Глобальные вызовы телекоммуникационного бизнеса уже добрались до Украины. Но пока операторы реагируют на них традиционными решениями.
В Украине первый этап развития операторского бизнеса – наращивание абонентской базы – уже позади, а новый, связанный с ростом доходности абонентов, до сих пор тормозится регуляторными и рыночными факторами. В сложной ситуации находится топ-менеджмент операторов: большинство существующих сегодня стратегических инструментов уже давно используются телекоммуникационными игроками развитых стран. Их эффективность постоянно снижается, но двигаться куда-то нужно, ведь замедляющаяся динамика не может не настораживать акционеров. Проанализировать действия украинских мобильных операторов и ситуацию на отечественном рынке сотовой связи «&» помог Роман Химич, консультант Netton CG.
Какие стратегические вызовы стоят перед украинскими операторами мобильной связи?
Сотовые операторы исчерпали резервы экстенсивного роста – все, кто имел желание и возможность, уже стали абонентами мобильной связи. Безусловно, с каждым годом проникновение по-прежнему будет немного расти главным образом за счет взрослеющего молодого поколения, но это считанные единицы процентов в год. В связи с этим резервы роста бизнеса мобильной связи видятся в увеличении потребления услуг. Опасения относительно прекращения роста бизнеса в связи с насыщением рынка преувеличены. По итогам прошлого года рост рынка в денежном выражении составил около 30% – исключительно за счет увеличения потребления. Стоит отметить, что низкий ARPU (ежемесячный доход от абонента) у украинских операторов в значительной мере обусловлен имеющим место эффектом мульти-SIM, когда расходы одного абонента «размазываются» между несколькими операторами.
Какие дополнительные доходы могут получить от конвергенции операторы, и можно ли говорить после этого, что мобильные игроки полностью контролируют телекоммуникационный рынок?
Если говорить о бизнесе мобильных операторов, то конвергенция для них – закономерное развитие процесса FMS (Fixed to Mobile Substitution – замещение сетей фиксированной связи сетями мобильной связи), проявившегося в Европе еще в 1990-х. Одно из реальных направлений развития для сотовых операторов – «отъедание» доходов, генерирующихся сейчас в сетях фиксированной связи, – в первую очередь «Укртелекома». При благоприятных для сотовиков и неблагоприятных для фиксированных операторов обстоятельствах, мобильные игроки заберут к себе 25-30% наиболее состоятельных абонентов. Пока этим занимаются только операторы CDMA-сетей. К слову, данные игроки сегодня чувствуют себя очень комфортно и быстро растут: практически на 100% в год по абонентской базе и на 70% – по доходам. По сути, они занимаются предоставлением классических конвергентных услуг. Хотя FMS является глобальной тенденцией, ее темпы и масштабы в разных странах сильно различаются из-за влияния регуляторных факторов.
Распространено мнение, что конвергенция, как и Triple Play, – скорее маркетинговые инструменты…
Действительно, во многих случаях использование термина «конвергенция» – не более чем элемент маркетингового позиционирования. На мой взгляд, это направление является малоперспективным и в некоторой мере даже тупиковым. За исключением местной мобильной связи, конвергентные услуги – большей частью эксперименты, до сих пор не продемонстрировавшие значительных успехов. Дело в том, что мотивацией мобильных операторов среди прочего является попытка сохранить рентабельность своего бизнеса перед лицом глобальных вызовов. А рентабельность эта сегодня очень высока, особенно на постсоветских рынках. По моему мнению, эта задача вряд ли осуществима. Уже в среднесрочной перспективе рентабельность крупнейших игроков, «МТС-Украина» и «Киевстар», начнет быстро снижаться – как минимум до среднеевропейского показателя в 25-30%.
