Качества, проверенные временем

Не только сейчас, но и в обозримом будущем доллар не стоит списывать с валютных счетов.


Ситуация в мировой экономике во многом напоминает начало 1970-х. Тогда проблемы американского доллара спровоцировали кризис всей мировой валютной системы и ее радикальную институциональную перестройку – замену Бреттон-Вудской валютной системы Ямайской. О необходимости подобных трансформаций пока дискуссируют исключительно на уровне научно-экспертных обобщений. Но все очевиднее становится тенденция ускорения процессов регионализации валютных отношений, завершение эры мировой экономической гегемонии США и соответственно мировой гегемонии доллара.


Потенциал еще не растрачен
ОЧень важно понимать, что американская экономика была и еще долго будет оставаться по своему инновационно-технологическому потенциалу мощнейшей в мире. Кризисные процессы, которые ее затронули, не являются системными. В целом экономическая система США имеет достаточный потенциал, чтобы преодолеть эти негативные явления. Что касается нынешнего снижения курса доллара, то важно видеть в этом не только проявление деградации, но и способ стимулирования экспортного потенциала с созданием предпосылок к последующему ускорению динамики американской экономики.


На протяжении долгого времени экономике США предрекают угрозу «необеспеченности доллара». Популяризаторы связанных с нею страхов приводят разнообразные оценки обеспеченности американской валюты национальным богатством – от менее 45% до 9-10%. При этом игнорируется тот факт, что доллар США обеспечен не их национальным богатством в традиционном понимании, а создаваемыми ими новыми технологическими принципами, являющимися в условиях глобализации главным национальным богатством. Эти принципы не просто имеют стоимость как товар. Главное их значение в том, что они привязывают экономики всех стран мира к американской, обеспечивая их зависимость уже не на финансовом, а на более фундаментальном, технологическом уровне.


Таким образом, угроза необеспеченности доллара также является мнимой. Реальной, непосредственной проблемой современных США видится их зависимость от притока капитала, покрывающего колоссальный и нарастающий внешнеторговый дефицит. И именно необходимость покрытия этого дефицита, а также вновь возникшего и стремительно нарастающего бюджетного дефицита за счет импорта капитала определяет всю модель современного функционирования американской экономики и соответственно ее ключевые проблемы. Решаемая при этом органами государственного управления страны локальная задача достаточно проста: обеспечить не процветание американской экономики как таковой, а сохранение в ней устойчиво лучших, чем в остальном мире, условий для инвестиций.


В современных условиях реализация этой задачи обеспечивается за счет так называемой стратегии управляемых кризисов или экспорта нестабильности. Ее цель – сформировать у потенциальных инвесторов уверенность, что какие бы трудности не наблюдались в США, в остальных потенциальных регионах инвестирования  дела обстоят еще хуже.


Но стратегия экспорта нестабильности при длительном применении не только дискредитирует США, но и подрывает их собственную эффективность, так как создаваемые зоны нестабильности за пределами страны начинают оказывать все большее дестабилизирующее действие и на них самих.


В свою очередь теракты 11 сентября 2001 г. и последующие попытки США исправить свой имидж за счет демонстрации могущества в навязывании своей политической воли подстегнули переориентацию потоков капитала из США на их нынешнего (Евросоюз) и завтрашнего (Китай) конкурентов. В результате приток иностранных инвестиций за 2001-2002 гг. сократился более чем вчетверо.


Попытки подстегнуть экономику при помощи военных акций и всемерного стимулирования спроса, а также многократного снижения процентной ставки (из-за чего реальный процент по потребительским кредитам и банковским вкладам, а также части непотребительских кредитов стал отрицательным) усугубили для доллара последствия изменения потоков мировых капиталов. Политика «сильного доллара», притягивающего иностранные капиталы, закончилась, окончательно сменившись его девальвацией.


Тяжесть европейских проблем не уменьшается
Перенапряжение Европы в результате очередного этапа интеграции и подрыва конкурентоспособности европейской экономики из-за ревальвации евро, пугающей уже самих европейцев, будут способствовать новой переориентации мировых капиталов.


Ключевой проблемой Европы является внутренняя неоднородность, высокая не только экономическая, но и культурная дифференциация, имеющая своим естественным следствием сосуществование различных, по-разному функционирующих и далеко не всегда совместимых друг с другом моделей не только общественного, но и государственного управления.


