МЭРТ намерено ориентировочно через месяц внести в правительство Программу развития украинского автопрома

(повтор)

Киев. 8 июня. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины намерено ориентировочно через месяц внести на утверждение Кабинета министров Госпрограмму развития легкового автомобилестроения до 2020 года, предполагающую, в том числе, в качестве меры по защите рынка и создания благоприятного инвестиционного климата повышение ввозной пошлины на легковые авто с 10% до 25%.

"Это, в первую очередь, один из рычагов защиты своего рынка, который даст толчок развитию автопрома, потому что при ставке 10% инвесторы не заинтересованы в приходе на наш рынок. В то же время нам главное сейчас создать локализацию автопроизводства, чтобы смежники могли выпускать автомобильный лист, комплектующие", – сообщил журналистам заместитель начальника управления развития базовых отраслей промышленности МЭРТ Владимир Горник.

По его словам, в течение ближайшего месяца необходимо провести согласование Программы с Минфином, Минюстом, Гостаможслужбой, налоговой службой.

"Если до сентября она будет принята, будет хорошо", – считает В.Горник.

Отвечая на вопрос, почему программа, разработанная более года назад, так и не рассматривалась до сих пор, В.Горник напомнил, что ее разработкой занималось Министерство промышленной политики, которое было упразднено в ходе административной реформы.

"Пока эти функции перешли к МЭРТ, был потерян почти год, и за это время и законодательная база поменялась, и другие условия, поэтому программа устарела и потребовалась ее доработка, уточнения", – отметил В.Горник.

В настоящее время Госпрограмма предполагает в качестве мер по развитию автопромышленности, в частности, освобождение на пять лет от уплаты пошлин и НДС на импорт оборудования для автопроизводства, отмену налога на прибыль, реинвестируемую в производство, частичную компенсацию (до 10%) ставок по кредитам на создание производства, а также компенсацию производителям до 15 тыс. грн за каждое созданное рабочее место.

"Все эти меры позволят к 2020 году выйти на производство 734 тыс. автомобилей, из которых 220 тыс. будут поставляться на экспорт, а доля автомобилей собственного производства на авторынке достигнет 70%, уровень локализации вырастет с 45% до 55%", – сообщил в ходе презентации программы в рамках "круглого стола" по перспективам развития отрасли директор ГП "Укрпромзовнишэкспертиза" Владимир Власюк.

Отвечая на вопрос, в какие страны Украина может экспортировать такое количество автомобилей, В.Власюк отметил, что до 40% экспорта может поставляться в Россию, поскольку, несмотря на политику импортозамещения, Россия наращивает импорт автомобилей из Украины, еще 30% – в Белоруссию и Казахстан. Также возможны "капиллярные" поставки в страны ЕС при условии создания автомобиля, соответствующего эконормам Евро-5.

Программой также предлагается ряд мер по стимулированию покупки произведенных в Украине автомобилей, в том числе аналогичная действовавшей в РФ "программа утилизации " – компенсация до 10 тыс. грн в случае сдачи старого автомобиля при условии покупки нового отечественного, а также частичная компенсация процентной ставки по кредиту на приобретение такого автомобиля.

В то же время, председатель набсовета ЧАО "Еврокар" Олег Боярин подчеркнул, что программа "согласовывается месяцами, тогда как сегодня необходимы конкретные шаги", при том, что автопроизводство в Украине продолжает сокращаться и автопроизводители считают критической ситуацию в отрасли.

"Те инвесторы, которые хотели прийти в Украину до 2008 года, затем отвернулись и построили свои заводы в России и экспортируют к нам продукцию. У нас же основные проблемы внутри страны", – считает он.

Между тем эксперты считают одним из факторов перспективности украинского авторынка его низкую насыщенность (2,1 авто на 1 тыс. жителей), устаревший парк (в среднем "возраст" авто более 18 лет, тогда как в РФ – 12 лет).

При этом основными факторами привлекательности Украины является ее выгодное географическое расположение, удобная логистика и наличие квалифицированной и не очень дорогой рабочей силы.

"Ключевой принцип программы – встречные обязательства государства и тех производителей, которые придут на наш рынок", – подчеркнул В.Власюк.

"Беспокоит тот факт, что с 2009 года уровень производства автомобилей существенно сократился, и до показателей докризисного периода еще далеко. В то же время, анализируя опыт соседей – России и Турции, мы видим, как грамотно используются базовые показатели – потенциальный объем рынка в комплексе с действенным законодательством", – отметил Сергей Евтушенко, руководитель InvestUkraine ("Единое инвестиционное окно" Госагентства по инвестициям и управления нацпроектами Украины – организатор "круглого стола").

В то же время, по мнению советника по вопросам инвестиций и конкурентоспособности проекта USAID Душана Кулки, у Украины "могут быть проблемы, если она сосредоточится только на защите собственного рынка".

"У нас пока нет официальной позиции Министерства экономики Турции (на решение Украины ввести спецпошлину на импорт – ИФ), но мы выступаем за двустороннюю торговлю без барьеров", – поддержала это мнение заместитель посла Турции в Украине Шуле Гюрель.

Как сообщалось, 6 июня министр экономического развития и торговли Петр Порошенко сообщил, что по результатам проведенного спецрасследования Украина приняла решение ввести спецпошлины на импорт автомобилей с двигателями от 1 до 2.2 л, но не назвал размера пошлин.

Ранее МЭРТ рекомендовал Межведомственной комиссии по международной торговле ввести дополнительно к действующей 10%-й пошлине спецпошлину в размере 6,46% на авто с двигателями от 1 до 1,5 л и 15,1% -с двигателями от 1,5 до 2,2 л.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь