Мобильный вместо кошелька

Удобство и простота пользования мобильным телефоном уводит многих людей от наличных денег. По этой причине он обещает стать терминалом для нового вида платежей.


Изъятие наличных из общего денежного оборота – на сегодняшний день один из долгосрочных трендов. Преуспевают в этом развитые страны. Однако данный процесс зачастую тормозится инфраструктурными преградами: оператор, обслуживающий платежи, не всегда обладает широкой сетью терминалов и в недостаточной мере сотрудничает с торговыми точками. Один из методов преодоления этих преград – использование мобильного телефона пользователя в качестве терминала. «Широкого распространения мобильных платежей следует ожидать на протяжении следующих пяти лет», – говорится в одном из свежих отчетов TowerGroup. Подобные мнения среди зарубежных аналитиков укрепляются, подогреваемые новыми достижениями в мобильной индустрии.


Со скрежетом
Во время минувших рождественских праздников в США радовались далеко не все. Невзгоды разгуливающего по стране ипотечного кризиса, помимо финансовых учреждений, в значительной мере ощутили и ритейлеры. Но в минимальной динамике роста продаж за последние пять лет они винят не только внешние факторы. «Мобильный телефон меняет повадки покупателей, и каждый, кто занят торговыми операциями в США, должен быть готов к этому», – определил одну из причин вице-президент Deloitte & Touche USA Пэт Конрой.


В своих прогнозах топ-менеджер Deloitte & Touche не одинок. Опрос, проведенный Aite Group в марте 2007 г. среди 22 крупных финансовых учреждений США, свидетельствует о том, что 90% из этих компаний считают: отказ от внедрения мобильных платежей грозит потерей конкурентных позиций. Авторы отчета утверждают, что всплеска активности со стороны банков стоит ожидать на протяжении следующих 24 месяцев. Не менее оптимистичны и операторы мобильной связи. Так, согласно еще одному исследованию Aite Group, проведенному в октябре 2007 г., количество пользователей услуги «мобильный банкинг» к концу 2009 г. возрастет более чем в три раза. Существенно вырастет и сам рынок: по прогнозам Aite Group, к 2011 г. общий объем платежных операций, совершенных с помощью мобильных телефонов, достигнет $22 млрд. Сейчас его объем исчисляется десятками миллионов.


Поскольку отрасль нова, наблюдается неизбежная терминологическая путаница. Под мобильным банкингом обычно понимается система контроля за движением средств по карточному счету с помощью SMS-сообщений на мобильный телефон или через WAP-протокол. Когда с помощью мобильного можно переводить деньги со счета на счет, оплачивать различные товары и услуги, то это обычно называют мобильными платежами. Правда, все чаще в системы банкинга включают и платежные функции. Все это называется мобильной коммерцией.


Нынешние ожидания всплеска мобильной коммерции не новы. Многочисленные попытки ее внедрения уже не раз разбивались о плохую реализацию и нежелание абонентов использовать сложные сервисы. Одним из немногих прижившихся сервисов мобильных платежей можно назвать Osaifu-Keitai (мобильный кошелек) от японского оператора NTT DoCoMo, предоставляющего реальную альтернативу кредитным карточкам и наличным деньгам. Главное достижение оператора в том, что ему удалось сделать услугу стандартом мобильной оплаты, подключив к Osaifu-Keitai таких крупных операторов, как KDDI и SoftBank Mobile, а также целый ряд компаний – от ритейлеров до перевозчиков. Результат не заставил себя долго ждать: уже в марте 2007 г. количество пользователей услуги выросло до 25 млн., а оборот системы за 2007 г. составил $2,2 млрд. В нынешнем году NTT DoCoMo ждет удвоения этих показателей.


За создание подобного стандарта взялась MasterCard, запустив в начале 2007 г. тестовый вариант системы бесконтактных платежей PayPass, встраиваемой в мобильные телефоны и пластиковые карты. Для успешного распространения сервиса в США MasterCard заручилась поддержкой наиболее крупных участников процесса: AT&T, Citibank, Nokia и Samsung. В Великобритании при продвижении системы PayPass ставка будет сделана на оплату лондонских парковок.


Большие надежды связаны со стандартом NFC, ныне со скрежетом продвигающимся некоторыми производителями мобильных телефонов.