Вторая проблема ЕС – обострение конкуренции по мере его расширения, формирования единых рынков и, собственно, интеграции валютных систем, к которой в полном объеме готовы далеко не все даже нынешние члены еврозоны. Внутриевропейская конкуренция может оказаться непосильной для новых членов ЕС.


Третья долгосрочная проблема Евросоюза – несогласованности действий ключевых уровней общеевропейской системы управления.


Кроме того, в кругах западных экономических исследователей в последнее время обсуждается реальная угроза дезинтеграции валютной зоны ЕС. Подобные сценарии рассматривались уже спустя пять лет после введения евро, когда подорожание европейской валюты по отношению к доллару и проблемы медленного экономического роста в большинстве стран-членов ЕС заставили политиков выступить с рядом обвинений в адрес руководства Европейского центрального банка о неадекватности осуществляемых им действий.


У каждой из стран есть свои мотивы, побуждающие допускать возможность отказа от евро. К примеру, для Португалии, страдающей от высоких цен на рынке трудовых ресурсов и хронически низких темпов роста, возврат к эскудо может стать попыткой реализации политики резкой девальвации с целью увеличения экспорта и борьбы с безработицей. Для Германии возврат марки помог бы решить ряд проблем, связанных с выполнением взятых на себя обязательств по поддержанию ценовой стабильности. В Италии существуют подобные проблемы, усугубляемые высоким государственным долгом, стоимость которого позволил бы существенно обесценить возврат к лире. Проблемы в экономике Испании во многом напоминают такую же ситуацию, как и в Португалии. По оценкам, Греция и Словения в случае возникновения прецедента уж точно не смогут устоять перед соблазном возврата к национальной валюте.


Введение странами ранее функционирующих валют будет означать для них отказ от привилегий единого рынка, оплату компенсаторного налога, таможенных сборов, повышение транзакционных издержек. Вместе с тем в ЕС известен опыт таких стран, как Англия и Швеция, не отказавшихся от своих национальных валют и в то же время активно пользующихся преимуществами европейской интеграции. Возможный выход из еврозоны должен сопровождаться ведением такой монетарной политики, которая позволила бы противопоставить низкую конкурентоспособность «здоровой» дозе инфляции.


Нам в Украине важно осознать, что принципиальной ошибкой в сложившейся ситуации может стать безоговорочное предпочтение евро. Американская экономика в несколько раз мощнее экономик стран еврозоны. В последние два десятилетия темпы ее роста в полтора-два раза превышали европейские, а инвестиции США в модернизацию основного капитала ежегодно увеличивались в среднем на 4,1%, тогда как в странах еврозоны – на 2,9%.


«Старая» Европа фактически «села на мель» в своем экономическом развитии, не имея при этом реальных рычагов для изменения сложившейся ситуации. В первую очередь речь идет о преодолении системных диспропорций в социальной сфере, глубокого демографического кризиса. И провал лиссабонской стратегии, которая могла бы обеспечить Евросоюзу ведущие позиции в инновационном обновлении экономики, также является убедительным доказательством тому.


Ко всему прочему, стоит учитывать принципиальное различие между факторами, способными обеспечить стабильность коллективной валюты и валюты отдельной страны. В одних и тех же условиях национальная валюта имеет принципиальные функциональные преимущества. Неслучайно сегодня немало серьезных мировых практиков отдают предпочтение не евро, а корзине из фунта стерлингов, иены и других национальных валют.


Руководители еврозоны, сосредоточившись на технических и тактических вопросах валютной интеграции Европы, упустили из виду стратегические и политические проблемы, создаваемые этой интеграцией для США. Непонимание европейскими руководителями масштаба угрозы, создаваемой ими для заокеанского гиганта, фактически вынудило последних сосредоточить свои ресурсы на разрушительном направлении. Ведь чтобы доллары из ЕС и Китая не дестабилизировали их экономику, они должны быть «впитаны» другими странами. А «впитывание» мировой резервной валюты в значительных масштабах может происходить только в условиях долгосрочной глобальной экономической дестабилизации.  


Наталья Резникова, к. э. н., Институт международных отношений Киевского национального университета им. Т. ШевЧенко

Залишити відповідь