B мировых компаниях

Финансовые падения


Airbus тянет материнскую компанию на дно
EADS по итогам 2007 г. понес убытки в размере 446 млн. евро (на фоне чистой прибыли в 99 млн. евро годом ранее), ставшие первыми для компании за последние пять лет. Выручка европейского концерна за год снизилась с 39,4 до 39,1 млрд. евро.


В проблемах EADS, как и годом ранее, виновата его авиастроительная «дочка» Airbus, увеличившая убыток с 572 до 881 млн. евро. Давние проблемы в производстве пассажирских авиалайнеров A380 и A350 усугубились задержками по проекту военно-транспортного самолета A400, который уже на полгода отстает от графика. Рост убытков Airbus связан и с расходами в 624 млн. евро на реструктуризацию, призванную добиться к 2010 г. ежегодной экономии 2,1 млрд. евро. Еще одним ударом для EADS стал официальный протест Boeing, поданный вопреки решению американских ВВС, чье руководство в конце февраля отдало Airbus $35-миллиардный контракт на поставку 179 авиазаправщиков. В результате акции EADS подешевели на 7,1%.


Среди позитивных сдвигов по итогам минувшего года – наращивание числа заказов авиалайнеров Airbus до рекордных для компании 1314 самолетов. Это позволило довести общий объем заказов до 320 млрд. евро. Авиастроительная «дочка» также увеличила число поставок заказчикам с 434 до 453 самолетов, однако укрепление евро по отношению к американской валюте практически полностью нивелировало этот прирост, съев более 1 млрд. евро операционной прибыли. Чтобы снизить свою зависимость от колебаний валютных курсов и финансовых показателей Airbus, материнская компания планирует два поглощения в оборонном секторе, одно из которых – в США.


Генеральный директор EADS Луи Галлуа полагает, что большая часть проблем концерна осталась в прошлом и уже по итогам нынешнего года операционная прибыль вырастет до 1,8 млрд. евро (в минувшем году она упала с 399 до 52 млн. евро), а выручка превысит 40 млрд. евро. Однако аналитики Arran Aerospace в столь оптимистичные прогнозы не верят. «Единственный способ достичь указанного EADS показателя по операционной прибыли, – считают они, – не допустить новых задержек в создании военно-транспортного самолета, что маловероятно».


Поглощения


Первый – пошел!
Корпорация Microsoft лишилась одного из конкурентов в соперничестве за приобретение Yahoo! Крупнейшая мировая медиакорпорация News Corp. объявила о прекращении конкурентной борьбы. Ее глава Руперт Мердок заявил: «Мы не собираемся бороться с Microsoft, у которой гораздо больше денег, чем у нас». Как известно, Yahoo! вела переговоры с News Corp. с целью предотвратить поглощение со стороны софтверного гиганта. Предложение Мердока заключалось в обмене самой популярной в мире социальной сети MySpace на пакет акций Yahoo! Помимо этого, News Corp. рассматривала вариант покупки как минимум 20%-й доли в поисковике, для чего планировала объединиться с одним из частных инвестиционных фондов.


Теперь Джерри Янгу, главе Yahoo! и ярому противнику объединения с Microsoft, приходится надеяться только на соглашение с медиахолдингом Time Warner. Последний заявил в январе, что намерен отделить «хромающий» dial-up-бизнес от своего успешного интернет-подразделения AOL (владеет одноименным поисковым порталом), чтобы сосредоточиться на перспективном направлении контекстной рекламы. Предполагается, что в случае сделки под контроль Yahoo! перейдет AOL, а взамен Time Warner получит неконтрольный пакет акций нового объединения. Эксперты скептичны, ведь сделка с AOL вряд ли поможет Yahoo! существенно усилить позиции на рынке онлайнового поиска в США. По данным ComScore за декабрь 2007 г., доля AOL составила 4,6%, Microsoft (MSN) – 9,8%, Yahoo! – 22,9%, Google лидирует с 58,4%.

Напомним, что о своем желании приобрести Yahoo! компания Билла Гейтса объявила еще в январе, предложив $44,6 млрд. –  $31 за акцию. Эта оферта стала ответом на усиление позиций Google на рынке контекстной рекламы, с которым ни Microsoft, ни Yahoo! поодиночке сделать ничего не могут. Однако совет директоров Yahoo! отклонил предложение как «недооценивающее реальную стоимость компании», заявив при этом, что не будет рассматривать предложения ниже $40 за акцию. Как отмечают эксперты, все дальнейшие маневры Yahoo! нацелены на одно – набить себе цену. «То, что интернет-корпорация станет частью Microsoft, неизбежно. Она уже находится на краю пропасти, и обратной дороги нет», – уверены в Gartner.