Банковский пирог
Набив шишки на внедрении мобильных платежей, игроки сотового и финансового рынков к вопросу продвижения услуги решили подойти с другой стороны, делая ставку на мобильный банкинг. Интерес к данному направлению закономерен: если раньше эти системы скорее напоминали заказ мобильного контента и не воспринимались серьезно финансовыми структурами, то сегодня с распространением сетей третьего поколения с высокой скоростью передачи данных и мобильных телефонов с полноценными веб-браузерами модель интернет-банкинга проще перенести на беспроводные устройства. С пониманием этих возможностей началось оживление на рынке США. Так, в ноябре 2007 г. к услуге мобильного банкинга подключилась AT&T, а в январе нынешнего года к нему присоединилась Verizon Wireless. Их партнерами стал целый ряд крупных финансовых учреждений США. Несмотря на ограниченный круг поддерживаемых моделей телефонов и еще некоторые недоработки, уже существуют первые положительные отзывы участников. Так, в BancorpSouth, который первым начал сотрудничество с операторами, утверждают, что благодаря внедрению услуги посещаемость банковского сайта возросла на 15%. «Востребованность мобильных возможностей не вызывает сомнения, люди хотят пользоваться банковскими услугами где и когда им удобно», – с уверенностью заявляет руководитель отдела развития услуг Wachovia Илиева Агеенко.
Подтверждением созревания данного бизнеса можно назвать намечающуюся активность в области M&A. Первой ласточкой стало поглощение ведущего американского провайдера мобильного банкинга Firethorn компанией Qualcomm. Телекоммуникационный гигант в ноябре 2007 г. выложил за перспективный актив $210 млн. Одним из наиболее важных преимуществ Firethorn аналитики называют универсальное ПО, легко устанавливающееся на портативные устройства. По данным AT&T, уже сейчас на руках у его абонентов 30 млн. телефонов, поддерживающих приложения от Firethorn, а к концу 2008 г. оператор намерен увеличить этот показатель еще на 10 млн. Для Qualcomm приобретение такого актива станет важным козырем в продвижении своих новых чипов третьего поколения, однако в целом на рынке данное приобретение – лишь начало, убеждены в TowerGroup. По словам аналитиков компании, ключевые игроки телекоммуникационной, финансовой и IT-отраслей будут приобретать развивающиеся компании в сфере мобильного банкинга, чтобы расширить свой бизнес.


Одним из наиболее важных факторов, сдерживающих развитие данного бизнеса, по праву считается защита информации. «Тот же тип атак, не дающий покоя онлайновому миру, перейдет в мобильный, – предостерегает Ник Холланд, старший аналитик Aite Group. – Хотя пресечь эти атаки не представляется возможным, банки не должны избегать мобильных транзакций». Он, как и целый ряд его коллег, предлагает уже сегодня заняться разработкой безопасных систем мобильного банкинга, которые не создавали бы дополнительных сложностей во внедрении услуги. Наиболее простым выходом для финансовых структур является использование протокола SSL для шифрования данных о транзакциях, успешно использующегося в онлайн-банкинге. Но если банки будут успокаивать себя этим фактом, они не заметят угрозы с иной стороны: «Наиболее слабым звеном в цепочке безопасности транзакций являются пользователи, и проблема здесь не в защите телефона, а в низкой квалификации абонентов», – убежден Геннадий Бондарь, IT-консультант компании Bain & Company. По его мнению, низкая сознательность пользователей в вопросе обеспечения защиты своих терминалов сводит на нет все старания по безопасности транспортировки, и заполучить конфиденциальные данные могут даже злоумышленники, не обладающие очень высокой квалификацией. Оптимальным решением г-н Бондарь видит клиентское программное обеспечение, защищенное сложным паролем, которое к тому же привязывается к IMEI телефона (серийному номеру) и SIM-карте. Однако такое решение предполагает тесное сотрудничество финансовых структур как минимум с сотовыми операторами, что зачастую не всем выгодно.


Многие эксперты склоняются к мнению, что развитие мобильной коммерции ранее тормозилось борьбой между участниками процесса за то, кто будет снимать сливки в качестве провайдера услуги. Еще несколько лет назад роль первой скрипки пытались сыграть операторы сотовой связи и вендоры. Однако нежелание финансового сектора работать в таком формате свело все их попытки на нет, за исключением разве что сервиса от NTT DoCoMo. Александр Витязь, руководитель центра электронного бизнеса ПриватБанка, отводит сотовым операторам роль провайдеров транспортных услуг, скептически оценивая их попытки участия в платежных процессах.


