В фокусе

«Думаю, сегодня ПриватБанк стоит $6-7 млрд. Моя доля составляет 44%».
В целом Игорь Коломойский оценил стоимость контролируемых им активов в $10-14 млрд. (источник – «Украинская правда»)


Макроэкономика


Бизнес помогает политикам
9 апреля в Киеве фонд «Эффективное Управление», учрежденный Ринатом Ахметовым, презентовал Концепцию экономического развития Украины, разработка которой осуществлялась в сотрудничестве с ведущими украинскими и международными экспертами. Концепция реформ – это комплекс первоочередных направлений экономических преобразований, а также подход к их эффективному внедрению.


Цель изложенных в документе экономических преобразований – обеспечить устойчивый экономический рост как единственное средство стабильного повышения благосостояния населения. А единственным средством устойчивого экономического роста для Украины названо повышение производительности экономики путем устранения барьеров, препятствующих развитию конкуренции и доступу на отечественный рынок лучшей мировой практики. Авторы концепции также предусмотрели комплекс мер, направленных на создание условий для развития отраслей с более высокой добавленной стоимостью, чтобы снизить риск зависимости от сырьевых рынков.


Концепция состоит из действий по трем направлениям: обеспечение базовых элементов рыночной экономики, создание режима наибольшего благоприятствования для развития бизнеса и развитие отдельных отраслей, структурно важных для экономики. Всего документ затрагивает 23 сферы, преобразования в которых окажут наиболее существенное влияние на экономику страны.


Презентация проводится фондом как первый шаг в организации системной дискуссии. К ней планируется привлечь экспертное сообщество, органы всех ветвей государственной власти, крупные международные и отечественные компании, академические круги и СМИ.


Анализ продаж


Спрос на гаджеты растет
Unitrade Group прогнозирует, что в 2008 г. в нашей стране всего будет реализовано около 800 тыс. МР3-плееров всех типов. В денежном выражении объем рынка составит $56 млн.


Что касается прошлого года, то, по данным аналитиков, потребители приобрели 690 тыс. устройств, а общая сумма, потраченная ими на МР3-плееры составила почти $49,7 млн. В минувшем году несколько снизилась средняя стоимость устройств. Если в 2006 г. она составляла $74, то уже в 2007 г. – $72. Соответственно увеличился и вес нижнего ценового сегмента (до $50). Вместо 30% в 2006 г. доля недорогих МP3-плееров в 2007-м составила 38%. Причем рост произошел за счет снижения на те же 8 процентных пунктов доли верхнего ценового сегмента (от $100) – 22% вместо 30% в 2006 г. Средний сегмент (от $50 до 100) остался без изменений – 40%.


Эксперты также отметили, что устройства, в которых в качестве накопителя информации используется жесткий диск, в прошлом году превратились в нишевые продукты. Доля их продаж составила всего 2%, тогда как остальные 98% пришлись на MP3-плееры на базе Flash-памяти.


Ритейл


Дискаунтеры и небольшие магазины становятся все более популярными
Жители столицы предпочитают делать покупки в супермаркетах и гипермаркетах и все чаще отказываются от приобретений на базарах. К такому выводу пришли аналитики GfK Ukraine, подведя итоги исследования розничной торговли в Украине в 2007 г.


Так, 70% покупателей идут за покупками именно в магазины упомянутого формата. При этом наиболее популярной у киевлян сетью является «Сельпо». Ее назвали основным местом покупки 26% жителей столицы. Критерии, которыми они руководствовались в своей оценке, – близость к месту жительства или работы, а также ассортимент и уровень цен. «Велику кишеню» своим основным местом совершения покупок назвали 16% респондентов, «Фуршет» – 11%, «Фору» – 8%, «Мегамаркет» – 7%.



Для 6% киевлян покупки на рынках все еще остаются актуальными. Кроме того, растет популярность дискаунтеров и специализированных продуктовых магазинов.


