Верховная Рада приняла законы «Об особенностях налогообложения субъектов индустрии программной продукции» и «О государственной поддержке развития субъектов индустрии программной продукции». Но, чтобы поддержка отрасли была более действенной, нужно внести поправки в Налоговый кодекс.
Принятые законы вводят существенные льготы для IT-отрасли. Для компаний на десять лет предусмотрено снижение налога на прибыль с 21 до 5%, а для их зарплаты – налога на доходы физлиц – с 15 до 5%. На пять лет будет снижен и единый социальный взнос для сотрудников IT-компаний: вместо 36,76% от размера их зарплаты он составит 36,76% от двух минимальных зарплат. Кроме того, продукция и услуги компаний данной сферы будут на десять лет освобождены от уплаты НДС. Эксперимент планируется начать со следующего года.
Льготный режим создается не для всех, в тексте приведен исчерпывающий перечень компаний, имеющих право претендовать на льготы. Наряду с разработчиками программного обеспечения и системными интеграторами в конечный вариант попали организации, специализирующиеся на IT-консалтинге, дата-центры, но исчезли, например, интернет-СМИ и веб-порталы.
Чтобы получить от налоговиков право работать на основе специального режима налогообложения, компании должны отвечать также определенным критериям: соответствие вида деятельности; требование определенного удельного веса доходов, полученных от видов деятельности, на которые распространяются льготы; определенная численность персонала; первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов и проч.
Компании, на которые будут распространяться льготы, должно отбирать Госагентство по науке, инновациям и информатизации. Это положение уже вызвало у опытных субъектов рынка и Европейской бизнес-ассоциации предположения о том, что процедура получения такого разрешения будет как минимум непростой.
Почему нужно поправить Налоговый кодекс
Субъектов индустрии ПО, которые станут плательщиками налога на прибыль по ставке 5%, ожидает разочарование. Дело в том, что, раз они применяют ставку налога на прибыль, отличную от установленной в п. 151.1 ст. 151 Налогового кодекса (в настоящее время это 21%), то пользователи ПО не смогут включать начисленное роялти в свои прочие расходы (пп. 2 п. 140.1.2 ст. 140). Это значит: стоимость лицензий будет оплачиваться за счет прибыли предприятия, что значительно снизит рентабельность операций по лицензированию ПО. Для устранения этой проблемы необходимо исключить из НКУ пп. 2 п. 140.1.2 ст. 140. В связи с тем, что специальный режим налогообложения распространяется только на часть субъектов индустрии ПО, остается открытым вопрос о создании благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности другими участниками индустрии. К таковым относятся юрлица, применяющие обычную ставку налога на прибыль, нулевую ставку налога на прибыль или являющиеся плательщиками единого налога, а также физические лица-предприниматели (фрилансеры).
Остановимся на проблемах, не дающих этим субъектам индустрии ПО нормально развиваться, а также на возможных способах их решения. Юрлица – плательщики налога на прибыль по обычной ставке. В связи с тем, что на них не распространяется специальный режим налогообложения, их операции не освобождаются от НДС. Однако часть услуг, оказываемых такими субъектами, не являются объектами обложения налогом на добавленную стоимость. К таковым относится передача права на объекты права интеллектуальной собственности в соответствии с авторскими или лицензионными договорами (п. 14.1.203 ст. 14 НКУ). За передачу права на использование объектов авторского права по авторскому (лицензионному) договору начисляется роялти (п. 14.1.225 ст. 14 НКУ), не являющееся объектом налогообложения НДС (п. 196.1.6 ст. 196 НКУ).
В этой бочке меда есть и ложка дегтя – платеж за передачу права на использование баз данных. В роялти по НКУ этот платеж не включен, следовательно, такая операция не освобождается от НДС (более подробно о разделении платежей за использование объектов права интеллектуальной собственности на роялти см. «Каникулы под надзором», «&» №1-2 за 2012 г.). Для удаления этого дегтя необходимо в НКУ изменить существующую формулировку понятия «роялти». Новое определение может быть таким: «Роялти – вознаграждение за использование или передачу права на использования каких-либо объектов права интеллектуальной собственности».
