Устоят ли операторы мобильной связи перед развитием интернет-технологий
Развитие технологий может приводить к изменению бизнес-моделей участников рынка и перераспределению общего пирога между ними. Яркий пример тому – рынок мобильной связи.
Внедрение новых технологий и услуг не оказало должного воздействия на бизнес сотовых операторов. Пока никакие инструменты, помимо наращивания абонентской базы, не ведут к заметному укрупнению операторского бизнеса, а дальнейшее развитие отрасли, очевидно, принесет главные дивиденды уже другим компаниям. Бизнес мобильных операторов неуклонно движется к модели кабельных компаний, за фиксированную плату предоставляющих доступ к каналу обмена данными. В этих условиях игрокам сотового рынка нужно думать о структурном разделении бизнеса и готовиться к экспансии IP-услуг, однако их сегодняшние действия свидетельствуют лишь о попытках сохранить текущую модель.
Конвергенция или экспансия?
В марте нынешнего года компания «МТС-Украина» заявила о развитии конвергенции как перспективном направлении своего бизнеса. Это стало логичным шагом после подобных действий материнской структуры в России – развития комплекса сервисов FMC (Fixed Mobile Convergence – услуг фиксированной связи в мобильных сетях). «Сейчас в развитии конвергентных услуг мы опередили других операторов, – считает директор по маркетингу «МТС-Украина» Василь Лацанич. – У нас сформирован ряд департаментов, занимающихся конвергенцией, продуманы и просчитаны бизнес-планы».
В Украине конвергентные сервисы оператор планирует запустить во второй половине текущего года. Развитие данного направления МТС совершает в три этапа: сначала оператор взялся наладить предоставление всех ключевых услуг (фиксированная, мобильная связь и интернет-доступ) по отдельности, затем он намерен объединить их в пакеты и предоставлять через единую точку связи для корпоративных клиентов, а впоследствии – вывести это решение на массовый рынок.
Столь сложную стратегию оператор выбрал неспроста. По словам главного маркетолога «МТС-Украина», конвергенция является инструментом к тому, чтобы стать интегрированным оператором, развивающим высокодоходные мобильные услуги с использованием решений фиксированной связи. Впрочем, попытки тотального контроля над мобильным бизнесом характерны не только для отечественных операторов. Страницы Интернета пестрят огромным количеством разнообразных аббревиатур, обозначающих те или иные инициативы телекоммуникационных компаний по продвижению конвергентных стандартов. Большинство из них сводятся к объединению фиксированных, мобильных и локальных беспроводных сетей, что позволит абонентам экономить на связи.
Наиболее заметный – стандарт коалиции Fixed-Mobile Convergence Alliance, созданной компаниями British Telecom, NTT, Rogers Wireless, Brazil Telecom, Korea Telecom и Swisscom. По состоянию на январь 2007 г. в этом альянсе состояли 26 участников. Менее известными, но такими же амбициозными являются стандарты GAN (он же UMA – Unlicensed Mobile Access) и фемтосоты (femtocells). GAN (Generic Access Network) предполагает объединение локальных Wi-Fi-сетей с сотовыми 3G-сетями благодаря совместимому мобильному устройству.
Столь высокую маркетинговую активность операторов в данном направлении можно объяснить и появлением угрозы прихода IP-услуг в сотовые сети. По этой причине операторы снижают себестоимость, следовательно, и тарифы на услуги и не пускают интернет ориентированных игроков в свой бизнес.
Подобной монополии, по мнению некоторых аналитиков, суждено просуществовать недолго. «Сегодня мы видим начало революции, результатом которой станет использование мобильных телефонов для тех же целей, что и ПК, а сети будут обладать линейной IP-архитектурой», – утверждает ведущий аналитик ABI Research Ян Кокс. По его мнению, в таких условиях телефония станет лишь одним из многих сервисов, предоставляемых через Интернет. Рынок интернет ориентированных услуг, по прогнозам ABI Research, к 2012 г. вырастет до невероятной цифры – $150 млрд. Каждый второй абонент в мире будет пользоваться хотя бы одним из таких сервисов. VoIP станет основным источником голосовой связи для 1,2 млрд. человек во всем мире. Уже в 2010 г. в этих процессах будет наблюдаться эффект снежного кома, сопровождающийся активным развитием самих сервисов и контента. А по прогнозам Nokia Siemens Networks, в 2015 г. в мире будет 5 млрд. пользователей, постоянно подключенных к Интернету и потребляющих интернет ориентированные сервисы.