Госрегулирование


Розница согласна на 10% маржи
Операторы розничного рынка обязались ограничить маржу на социально важные товары 10% от цены поставщика. Кроме того, ритейлеры не должны будут допускать снижения объема этих продуктов в ассортименте своих магазинов. Меморандум согласия, в котором об этом идет речь, с Кабинетом министров подписали «Национальная ассоциация развития торговли и сервиса», «Фоззи-Групп», «Фуршет», «Велика кишеня», «Метро Кеш энд Керри Украина», «Эко-маркет», «О’кей» и «Билла». Соглашение остается открытым для присоединения всех субъектов сетевой розничной торговли и региональных сетей.


По оценке экспертов, 10% – вполне приемлемая маржа для операторов рынка. Армен Папазян, директор компании «О’кей Украина», отметил причины, по которым соглашение было необходимо: «Определенный рост цен на рынке наблюдается но его динамика на уровне производителя значительно более низкая, нежели на уровне прилавков магазинов. Подписание этого меморандума подтвердило, что причина такой ситуации не в наценках розницы. Ритейл готов идти навстречу, показывать свою маржу, ограничивая ее социальными рамками. Остается последнее звено – посредники». Уже сейчас существует предварительная договоренность о трехсторонней встрече между розницей, производителем и правительством. Цель подобных действий – снизить влияние поставщиков-посредников на ситуацию на рынке. А в перспективе, может быть, и найти возможность работать напрямую.

Операторы рынка также отмечают, что подписание меморандума существенно не отразится на работе розницы. Ограничение маржи может повлиять только на сети, в портфелях которых значительное место занимают небольшие супермаркеты формата «магазин у дома». Обосновывается это тем, что у таких сетей относительно высокие накладные расходы, закладывающиеся в товарную наценку.


Перспективы


Прийти, увлечься и… построить
Хотя конкуренция среди торговых центров различных форматов в Украине обостряется, этот рынок пока далек от насыщения. Наша страна все еще отстает от соседей по площади современных помещений для ритейла на душу населения даже в городах-миллионниках. На начало 2007 г. этот показатель на 1 тыс. жителей составлял в Киеве 115 кв. м, тогда как в Москве – 200, а в Варшаве – 600.


Именно поэтому девелоперы продолжают видеть здесь для себя заманчивые перспективы. В последние недели появилось несколько тому свидетельств. В частности, 27 марта в столице открылся первый в Украине гипермаркет французской сети Auchan площадью 15 тыс. кв. м. В начале апреля международная группа SPAR сообщила о планах по созданию в 2007-2011 гг. целой сети гипермаркетов и торгово-развлекательных центров (ТРЦ) в Киевской области. Инвестиции в проект составят $30 млн.


Практически одновременно с этим ЕБРР объявил о предоставлении $139,3 млн. кредита трем компаниям – филиалам холдинга «Панорама Груп». Учредителем последнего является девелоперская компания Expert Capital (Люксембург). Заемные средства пойдут на строительство, владение и эксплуатацию трех ТРЦ – в Киеве, Кривом Роге и Симферополе. Общая площадь помещений достигнет 110 тыс. кв. м, а якорным арендатором скорее всего выступит российский гипермаркет «О’кей».
Нынешний кредит – крупнейшая транзакция ЕБРР в украинском секторе недвижимости. Предоставлен он сроком на десять лет. «Девелоперы, работающие в Украине, начинают мыслить стратегически, – поясняет управляющий директор консалтинговой компании SCG London Клайв Вуджер. – Если раньше основным критерием при планировании ТРЦ рассматривался размер дохода от аренды в краткосрочной перспективе, то теперь делается ставка на период пять-десять лет после вывода центра на проектную мощность». 


Вопрос номера


На чем основана готовность потребителей платить за продукт стандартного качества в премиальной упаковке?


Катрин Меррем, основатель  фирмы Noka, упаковала обычный шоколад в красивые коробки, увеличив цену на продукт в 50 раз. $44 вместо 2 стоит также бутылка воды Evian Palace из-за бутылки специального дизайна со стальным дозатором.