Инновации


Четвертый кит для BMW
глава немецкого концерна BMW Норберт Райтхофер форсирует планы создания четвертого бренда. Как ожидается, это будет новая современная марка экологичного городского автомобиля. О том, что компания наряду с BMW, MINI и Rolls-Royce планирует создать еще один бренд, топ-менеджер впервые заговорил в сентябре 2007 г. Для г-на Райтхофера тема защиты окружающей среды – одна из приоритетных. Наряду с планами создания трехколесника с мотором – полуавтомобиля-полумотоцикла – в лабораториях концерна работают над чертежами электромобиля, который понадобится BMW для американского рынка. «Если мы будем продолжать расти теми же темпами, то примерно к 2012 г. будем в США уже в группе лидеров, и тогда нам понадобится там автомобиль с нулевым выбросом углекислого газа», – считает г-н Райтхофер. Он исключил вероятность того, что это авто появится под именем BMW. «Это может быть и новый суббренд, – отметил глава концерна. – В конце концов мы располагаем, к примеру, марками М или John Cooper, которые можно было бы использовать в этих целях».


Окончательное решение по поводу введения дополнительного бренда будет принято лишь после 2010 г. Вначале баварские автомобилестроители намерены потрудиться над разработкой технических концептов. Затем BMW собирается проанализировать, не размоют ли они ряд уже существующих брендов, и только потом принять решение о развитии нового бренда. Для проработки всех связанных с этим вопросов в компании создано специальное подразделение, подчиненное курирующему вопросы стратегического развития члену правления Фридриху Айхинеру. «BMW будет и в дальнейшем позиционировать себя в премиум-классе, так что четвертый бренд должен удовлетворять и этому требованию», – отметил он.


Финансовые взлеты


Audi стала многократным рекордсменом
Audi, принадлежащая гиганту Volkswagen, уже двенадцатый год подряд фиксирует рекордную чистую прибыль. Так, по итогам 2007 г. она выросла на 23,2% и составила 1,69 млрд. евро. Оборот немецкого автоконцерна увеличился на 7,9% – до 33,6 млрд. евро.


Столь значительный рост финансовых показателей в первую очередь связан с удачными продажами в сегменте дорогих автомобилей (внедорожников Q7, моделей серии TT, Audi A5 и спортивного суперкара R8). Как отметил Аксель Штротбек, член совета директоров Audi, отвечающий за вопросы финансирования и развития, помимо этого, они сумели снизить расходы и повысить производительность. Всего за минувший год концерну удалось продать по всему миру 964 тыс. автомобилей, что на 6,5% больше, чем годом ранее. В нынешнем году немцы намерены перешагнуть миллионный рубеж. При этом, несмотря на финансовый кризис в США, Audi ожидает серьезного роста продаж и там. В текущем году планируется продать 100 тыс. машин, а к 2015 г. продажи по сравнению с показателем 2006 г., когда было продано 93,5 тыс. авто, должны удвоиться. «Сегодня Audi относится к числу самых доходных предприятий в своей отрасли», – резюмировал г-н Штротбек.


Рекордные результаты Audi позволили компании поощрить свой персонал щедрыми бонусами: каждый сотрудник получит около 5300 евро. Таких премий концерн еще никогда не выплачивал (для сравнения, в 2007 г. они составили 3700 евро). Кроме того, в отличие от других автоконцернов, активно сокращающих рабочие места, в Audi в нынешнем году примут в штат 800 выпускников вузов.


Кризис-менеджмент


Компании в ЮАР ощутили энергетический голод
BHP Billiton, крупнейшая в мире горнодобывающая компания, в 2008 г. вынуждена сократить производство алюминия в ЮАР почти на 10% – 120 тыс. т (всего ее африканские заводы производят 1,4 млн. т «крылатого металла» в год). Компания объясняет это тем, что ее предприятия в регионе регулярно недополучают 10% электроэнергии, вследствие чего в нынешнем году BHP Billiton может потерять $350 млн.


Причина сложившейся ситуации кроется в том, что энергетическая компания Eskom, обеспечивающая электричеством заводы в ЮАР и Мозамбике, оказалась не в состоянии удовлетворить спрос и пытается избежать общенационального отключения энергии за счет снижения поставок электричества промышленным потребителям. В связи с быстрым ростом крупнейшей в Африке экономике регулярно недостает 1,5-3 тыс. МВт. Решать эту проблему собираются за счет строительства АЭС: власти уже разработали программу создания к 2025 г. нескольких объектов суммарной мощностью 20 тыс. МВт.


Энергокризис в Южной Африке уже успел больно ударить по потребителям цветных и драгоценных металлов, цены на которые существенно выросли. Как говорят в HSBC Securities, нынешний кризис подрывает доверие к экономике ЮАР иностранных инвесторов. Если страна не исправит положение в электроэнергетике, она рискует вообще лишиться алюминиевой промышленности. Более того, из-за нехватки электроэнергии страдает также основа национальной экономики – добыча драгоценных металлов. О приостановке деятельности шахт на территории ЮАР заявила компания Anglo Platinum, мировой лидер по выработке платины. AngloGold Ashanti, Gold Fields и Harmony также снизили производство, закрыв наименее перспективные шахты. 

Залишити відповідь