Изменение формулировки позволит уменьшить налоговую нагрузку не только юрлицам – плательщикам налога на прибыль по обычной ставке, но и другим субъектам индустрии ПО, на которых не распространяется вводимый специальный режим налогообложения. Кроме того, распространение понятия «роялти» на все объекты права интеллектуальной собственности даст возможность залатать дыры, через которые деньги выводятся в офшоры.
Юрлица, применяющие нулевую ставку налога на прибыль. Одной из проблем данных субъектов индустрии ПО является то, что они, как и субъекты специального режима налогообложения, ограничены в возможностях продавать лицензии на использование компьютерных программ. Для решения этой проблемы необходимо исключить из НКУ пп. 2 п. 140.1.2 ст. 140, о чем можно прочитать в той же статье «Каникулы под надзором».
Для создания благоприятных условий работы предприятий, применивших нулевую ставку налога на прибыль, необходимо снять еще несколько ограничений, содержащихся в НКУ. Во-первых, разрешить суммы средств, освобожденных от налогообложения, направлять на создание нематериальных активов, внеся соответствующие изменения в п. 152.11 ст. 152. Это позволит субъектам индустрии ПО, применившим нулевую ставку налога на прибыль, создавать нематериальные активы с последующей продажей лицензий на использование компьютерных программ и баз данных.
Во-вторых, необходимо разрешить таким «нулевикам» оказывать услуги по инжинирингу, а также услуги физическим лицам-предпринимателям. В настоящее время это запрещено НКУ (пп. 2.17 п.154.6 ст. 154). Такое ограничение вряд ли является обоснованным, поскольку услуги по инжинирингу обычно сопровождают передачу права на использование сложных компьютерных программ и баз данных, а предпринимателям необходимы также лицензии на использование новых технологий. Для устранения этого ограничения следует изменить существующую формулировку пп. 2.17 п. 154.6 ст. 154, исключив из него услуги по инжинирингу и услуги, оказываемые предпринимателям.
В-третьих, нужно разрешить «нулевикам» осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В настоящее время для большинства видов деятельности, которые могут осуществлять юридические лица, применяющие нулевую ставку на прибыль, она запрещена (пп. 2.13 п. 154.6 ст. 154). Такое ограничение является необоснованным, поскольку «нулевики» не выводят деньги за границу в виде роялти, а вводят их в Украину, осуществляя продажу лицензий нерезидентам. Для устранения этого ограничения необходимо исключить из НКУ пп. 2.13 п.154.6 ст.154 и разрешить осуществлять ВЭД всем «нулевикам» независимо от вида деятельности.
Юрлица – плательщики единого налога. Эти субъекты индустрии ПО, как и субъекты специального режима налогообложения, ограничены в возможностях продавать лицензии на использование компьютерных программ (пп. 3 п. 140.1.2 ст. 140). Нужно убрать это ограничение, исключив из НКУ вышеуказанный подпункт.
Фрилансеры. Неприятностью для этих разработчиков ПО является исключение роялти из доходов физических лиц-предпринимателей, плательщиков единого налога: пп. 1 п. 292.1 ст. 292 НКУ (о последствиях данного ограничения можно прочитать в статье «Каникулы под надзором»).
Чтобы создать благоприятные условия работы для программистов-предпринимателей, следует разрешить включать роялти в доходы физических лиц-предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога, внеся соответствующие изменения в пп. 1 п. 292.1 ст. 292.
Памятка
Для создания благоприятных условий развития индустрии ПО и расширения возможностей по использованию объектов права интеллектуальной собственности необходимо внести следующие изменения в НКУ:
- исключить пп. 2 и пп. 3 п.140.1.2 ст. 140; пп. 2.13 п. 154.6 ст. 154;
- изменить существующую формулировку пп. 2.17 п. 154.6 ст. 154, исключив из него услуги по инжинирингу, а также услуги, оказываемые предпринимателям;
- разрешить суммы средств, освобожденные от налогообложения при применении нулевой ставки налога на прибыль, направлять на создание нематериальных активов (вносятся изменения в п. 152.11 ст. 152);
- изменить формулировку понятия «роялти» (п. 14.1.225 ст. 14);
- разрешить включать роялти в доходы физических лиц-предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога, внеся соответствующие изменения в пп. 1 п. 292.1 ст. 292.