Выпуск такого товара позволяет подчеркнуть премиальность всего бренда в целом, что в большинстве случаев отражается на росте продаж продукта в стандартной упаковке. В случае с Evian это делается исключительно маленькими партиями, которые продаются в статусных местах. Иногда действительно упаковка получается эргономичной, и тогда покупатель готов платить больше за удобство использования продукта.
Владимир Лукьянов,
директор по операциям «ИДС групп»


Экономический подход к этому вопросу подразумевает, что нужно стараться один и тот же продукт продать разным потребителям за разную цену. Почему? Потому что рынок потребителей очень сильно сегментирован. Когда продукт для всех стоит одинаково, как обычно бывает с массовыми продуктами, то компания не зарабатывает возможного максимума. Классический пример такого подхода – билеты на авиалинии, когда в одном и том же экономическом классе цена билетов соседних пассажиров может отличаться в пять-десять раз.
Петр Чернышов,
генеральный директор группы предприятий BBH в Украине


Количество миллионеров в мире растет стремительными темпами и в первую очередь за счет развивающихся стран. Именно их граждане являются активными потребителями товаров класса люкс. Стремление очень богатых людей подчеркнуть свой статус за счет первичных атрибутов спровоцировало появление и активный рост сегмента товаров роскоши и спроса на них. Ждать три года, чтобы за 45 тыс. евро купить женскую сумочку?! Да, будьте добры, быть 38-й в очереди за Birkin.
Наталия Шталтовная,
руководитель интернет-проекта 2buy.ua


Перспективы


Макроэкономическая бездеятельность правительства пугает экспертов
Эксперты МВФ отмечают, что в последнее время макроэкономические дисбалансы в Украине усилились. «Уровень инфляции неприемлемо высок. Позиция текущего счета ухудшается», – утверждают они. Инфляция в Украине в 2008 г. может составить около 17% (декабрь к декабрю), а рост ВВП – 5,6%, тогда как в 2007 г. эти показатели составили 16,6 и 7,3% соответственно.


С 20 марта по 1 апреля эксперты миссии Европейского департамента МВФ проводили в Киеве консультации с правительством и Национальным банком относительно макроэкономической политики и выработки прогноза на будущий год. Среди основных рекомендаций МВФ – целесообразность перехода к политике более гибкого обменного курса, постепенного расширения валютного коридора, формирования режима инфляционного таргетирования через два-три года и сокращения дефицита госбюджета-2008 до 1,5% ВВП.


Некоторые эксперты постоянно повторяют, что правительству в ближайшее время необходимо начать реформирование сектора экономики, что позволит удерживать рост инфляционных показателей. Вместо этого Кабмин готовится, например, регулярно заслушивать отчеты не только глав областных, но и районных администраций.


Вопрос рационального использованиЯ земель остается дискуссионным
Правительство в структуре посевных площадей видит перекос в сторону высокорентабельных культур, предназначенных в первую очередь для производства биотоплива. Поэтому Минагрополитики предлагает запретить расширять посевы подсолнечника и рапса. Но реальных рычагов влияния на агропроизводителей в части выбора культур для посева у властей сейчас нет. Способствовать изменению ситуации они могут стимулирующим мероприятиям, например, дотациям.


Доллар живее всех живых
Курс доллара в среднесрочной перспективе будет скорее расти, чем падать, заявил в начале апреля вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин: «Мало кто помнит, что в 1980-х доллар уже пережил падение в два раза по отношению к другим валютам, но сохранил при этом статус резервной валюты». В то же время г-н Кудрин отметил, что пока непонятно, до какого уровня может продолжиться падение доллара, напомнив о существующих прогнозах «дна» на уровне $2 за евро.


Восточную Азию спасает внутренний рынок

Финансовый кризис в США минимально замедлит рост восточноазиатских экономик, говорится в опубликованном 2 апреля прогнозе Мирового банка. Рост развивающихся экономик Восточной Азии замедлится с 10,2% в 2007 г. до 8,6% в 2008-м. Влияние американских кризисов на экономики Азии еще заметно, хотя слабеет, полагают в МБ. Оно выражается в основном в резком падении региональных фондовых рынков. Но восточноазиатские банки в состоянии обеспечить объем кредитов, необходимый для роста инвестиций. Устойчивость азиатских экономик по отношению к кризису определяется развитостью их внутренних рынков. Наиболее серьезная проблема для азиатских экономик – быстрый рост цен на топливо и продовольствие.

Залишити відповідь