком» и ключевые химические и энергетические предприятия. По ее мнению, «государство не может быть хорошим бизнесменом и качественно вести предпринимательскую деятельность». В связи с этим она высказалась за необходимость пройти «путь разгосударствления до логичного конца». Однако правила приватизации обещано изменить. Ключевыми условиями названы соблюдение интересов государства, равенство инвесторов и определение победителей на открытых аукционах.


Металл будет дорожать
Средний рост цен на металлопродукцию в текущем году может превысить 25%. Один из главных факторов – повышение стоимости железорудного сырья. Цены на него в мире в ближайшее время вырастут на 65-71%. Украинские производители не остались в стороне – с 1 апреля группа «Метинвест» на 68% повысит цены на железорудный концентрат.


 


Вопрос номера
Сет Годин, гуру маркетинга, недавно написал в своем блоге: «Совершенство редко ведет к славе: требования потребителей так высоки, что они все равно заметят лишь то, в чем вы «не дотягиваете». Правильнее сделать ставку не на «совершенное», а на «интересное».


Насколько часто в маркетинге приходится заменять «совершенное» на «интересное»?


Создание свежего, интересного (не всегда совершенного) может послужить краткосрочным конкурентным преимуществом. Это, к примеру, характерно для компаний рынка электроники. Но если компания настроена на долгосрочный результат, то достижение совершенства и абсолютного качества должно быть пунктом номер один.


Евгений Алексеенко,
руководитель отдела маркетинга холдинга «Сентравис»


Реалии украинского бизнеса таковы, что применить совершенные, с точки зрения западной теории, маркетинговые инструменты просто невозможно. Поэтому большинство компаний, представленных на нашем рынке, вынуждены придумывать что-то интересное и нестандартное.

Алена Шевчук,
начальник отдела маркетинга Международного института бизнеса


В наши дни борьба за потребителя нередко идет не с помощью товара, а с помощью «эмоции», которую вокруг него создают. Недавно нам в компанию прислали предложение от австрийской страховой компании, которое сопровождалось музыкой, конфетами и ликером. Ко всему этому прилагалось пояснение, которое обратило все эти предметы в целостную картину и приятную эмоцию. Как результат – у нас оговорены встречи с данной компанией.

Инна Стеценко,
консультант по маркетингу Apple Consulting

Залишити відповідь