3G в сокращенном варианте

На украинском телекоммуникационном рынке нет места для оптимистов: сильные игроки не хотят подвинуться, а пользователи – переплачивать за расширение рынка. Эта истина легла в основу новой стратегии PEOPLEnet.


После некоторой неразберихи, связанной со сменой топ-менеджмента компании и последовавшим за этим оттоком кадров, акционеры «Телесистем Украины» все же утвердили новый стратегический план. Отныне основной акцент – услуги передачи данных. Эта стратегия неудивительна, ведь лишь 30% абонентов оператора пользуются голосовой связью. Для осуществления намерений PEOPLEnet получил еще $90 млн., которые будут освоены в текущем году и направлены главным образом на расширение и модернизацию сети. Новая стратегия уже начала реализовываться, и, по данным компании, количество абонентов с начала года возросло на 30%, достигнув 140 тыс. человек.

Этого тем не менее недостаточно: в условиях растущей конкуренции и неуверенных позиций оператору важно первым выйти в неосвоенные, но при этом стратегически важные регионы. Так, на протяжении ближайших двух месяцев 3G-сеть компании появится еще в 12 городах Украины – Никополе, Николаеве, Луганске, Херсоне, Сумах, Виннице, Хмельницком, Житомире, Мариуполе, Полтаве, Кременчуге и Черкассах, а количество торговых точек удвоится до 22. Маркетологи PEOPLEnet разработали новые тарифные предложения, которые удешевят доступ для активных пользователей и заставят малоприбыльных абонентов хоть немного пополнять копилку оператора. Минимальное ценовое предложение составляет 25 грн. в месяц и включает в себя 140 предоплаченных мегабайт, а наиболее дорогое – 10 Гбайт за 200 грн. в месяц.


Чем еще намерен покорить новых и удержать старых пользователей оператор, «&» рассказал генеральный директор PEOPLEnet Цвика Пакула.


Судя по итогам 2007 г. компания наращивает убытки и собственные обязательства. Надолго ли хватит терпения ее акционеров?
Телекоммуникационная компания не является предприятием одного года, для ее коммерциализации потребуется несколько лет. Посоветовавшись с акционерами, руководство компании пересмотрело стратегический план на отдаленную перспективу. Первые месяцы этого года говорят о том, что нынешний план был выбран правильно.


Комментарий. В конце февраля информагентство «Интерфакс-Украина» опубликовало данные, согласно которым чистый убыток «Телесистем Украины» составил 247,5 млн. грн., что в 13,4 раза больше, чем в 2006 г. Такие показатели связаны со значительными инвестициями, направленными на продвижение компании на рынке и не последовавшей затем ожидаемой доходности. Впрочем, акционеры не довели дело до конца: видя низкие финансовые показатели, они отозвали значительную часть инвестиций, и вместо $180 млн. в 2007 г. оператор освоил лишь $50 млн., задолжав при этом за рекламную кампанию.


На чем основан оптимизм акционеров?
Во-первых, обнадеживает результат первых двух месяцев 2008 г. Во-вторых, мы продвигаем новые сервисы, которые компания предлагает клиентам. Очевидно, что для восприятия сервиса рынком необходимо время. Речь идет о быстром мобильном интернет-доступе, что ново для украинского рынка. Предыдущие попытки в данной сфере были недостаточны и вызвали негативную реакцию со стороны абонентов. Только сегодня технологическое развитие сошлось с доступными ценами, и это предложение может быть востребовано более широким кругом потенциальных пользователей.


Услуге высокоскоростного мобильного Интернета уже год, но как насчет других услуг? Вы заявляли, что ключевой вехой развития будет Triple Play…
Самого заявления недостаточно, нужно достичь того, чтобы пользователь мог потреблять услугу. Мы делаем акцент на предоставлении готовых и простых для восприятия сервисов. Только после того как пользователь что-то попробовал, начинаем предлагать дополнительные услуги. В настоящий момент предлагаем три основных сервиса, которые должны быть интересны пользователю: возможность загружать и хранить данные в Интернете, возможность интеграции электронной почты в мобильное устройство и возможность создать персональную веб-страницу, объединяющую все необходимые инструменты для работы с данными. У нас есть и другие услуги, в частности, мобильное телевидение через Интернет, однако это пока вне фокуса.


Возможно ли расширение конвергентных услуг на всю территорию действия оператора, ведь сегодня они присутствуют лишь в нескольких городах?
Наш ответ – да. Но внедрение этой услуги требует длительного периода времени. К тому же сейчас мы акцентируем усилия на развитии мобильной инфраструктуры и доступа в Интернет.