Вместе с тем наблюдается интерес к рынку мобильной рекламы…
Сам по себе рекламный рынок Украины очень мал, и рентабельность на нем невысока. Это первый аргумент в пользу того, что операторам там особенно нечего искать. Другая причина малоперспективности подобных изысков – структурная. Рассматривая возможность экспансии на рынок рекламных услуг, операторы тем самым снова и снова пытаются воспроизвести понятную для них модель вертикально интегрированной компании, которая контролирует все аспекты предоставления услуг и связанного с этим пользовательского опыта. Но под давлением регуляторных органов неизбежно произойдет разделение операторского бизнеса: строительство и развитие сетей будет отделено от предоставления услуг конечным пользователям. И слава Всевышнему. Для компаний телекоммуникационного сектора обычным состоянием является своего рода корпоративная шизофрения. Дело в том, что задачи развития сети и услуг на базе данной сети требуют диаметрально противоположных подходов. Подразделения, отвечающие за сеть, заинтересованы в повышении инвестиций в инфраструктуру. Это неизбежно сказывается на себестоимости услуг. А маркетологи заинтересованы в максимальном снижении себестоимости сервисов. Показательным является пример компании UMC, которая в свое время на протяжении полутора-двух лет инвестировала в развитие сети существенно меньше своего извечного конкурента. На определенном этапе это позволило показать превосходные финансовые показатели, но привело к проигрышу в долгосрочной перспективе.
Станут ли операторы создавать сторонние структуры для предоставления тех или иных услуг?
Неизбежно. На мой взгляд, им нужно уже сейчас над этим думать и готовиться к тому, что рано или поздно придется отделить бизнес по развитию сетей от бизнеса по предоставлению услуг конечным пользователям. Это новейший тренд, заявленный еврокомиссаром по ИКТ-сектору Вивиан Реддинг. Не в последнюю очередь он вызван тем, что попытки реализовать эффективное и ориентированное на стимулирование конкуренции регулирование во многом провалились. Причина проста: значительная часть полномочий находится в компетенции национальных регуляторных органов, ЕС оставил за собой лишь наиболее фундаментальные, рамочные вопросы. В той или иной форме связанные с крупнейшими участниками рынка чиновники национальных регуляторных органов последовательно делают все возможное, чтобы нейтрализовать усилия ЕС по стимулированию конкуренции. Показательным является пример с регулированием роуминговых тарифов. После принудительного снижения ставок на голосовую связь операторы успешно отыгрываются на тарифах передачи данных и sms, доводя ситуацию до абсурда. В связи с этим Еврокомиссия инициировала пересмотр всей модели регулирования – предполагается создание единого европейского наднационального регулятора.
Существует еще одна угроза – распространение в сетях мобильной связи новых сервисов, основанных на интернет-технологиях. Как это может отразиться на рынке мобильной связи?
Новые сервисы уже влияют, причем самым нежелательным для операторов сетей образом: все большая часть абонентов и все чаще используют внешние по отношению к операторским сетям сервисы. Соответственно доходы от них ускользают от операторов. Ночным кошмаром последних является сценарий их превращения в просто канал для данных. Для них неприемлема перспектива стать лишь транспортом, ведь это совершенно другая рентабельность и относительно незначительное место в цепочке добавленной стоимости. Это одна из причин отсутствия у операторов ясного понимания того, что делать с лицензиями на 3G, когда они их получат.
Недавно в США завершился аукцион на частотный ресурс в диапазоне 700 МГц, который возможно использовать для покрытия страны широкополосным интернет-доступом. Какова роль Google в этом процессе, и как подобное может отразиться на глобальном телекоммуникационном рынке?
Эту ситуацию нельзя проецировать на другие рынки – в разных странах свои схемы распределения частот для различных категорий пользователей. У нас такие частоты не предназначены для коммерческих услуг передачи данных. Именно на этом погорела Intel, уже который год без особых успехов пытающаяся продвинуть стандарт WiMAX. В свое время ей удалось продвинуть стандарт беспроводных офисных сетей, известных как Wi-Fi. Однако при попытке повторить этот успех в случае с операторским решением, каковым является WiMAX, была проигнорирована необходимость учитывать специфику регулирования коммерческих частот в разных странах. В Intel совершенно искренне не понимали этой проблематики, поэтому WiMAX, судя по всему, «умрет совсем маленьким».
Почему услуга мобильного Интернета в Украине не получила должного восприятия?
Мобильный оператор, выходящий с этой услугой, сталкивается с тем, что его конкурентами становятся операторы фиксированных сетей, сотни больших и малых провайдеров доступа в Интернет. Этот рынок уже сформировался, да и люди не желают платить в разы больше просто за мобильность. В результате рентабельность услуги мобильного доступа в Интернет существенно ниже, нежели услуги мобильной телефонии. Перед оператором возникает вопрос, насколько ему интересно направление, которое будет негативно сказываться на общей рентабельности его бизнеса.