Игры в мобильный Интернет
Сегодня становится все более очевидным, что недооценка потенциала Сети может повлиять на операторский бизнес. Вместо развития полноценного интернет-доступа операторы придумывают все новые маркетинговые инструменты, такие как WAP 2.0 и WAP Push, которые с малой вероятностью будут восприняты рынком.
Возможности для успешного продвижения мобильного доступа у операторов были. Об этом свидетельствует услуга i-mode в Японии и Gallery – во Франции. Следует отдать должное первой услуге, предоставляемой японским оператором NTT DoCoMo. Благодаря заботе о контенте (оператор сотрудничает с 4 тыс. контент-провайдерами) подписчик сервиса i-mode может посетить 12 тыс. специальных Web-страниц и более 100 тыс. совместимых. Телефоны, поставляемые оператору специально под i-mode, оборудованы дополнительными навигационными средствами.
Если раньше речь шла о контроле мобильными операторами целой армии интернет-пользователей и, как следствие, значительной доли рекламного рынка, то сейчас угроза исходит от самой Сети, нарушающей баланс взаимоотношений абонент – оператор в сторону ослабления полномочий последнего. Согласно исследованию ABI Research, на сегодняшний день абоненты уже имеют три сопоставимых источника услуг. Наряду с загрузкой контента через мобильных операторов, они могут воспользоваться для этого Интернетом или переписать необходимую информацию с ПК. При этом в видеосервисе Интернет уже является основным источником: 31% американских абонентов используют для этого YouTube и лишь 28% пользуются операторскими услугами. Подобная ситуация и с музыкой.
Парадоксально, но злую шутку с операторами в данном процессе сыграло развитие связи третьего поколения, которая предоставила пользователям широкополосный доступ в Интернет. Неудобные для операторов требования были прописаны еще в пятом релизе 3G-стандарта, датированном 2002 г., где отмечается, что операторы должны создать инфраструктуру, обеспечивающую качество мультимедийных и голосовых услуг. Сегодня эти сети создают все больше головной боли для сотовых компаний, порождая разговоры о так называемом Bit Pipe (битовая труба), где единственным источником дохода для оператора останется оплата за переданные данные. Говорить о подобной угрозе еще рано, поскольку операторы остаются владельцами своих сетей, и на практике пока никто не может вынудить их обеспечивать качество сервисов, базирующихся на мобильном интернет-доступе. Однако они могут повышать приоритетность своих основных сервисов за счет ухудшения качества передачи данных через Интернет.
Революция мобильных устройств
В борьбе за контроль над абонентскими услугами у операторов мобильной связи остается все меньше союзников. Если в прошлом вендоры мобильных телефонов могли назвать значительной маркетинговой победой контракт на эксклюзивные поставки своих устройств ведущим операторам, то сейчас уже телекоммуникационные игроки начинают бороться за право продвигать лучшие устройства. Яркий пример тому – Apple iPhone, эксклюзивных поставок которого в своих странах добились операторы AT&T, T-Mobile, Orange и O2.
В то же время в самой компании Apple, которая при выводе нового продукта в полной мере воспользовалась дистрибьюторскими возможностями операторов, сейчас не исключают разрыва со своими стратегическими союзниками. «Компания не привязана к какой-то определенной модели, и ситуация может измениться, если этого потребуют обстоятельства», – утверждает главный операционный менеджер Apple Тим Кук. Выходить из тени мобильных операторов намерен и другой производитель высокотехнологичных мобильных устройств – тайваньская компания HTC – один из лидеров рынка коммуникаторов с ОС Windows Mobile. По словам регионального директора HTC в России и СНГ Скотта Ченга, несмотря на то что операторы остаются ключевыми партнерами, они уже не могут охватить необходимую долю рынка в продвижении подобных устройств.
