Как стало известно «i», компании, близкие к бизнесмену Игорю Коломойскому, купили валютных облигаций правительства на сумму около $400 млн. По мнению экспертов, такое внимание к валютным облигациям может быть связано с желанием олигарха захеджировать свои валютные риски, а также гарантировать валютные депозиты клиентов, с которых может снять гарантии Фонд гарантирования вкладов, пишут Экономические Известия.
Как сообщил «i» высокопоставленный источник в Минфине, из $1,7 млрд. средств, привлеченных в бюджет посредством размещения валютных гособлигаций, около $400 млн. — деньги компаний, близких к бизнесмену Игорю Коломойскому. «Средства поступали как от [Приват]банка, так и от лица компаний-нерезидентов»,— сказал чиновник.
В ПриватБанке не подтвердили и не опровергли эту информацию. «Мы не можем предоставить такие комментарии»,— сказал пресс-секретарь банка Олег Серга.
Эксперты расходятся во мнениях, зачем днепропетровская группа так активно скупает гособлигации. По мнению одного из банкиров, таким образом «Приват» может пытаться наладить отношения с финансовым блоком правительства. «Коломойский в последнее время несколько ослабил свои связи во власти. Кроме того, ходили слухи о недавней крупной проверке в банке со стороны НБУ. Возможно, активная скупка валютных облигаций (банки могут покупать ВОВГЗ за валюту напрямую.— «х») — с одной стороны, способ профинансировать валютные резервы Нацбанка, а с другой — наладить взаимоотношения»,— полагает председатель правления одного из крупнейших банков с иностранным капиталом.
ПриватБанк уже замечен участниками рынка в активном сотрудничестве с НБУ. В частности, 23 мая, когда наблюдался резкий скачок фиксинга EMTA uah (рассчитывается агентством Thomson-Reuters по методике, установленной EMTA: девять банков-нерезидентов, имена которых закрыты), сразу на пять копеек выше рыночных котировок — до уровня 8,115 грн./$1, крупнейший банк страны пытался продать валюту всем банкам с иностранным капиталом, чтобы проверить их котировки.
В свою очередь президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что внимание к валютным облигациям со стороны банков может иметь и рыночное объяснение. «Ходят слухи о возможной отмене госгарантий по вкладам в валюте. Таким образом, валютные облигации остаются единственным способом гарантирования возврата валютных инвестиций со стороны государства»,— поясняет эксперт.
По его мнению, банки даже могут инвестировать в ВОВГЗ деньги своих крупных частных клиентов, предлагая им такой способ гарантирования. «Очевидно, что если решение об отмене гарантий ФГВФЛ по валютным вкладам станет реальностью, желающих вкладывать в валютные гособлигации станет больше, и ставки по ним (сейчас 9,7-10% годовых. — «i») пойдут вниз. Сейчас хорошее время покупать валютные бумаги»,— рекомендует господин Охрименко.
Один из чиновников Нацбанка, с которым связались «х», не подтвердил, но и не опроверг информацию о возможной отмене гарантирования валютных вкладов физлиц. «Этот вопрос отрабатывается и на контроле председателя НБУ Сергея Арбузова»,— сказал чиновник. Получить комментарии Фонда гарантирования вкладов к моменту сдачи номера в печать не удалось.
Председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин, который всегда был сторонником отмены гарантий ФГВФЛ по валютным депозитам, говорит, что такое решение позволит стимулировать покупку валютных облигаций населением, у которого под матрацами более $70 млрд. «Мы не Федеральная резервная система США и потому не можем давать гарантии по вкладам в чужой валюте»,— аргументирует банкир.
При этом его коллега из крупного банка говорит, что кроме патриотических соображений, у отмены гарантий по валютным вкладам есть и прагматическая сторона. «Сейчас наблюдается дедолларизация пассивов украинских «дочек» зарубежных банковских групп, которые просят местные банки погасить свои обязательства перед ними. В результате в системе происходит смещение акцента со среднесрочных валютных пассивов на краткосрочные гривневые,— говорит банкир. — Если появится тенденция к перевороту гривневых депозитов населения в валютные, этот процесс надо будет как-то остановить»