Комментарий. В сотрудничестве с условно фиксированными CDMA-операторами PEOPLEnet внедряет услуги «Прямий номер» и «Місто на зв’язку» в городах своего присутствия. Наиболее продуктивным оказалось сотрудничество с CST-Invest, благодаря которому конвергентные услуги стали доступны для жителей Днепропетровска и Кривого Рога. Более того, в ноябре 2007 г. компания «Телесистемы Украины» объявила о планах в 2008 г. завершить сделку по приобретению CST-Invest. Конвергентные сервисы также доступны во Львове – здесь партнером PEOPLEnet выступает «Телком».


Какова судьба проекта по открытию точек Wi-Fi-доступа?
После успешного тестирования мы начинаем коммерческое внедрение проекта. Тестирование позволило нам определиться с устройствами, с которыми мы выйдем на рынок. Сейчас подыскиваем крупные бизнес-структуры, занимающие большие территории, где можно развернуть обширную Wi-Fi-сеть.


В первой рекламной кампании PEOPLEnet делал акцент на том, что 3G – это мобильный Интернет. «Укртелеком» акцентируется на видеозвонках. На что вы сегодня обратите внимание?
Сейчас главное для нас – донести до пользователя правильный посыл, а не рассказывать ему длинные истории. Меседж прост – почти повсеместный, быстрый и недорогой мобильный доступ в Интернет. Мы говорим о ценности, которую люди понимают, а не о технологиях 3G.


По ряду причин CDMA-оператор в Украине никогда не войдет в число лидеров рынка мобильной связи. Чем вам как топ-менеджеру интересно работать в таких условиях?
Если мы говорим о лидерстве, то следует учитывать категорию, которая рассматривается. Сегодня CDMA во всем мире – лучшее решение для услуг, связанных с передачей данных: технология имеет множество преимуществ в техническом отношении и более рентабельна для предоставления потребителям. Лично я верю в то, что PEOPLEnet в силах лидировать в категории мобильного Интернета.


Комментарий. По мнению отраслевых экспертов, плохие финансовые показатели «Телесистем Украины» вызваны высокими амбициями на начальном этапе. Так, планировалось продвижение полноценного оператора сотовой связи третьего поколения, что практически неосуществимо для игрока рынка CDMA. 2007 г. оператор закончил с абонентской базой 86 тыс. при запланированных нескольких сотнях тысяч, а ARPU не превышал $12, что достаточно мало для 3G-оператора. Сложная задача у оператора и сегодня – конкуренция на рынке скоростного мобильного Интернета уже достаточно велика. Подобные услуги, помимо PEOPLEnet, уже предоставляют три всеукраинских CDMA-оператора и Utel.


За счет чего удастся сократить издержки при столь активном расширении сети? Год назад в компании говорили, что для этого нужно $180 млн., сейчас при подобных целях необходимая сумма сократилась вдвое.
Согласно нашей пятилетней стратегии в ближайшие два года инвестиционные планы очень приземленные и дифференцированы в зависимости от поставленных целей. Более того, сегодня мы сконцентрировались исключительно на мобильной передаче данных, поэтому структура сети претерпела изменения (отпала необходимость оптимизировать ее под голосовую связь. – Прим. авт.).


Проблема с терминалами – одна из основных для CDMA-оператора. Какое у вас решение на этот счет?
Разные пользователи работают на разных компьютерах, поэтому не может быть единого устройства для всех. Мы предлагаем очень простые в использовании и настройке терминалы. Они могут быть основаны на USB, PCMCIA и других стандартах соединения, встроенных в пользовательские устройства, поэтому наш клиент имеет возможность выбора, в том числе в отношении цены. В связи с этим мы не ограничиваемся нынешними договоренностями с вендорами и привлекаем новых партнеров для большей гибкости в принятии тех или иных решений.


Комментарий. Одной из ключевых причин неуспеха PEOPLEnet на рынке является дефицит устройств. По словам консультанта Netton CG Романа Химича, украинские представительства ведущих вендоров (Motorola, Nokia, Samsung, LG) в свое время не согласились взять на себя риски по поставкам CDMA-терминалов и потребовали от оператора гарантий. «МТС-Украина» в продвижении услуги «МТС Коннект» выбрала иной путь – ограничилась сотрудничеством с компанией AnyDATA, предложив всего два модема, подключаемых через наиболее распространенный порт USB. Таким образом компания исключила возможность голосовой связи, сократив издержки на поставку оборудования и оптимизацию сети.


Не говорит ли решение PEOPLEnet фокусироваться на мобильном Интернете о том, что он смирился с ролью канала передачи данных без контроля над ними?
Нет, мы будем также продвигать услуги голосовой связи, в частности, два номера в одном телефоне (городской и мобильный). К тому же в нынешнем году представим рынку уникальные услуги, связанные с голосовой связью. Если вы выходите на конкурентный рынок, то должны быть уникальными, а не предлагать исключительно технологии или услуги. Нужно сформировать комплексную ценность, которую вы можете дать абоненту. 

Залишити відповідь