Основной причиной таких действий вендоров стала трансформация в восприятии самих терминалов. После появления возможности Web-серфинга на мобильном телефоне уже не один год рынок ждет устройства, способного заменить ПК и обеспечить полноценный интернет-доступ. До последнего времени подобные коммуникаторы продвигались некоторыми производителями (Nokia N90 Communicator, HTC X7500 Advantage), однако по ряду причин эти терминалы не смогли стать массовыми. Революцию начал тот же iPhone: по данным Google, сайт поисковика во время рождественских праздников получил гораздо больше запросов с iPhone, чем с любого другого мобильного устройства. Формула успеха от Apple проста: к дисплею с большим разрешением разработчики добавили сенсорное управление вместо традиционной клавиатуры, оснастили удобным браузером и поместили все это в привлекательный корпус. По оценкам ABI Research, уже к 2013 г. подобный терминал будет у каждого третьего пользователя мобильной связи. Компания Intel даже придумала новый класс устройств – MID (Mobile Internet Device), который, по ее мнению, уже в ближайшем будущем должен начать рыночную экспансию. Она же разработала и платформу для интернет-планшетов Atom, которую уже пообещали использовать в своих продуктах Panasonic, Gigabyte, Asus и др. Главной особенностью большинства этих устройств является то, что они не операторские, то есть рассчитаны на работу в открытых интернет-сетях.
Операторы нового типа
Совсем недавно в США состоялся аукцион по продаже частот диапазона 700 МГц, ранее использовавшихся для наземного аналогового телевидения. Аукцион был отмечен высоким накалом страстей, не характерным для событий подобного рода. Впрочем, это и неудивительно – его можно с уверенностью назвать первой серьезной атакой на господство сотовых операторов на рынке мобильной связи. Об этом говорит не только размер ставок (распроданный частотный ресурс принес в казну США $19,1 млрд.), но и участие Google – ключевого игрока интернет-рынка. И хотя выходу Google на рынок мобильной связи на этот раз не суждено было свершиться, ему удалось протащить знаковое решение: сети, построенные на данных частотах, должны быть открытыми для любого устройства. Этим требованием Google подложил мину замедленного действия под операторский бизнес и подорвал их возможность властвовать над своими сетями. Но Google не остановился на достигнутом: он обратился в FCC (Федеральная комиссия связи США) с просьбой предоставить нераспределенные частоты компаниям, оказывающим услуги широкополосной связи. Таким образом поисковик продвигает инициативу по развитию национальной широкополосной беспроводной сети Wi-Fi 2.0 с открытым доступом, к которой сможет подключиться любой пользователь и на основе которой интернет-гигант будет продвигать новую рекламную платформу.
Кроме Google, дивиденды смогут получить и некоторые операторы. «Что касается интернет-бизнеса, то операторы также могут выбрать путь, при котором они будут просто провайдерами либо станут партнерами в проектах, нацеленных на «мобилизацию» сообществ пользователей проводного Интернета», – уверен Озджан Эрмиш, директор по маркетингу и продажам индивидуального сегмента оператора life:). Примером этого может служить активность оператора «3»: не заняв сильных позиций на рынках некоторых европейских стран, он решил сосредоточиться на предоставлении широкополосного доступа в Интернет под ТМ X-Series. Благодаря стоимости трафика, соотносимой с тарифами фиксированных сетей, и неплохому качеству в стандарте UMTS абоненты могут получать все услуги через Интернет. Среди наиболее популярных – телефония по технологии VoIP, сервис мгновенных сообщений посредством Windows Live Messenger, а также телевизионные сервисы Slingbox и Orb. Эти услуги уже доступны в большинстве стран присутствия «3».
Очевидно, подобная переориентация бизнеса ожидает и других мобильных операторов со слабыми рыночными позициями. Возглавить этот список стремятся CDMA-игроки, чья технология доступа в Сеть уже достигла приемлемого качества. В Украине, к примеру, косвенно о такой модели заявил оператор PEOPLEnet, решивший развивать интернет-доступ, не отказываясь от мобильных телефонов. Шанс на продвижение в таких условиях получают и новые стандарты беспроводной связи, к примеру, WiMAX. Однако все эти возможности сопряжены со значительными инвестициями без надежных гарантий их возврата. Вольготные времена для компаний, предоставляющих услуги мобильной связи, уходят в прошлое.
Рождение сверхновой Телекоммуникационный рынок в своем развитии демонстрирует неоднозначные тренды. Наряду со структурным делением и появлением новых игроков или, по крайней мере, ролей происходят процессы конвергенции. Если предыдущие годы проистекали в сближении мобильных и фиксированных сетей, то сейчас можно заметить процессы унификации пользовательских устройств. На очереди – конвергенция услуг. Какое влияние оказывает сегодня Интернет на операторский бизнес? Готова ли украинская инфраструктура к тяжеловесным сервисам, связанным с медиа? |