Впрочем, значительная часть «сотовиков» уже готовы сдать финансовым структурам услугу мобильного банкинга, однако за остальные мобильные платежи они еще намерены побороться. Сейчас платежные правила многих стран оставляют лишь за кредитными структурами право осуществлять электронные платежные операции, одним из примеров чего может служить директива ЕС 2000/46 по электронным деньгам. Тем не менее как в ЕС, так и в других странах операторы лоббируют внесение в эти правила некоторых исключений. Так, в России они пытаются выбить у правительства разрешение на обслуживание платежных операций до 5 тыс. руб. (сейчас лимит – 500 руб.). Данная концепция была подана на рассмотрение правительства РФ. Явным преимуществом мобильных операторов в таком случае является большая абонентская база, что позволит с небольшими издержками продвигать платежные услуги своим клиентам.


Каждому – свое
Региональная специфика развития мобильных платежей характерна и для Украины. Наиболее важной чертой этого процесса в масштабах страны является крайне низкая вовлеченность мобильных операторов. Развитие дополнительных сервисов никогда не было сильной стороной отечественных операторов, а низкий уровень сотрудничества с вендорами избавляет их от амбиций в продвижении платежных услуг. «Именно банк должен выступать инициатором и владельцем системы платежей», – уверен Василий Лацанич, директор по маркетингу компании «МТС-Украина». Однако это не значит, что операторы не заинтересованы в развитии данной услуги, дивиденды от увеличения трафика при ее распространении им обеспечены. К тому же перспектива близка. «Развитие мобильного банкинга будет набирать обороты уже в ближайшие год-два», – прогнозирует г-н Лацанич. Менее оптимистичен в данном вопросе Сергей Товстенко-Забелин, специалист по связям со СМИ компании «Киевстар»: «Рынок еще не готов к массовому потреблению подобных продуктов, поэтому в ближайшем будущем рассчитывать на значительное увеличение трафика не приходится».


Пока в Украине присутствует лишь несколько игроков, которые будут играть ключевую роль в развитии данного рынка. Одним из наиболее перспективных можно назвать ПриватБанк с системой интернет-банкинга «Приват24». По словам Александра Витязя, использовать ее на телефонах с полноценными веб-браузерами возможно уже сейчас, однако обладатели более примитивных устройств вряд ли станут пользоваться этой системой – процесс настройки достаточно неудобен и сложен. Чтобы сохранять ведущую роль в развитии мобильного банкинга, ПриватБанк уже в ближайшее месяцы намерен предложить альтернативный вариант услуги, который будет подходить практически для всех платформ. Детали данного решения г-н Витязь пока не уточняет.


Кроме банков, рассчитывать на долю формирующегося рынка в Украине могут провайдеры платежных услуг. Наиболее сильные позиции здесь у Portmone.com, намеренного сделать ставку на мобильные платежи. Уже сегодня существенная доля платежей в системе проходит с использованием мобильных телефонов. Так, в декабре 2007 г. с помощью сотовых было совершено 60 тыс. транзакций на сумму 2 млн. грн. Всего через Portmone.com за указанный период прошло 13 млн. грн. Правда, сервис-провайдер предлагает ограниченную функциональность, предусматривающую лишь оплату счетов компаний сферы услуг. Расширять свой спектр услуг компания не намерена. «Пробивать единый стандарт среди таких инертных структур, как банки, – дело неблагодарное», – утверждает президент Portmone.com Игорь Горин. Поэтому над созданием достойного сервис-провайдера банковских операций или соответствующего стандарта игрокам рынка еще предстоит попотеть. Операторы заняли выжидающую позицию, пока не делая ставку на тех или иных игроков. Ключевыми в выборе партнеров г-н Товстенко-Забелин называет вопросы бизнес-модели и условий сотрудничества. «Свои преимущества и недостатки возможны как при работе напрямую с банками, так и с сервис-провайдерами», – резюмирует он. 








Универсальная платежная платформа


Крупнейшие российские сотовые компании в качестве пилотного проекта внедрят в 2008 г. универсальную платежную платформу для мобильных платежей в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
На первых порах деньги будут списываться со специально созданного банковского счета сотового абонента. Операторы надеются, что в будущем абоненты получат возможность оплачивать товары и услуги, используя свой счет в телефонной компании. Этому пока препятствует действующее законодательство. К концу года участники рынка представят в Мининформсвязи проект поправок в законодательство, способный урегулировать услуги мобильной коммерции.

Залишити відповідь